Украинский диссидент, приговоренный к смертной казни и отсидевший в тюрьме в общей сложности 26 лет, политик, правозащитник, Герой Украины 89-летний Левко Лукьяненко приезжал в Чернигов. 11 мая выступал в Черниговском национальном технологическом университете. Общался. Подписывал книги.
— Будете ли заезжать к родственникам? К Валентине Тимофеевне (вдова Александра Лукьяненко, родного брата Левка) в Чернигов, Зинаиде Григорьевне, родной сестре, в Седнев, к родичам в Городню?
— Сейчас не буду заезжать.
— Когда виделись с родными?
— Недавно. Здесь, в Чернигове, три моих племянника (сыновья брата Александра). Михаил где-то в Карпаты поехал (художник, снимает мастерскую в Киеве). А Роман и Тарас здесь. Обещали приехать сюда, на встречу. Что-то не вышло у них.
— Здесь вы по приглашению курсов украинского языка?
— Меня пригласили ректор технологического университета Сергей Шкарлет и Людмила Зиневич (кандидат филологических наук, доцент ЧНТУ), она ведет в Чернигове бесплатные курсы украинского языка. Именно ей я подарил множество книжек в помощь курсам.
— Приехали со своим водителем?
— Водитель технологического университета. Меня привезли и отвезут домой. В село Хотов Киевской области.
На встрече Левко Лукьяненко сначала выступил.. Потом попросил задавать вопросы. Спросил, есть ли кто из Городни (Левко Лукьяненко родом из села Хриповка под Городней). Земляков было два человека. Вопросы задавали в основном люди п.остарше, не студенты. Левко Лукьяненко стал нелестно отзываться о нынешней власти. Называл имена политиков. Администрация политеха вспомнила, что студентам срочно надо уходить. На пары, на уборку мусора. Предложили продолжать встречу в другом формате. Подписывать книги.
В очереди на получение автографа смотрю на военного, в его руках целая стопка книжек.
— Для библиотеки батальона, — объясняет Ленид Коваленко, замкомандира по воспитательной работе 13 батальона. — Нам подарили 11 книг.
— У 13 батальона есть библиотека? — удивляюсь.
— Нет еще, — смущается. — Начинаем делать. Есть пока 2 зеленых ящика, которые я вожу с собой на войну. Я случайно здесь. В отпуске, — листаем, переговариваясь, подаренное. «Від хохла до українця». Размышления Левка Лукьяненко. Тираж — 10000. «Московство» Павла Штепы (деятель украинской эмиграции, историк).
— Если кто не читал того Павла Штепу, — говорит Левко Григорьевич, услышав наш разговор, — обязательно прочитайте, обязательно.
— Сафронову, через «а», — открывает страницу для автографа Анатолий Сафронов. Переселенец с Донбасса.
— Геннадию Ершову, — подает книгу известный 50-летний скульптор. Представляется: автор памятников Святому Владимиру в Польше, Тарасу Шевченко в Румынии, Ивану Мазепе в Чернигове, первому съезду князей в Любече.
— Для учеников моей школы, — улыбается 47-летняя Ольга Чепига, учительница истории Чернотичской школы Сосницкого района. Приехала из Чернотичей рейсовым автобусом, за свои деньги туда и назад. Пригласила бывшая ученица, сейчас студентка политеха, Вика Журба. — Мои ученики с вами, Левко Григорьевич, уже встречались. Сказали не фотографировать со вспышкой.
— Глаза слабые стали, — объясняет Герой Украины. Настоящий.
Тамара Кравченко, «Весть» № 21 (801) от 24 мая 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Лукьяненко, Кравченко, Весть