В понедельник две буренки спокойно щипали травку на главной аллее Черниговского центрального парка культуры и отдыха. Той, что ведет на «Золотой пляж». Издали мы приняли их за пони. Но нет, коровы. Попаслись на поляне, где для отдыхающих установлены мангалы и столики, потом чинно перешли по асфальту и принялись за зелень на другой обочине.
«Дети хоть узнают, откуда молоко борется»
По аллее мимо рогатых проезжают к пляжу и назад велосипедисты, пробегают бегуны, проходят мамы и бабушки с колясками, с собачками. Две коровы в городском парке не особо удивляют, возмущают или пугают.
— Мы коров не боимся. Я родом из села (Курень Бахмачского района). Бабушка корову держала. Теперь живем в Чернигове, я в декрете, часто гуляю тут с сыном, — говорит Жанна Кибенко.
Она катит по дорожке коляску с годовалым Назаром. — Коровы не каждый день туг ходят, в основном идут вглубь, дальше от дороги.
Небольшая собачка породы мопс мчится к коровам. И радостно кружит вокруг.
— Мы живем за политехом. Там мы с Рокки часто этих коров встречаем, — объясняет хозяйка мопса Катя Свирид. — Они на лугу на «Брянске» пасутся.
Бурая корова приостанавливается, поднимает хвост. Рокки успевает отскочить в сторону, «бомба» падает в траву.
— Дети хоть на корову живую посмотрят, — говорит бабушка малыша Лариса Варгузина. — А то молоко пьют, а откуда берется, не знают.
«Помогаю хозяйке»
Недалеко от коров собирает мусор в пакеты 60-летняя Татьяна Вовк. Прохожие рассказали, что именно она следит за скотом (это не ругательство, а название животного для сельского хозяйства... и для городского тоже).
— Ваши коровы?
— Мои. А что, зашли куда-то? — всполошилась женщина. — Сейчас заберу.
— Где вы их держите?
— Коровы не мои личные, я только присматриваю, — уточняет Татьяна.
— Помогаю хозяйке, Раисе Васильевне. Вот бутылки, стекло убрала тут — коровы об них ноги ранят. Отнесу в мусорку.
Татьяна рассказала, что коров зовут Радомира и Розалия. Раде три года,
Роза еще не телилась, ей 10 месяцев.
— Раиса Васильевна живет на Кордовке. Дом большой, на две семьи. Сарай двухэтажный. На первом этаже—коровы, куры, поросята. На второй этаж сено складывают. Три тонны на зиму закупают. В Толстолесе за Черниговом. В доме еще живут сын (военный) и дочка со своими семьями.
— А молоко куда?
— На семью. Четверо детей. Соседи тоже берут.
— Доите вы?
— Что вы. Коровы только хозяйку подпускают. И помыть, и доить. Осеменять ветеринар приходит. А телят потом в село отправляют.
Раиса Васильевна просит: «Таня, помоги». И я помогаю с коровами, не за деньги, за еду. Живу на Рокоссовского, но иногда и ночую у нее — коров в семь утра выгонять надо, и до семи вечера они пасутся. Слежу, чтобы к фонтанам не ходили, наверх не поднимались.
«Нет такого закона, чтобы запретить коровам о парке пастись»
— Руководство парка вас не прогоняет?
— Ну кто за нами бегать будет? Неофициально разрешают. Кто-то жалобу написал, но вроде бы ответ был таким, что нет такого закона, чтобы запретить коровам в парке пастись.
Коровы с первого мая пасутся натравке, но с августа начинают рваться в сад. За политехом фруктовые деревья растут. Туг, в горсаду, тоже яблоки и груши есть.
— Вы же обещали не приводить коров в парк, — недовольно обращается проходящий мимо мужчина. Назвался Дмитрием Ивановым. — Они сейчас здесь, через час — на детской площадке, сделают туда все свои туалетные дела. Я просил мадам этого больше не делать, но она говорила, что коровы не ее. Это же Центральный парк, центральный пляж. Областной центр!
— Рядом есть луга, паслись бы там. А не тут, на центральной алее. Приезжают гости в город, их это шокирует. Приводим их в парк культуры и отдыха, а тут коровы пасутся. Мы ж не в колхозе живем, — поддерживает мужа Елена Иванова.
Лепехи сразу в кулечек — и закопать
— Правда, что на детской площадке нагадили?
— Пойду гляну. Если нагадили, уберу. Я стараюсь за ними подбирать сразу. У меня с собой два совочка, кулек (женщина достает два металлических совка и смятый «союзовский» пакет). — Если кучу сделают, я сразу в пакет. Потом закапываю.
— Коровы от вас не убегают?
— Да постоянно, — возмущается Татьяна. — Тогда иду к хозяйке жалуюсь. И мы с ней их ищем. Однажды в лес как зашли, показывает на «дикий» парк, — искали до 9 вечера, пока не стемнело, уже ничего не видно было.
Радомира поднимает хвост трубой, как кот в настроении, и выпускает на травку мощную струю.
* * *
Пошли к хозяйке. Раиса Киричок о коровах рассказывать не стала, позвала дочку. Но и дочка не разговорилась.
«Ну кто за ними бегать будет?»
— Вы знаете, что в городском парке коровы пасутся? — спросили по телефону у директора КП «Центральный парк культуры и отдыха» Владимира Хольченкова.
— Это частные коровы. А территория, где они пасутся, — Кордовка, там большой частный сектор. Я не могу людям запретить пасти своих коров там, где они живут. Это Чернигов, у нас корова даже на клумбе пастись может — никого не удивишь.
— Где граница территории парка?
— Территориально от улицы Шевченко и до Десны — это все горсад. Центральный парк культуры и отдыха. Но отвечает за то, что находится за главной аллеей (за фонтанами), уже КП «Зелен-буд». Как и за все зеленые насаждения в городе. Парк убирается, мусор вывозится.
В верхней части есть объекты, которые находятся под охраной: аттракционный городок, Летний театр, фонтаны. Если бы вы меня спросили про неисправность какой-нибудь карусели, — это в моей компетенции. А гоняться за коровами по всей территории парка мы не обязаны. Мы отвечаем за отдых людей.
— А кто должен гоняться?
— Горсад — коммунальная собственность, пусть жалуются в полицию, «Муніципальну варту». Может быть, есть какие-то штрафы. Мне на коров никто не жаловался. Однажды корова залезла пастись в центральную клумбу — тогда я очень сильно ругался. Есть проблема посерьезней — в парке бегают бездомные собаки. Они представляют опасность: идет мама с ребенком, свора собак их окружает, начинают рычать, ребенок пугается. Собаки кусаются.
— А коровы бодаются, у них рога...
— Да? Никогда не слышал. Бодаются быки.
Елена Гобанова, Алина Сиренко, «Весть» №40 (768) от 5 октября 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.