31 июля в Деснянском суде Чернигова состоялось очередное заседание по делу о краже бюста поэта Пушкина на Валу и памятника писателю Михаилу Коцюбинскому с его могилы на Болдиных горах.
В клетке двое черниговцев: 30-летний Сергей Пилипенко и 32-летний Андрей Ивасенко. В зале наконец-то появился и третий фигурант дела, 26-летний Алексей Городиский. Думали, что он в бегах. Но адвокат сказал: «Находился в больнице».
— Правда? — спросила у Алексея.
Кивнул головой.
Памятник Коцюбинскому — 150 килограммов, бронза. Его похитили вечером 17 декабря 2017 года. Бюст Пушкина пропал 31 декабря ночью, вес 100 килограммов.
Нашли в мешках в Горсаду 3 января. Обвинение за Коцюбинского предъявили только Сергею Пилипенко. Он в 2012 вышел из тюрьмы. Сидел за групповое избиение мужчины, который потом умер. А вот в краже бюста Пушкина, хотя он и легче, и меньше, подозревают троих — Пилипенко, Ивасенко и Городиского. Ивасенко уже был судим, но не сидел. Сейчас по нему еще есть дело за кражу кабеля. Оно идет отдельным производством.
Пилипенко вину he признает. На нем висят еще два обвинения: за передачу травки в СИЗО и кража велосипеда. Почему-то последнее дело приобщили к памятникам. На суд вызвали потерпевшего, 30-летнего черниговца Виктора Добровольского. Он инвалид второй группы — проблемы с ногой.
Третьего сентября он оставил возле работы пристегнутый велосипед «Аванти». Сейчас такой стоит пять тысяч гривен. Камера видеонаблюдения зафиксировала, кто срезал замок. Девушка Сергея, которая пришла на суд, очень расстроилась, узнав об этом.
— Может, это не правда. Давайте я вам заплачу за велосипед, — обратилась в коридоре к Добровольскому.
— Зачем, когда уже идет суд? — удивился Виктор. — Здоровый бык, работать нужно, а он велосипед утащил. Незадолго до этого случая у меня украли этот же велосипед. Я фото человека с камеры разместил в Интернете. Он не только вернул велосипед, но и извинился. Осознал. Через несколько месяцев я встретил его, расклеивал объявления в маршрутках. А ваш сдал в ломбард, откуда выкупили другие люди.
Девушка еще больше расстроилась.
— А если он попросит прощения?
— Ну не знаю. До сих пор же не попросил.
Так ни о чем и не договорились. К рассмотрению по сути в заседании так и не приступили. Этим был очень огорчен потерпевший 52-летний Игорь КОЦЮБИНСКИЙ, правнук Михаила Коцюбинского, директор Черниговского литературно-мемориального музея-заповедника Коцюбинского.
— Пилипенко вину не признает. Я думаю, заказчика (-ов) никто не искал и искать не будет. Надеялся, что к 17 сентября, дню рождения Михаила Коцюбинского, памятник вернут на место. Теперь сомневаюсь. Беседовал с Ольгой Хонич, заместителем мэра Чернигова. Процедура растянется до декабря. Почему нельзя решить все это за несколько дней? Уже больше 15 лет существует традиция ко дню рождения и к годовщине смерти, 25 апреля, возлагать цветы к могиле писателя. Правда, за всю каденцию эти губернатор и мэр не были ни разу. Хотя когда в город приезжают туристы, они идут не к фонтанам, а в музеи, — говорит Игорь Юлиевич.
Адвокат Андрея Ивасенко был в командировке. А сроки содержания в СИЗО Пилипенко и Ивасенко истекали. Поэтому прокурор Дарья Лукьянец хлопотала о продлении срока содержания под стражей еще на два месяца. Ивасенко же заявил, что он хочет ночной домашний арест, чтобы днем ходить на роботу, а ночью быть с сыном и женой.
— 25 апреля вам избрали домашний арест, а в мае ночью что вы сделали? — спросил судья Руслан Григорьев.
— Пытался освободить птичку, — ответил Ивасенко, чем вызвал смех даже конвоиров. На самом деле он попался на краже кабеля с балкона.
Суд спросил мнение потерпевших и решил не отпускать подсудимых из СИЗО. Следующее заседание по делу в сентябре.
Валентина Остерская, «Весть» № 32 (812) от 9 августа 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.