27 октября в Остре Козелецкого района прощались с 41-летним минометчиком 93-й аэромобильной бригады Юрием Дасиком — героем, награжденным нагрудным знаком «Знак почета» и медалями «Защитнику Отечества», «Участник боевых действий» и «Участник АТО». Юрий, тяжело раненный во время обороны Донецкого аэропорта, долго проходил лечение и реабилитацию и в конце концов вернулся к обычной жизни, однако ненадолго. 25 октября у него неожиданно остановилось сердце...
— Мобилизовали Юру в первую волну — в марте 2014-го, — вспоминает жена героя Оксана Дасик. — В зонуАТО он попал в июне. Сначала их бригаду бросили на оборону Луганского аэропорта, а позже — Донецкого. Базировались они под Песками. Там 8 декабря 2014-го он и был ранен.
После 26 мая все лето 2014-го в Донецком аэропорту не происходило значительных столкновений, однако с сентября начались тяжелые бои. Украинские военные удерживали старый и новый терминалы аэропорта, опорным пунктом их сил был поселок Пески — через него защитникам аэропорта поставляли провизию и боеприпасы, через него осуществлялась ротация бойцов, здесь же была развернута артиллерия огневой поддержки. Сепаратисты атаковали аэропорт из прилегающего Киевского района Донецка, с территории монастыря на юге и села Спартак на востоке. В первые дни декабря они били по ДАПу из артиллерии, гранатометов, минометов, стрелкового оружия и осуществляли атаки на позиции украинских военных. Все эти нападения были успешно отражены. 8 декабря СНБО сообщил, что в Донецком аэропорту разрушены старый и новый терминалы, но украинские бойцы продолжают держать оборону. И действительно, хоть в тот день российские наемники активно накрывали позиции наших из минометов, позиций они не потеряли, однако и цена за это была заплачена немалая — шестеро украинских бойцов погибли и шестеро были ранены. Среди них и Юрий Дасик. С огнестрельным осколочным ранением передней брюшной стенки и сквозным ранением правого предплечья его доставили в ближайшую Селидовскую ЦРБ, а потом перевезли в Днепропетровский военный госпиталь. Правда, пробыл там Юрий всего пять дней — из Днепропетровска его перевезли в Одессу.
— В Одесском госпитале Юра лечился около трех месяцев, — говорит Оксана. — Брюшную полость ему заштопали, а вот с рукой были проблемы. В январе 2015-го в Одессе Юре провели пластику сухожилий правой кисти, однако вернуть двигательные функции это не помогло. Рука постоянно немела, и Юра мало что мог ею делать.
Несмотря на это, он все-таки вернулся на свою работу — продолжил работать в Остерском строительном техникуме электриком.
— Это возвращение к мирной жизни далось ем , очейь трудно, — вздыхает Оксана. — Чего в зонеАТО он только не насмотрелся! Постоянные обстрелы, смерть побратимов... Хотя нам об этом он не рассказывал, просто в разговоре случайно мог вспомнить какой-го отрывок... Около года Юра никакие мог адаптироваться к мирной среде. После возвращения с войны он очень изменился — стал излишне эмоциональ-ем. его постоянно беспокоили головные боли, снились кошмары. Но о- не хотел, чтобы кто-то об этом знал. Его ведь всегда видели жизнерадостным, настроенным на позитив. Проще говоря, неисправимым оптимистом. Таким Юра пытался оставаться и по возвращении с войны, старался, чтобы никто, даже близкие, не видели его боли. Лишь по глазам можно было догадаться, что у него в душе.
Последние два года Оксана виделась с мужем редко — поехала работать за границу, 21-летняя дочь супругов Лиля продолжала учиться в Черновцах. И хоть родные постоянно общались с ним по телефону, Юрий закрылся. Ушел в себя и не хотел пускать в свои переживания никого. Оксане признавался — если бы не травма, вернулся бы к своим ребятам на передовую. Эта мысль подтачивала его моральные силы каждый день. Не эти ли постоянные душевные переживания, которыми Юрий не хотел делиться ни с кем, и стали последней каплей, которая прошла через изболевшееся сердце и остановила его навсегда.
— Вся семья его очень любила, и любить его мы не перестанем, — утирает слезы Оксана. — Осознать, что Юры нет, очень трудно — он столько боролся за свою жизнь. Знаем, на войну Юра пошел ради нас. Всегда говорил, что ни о чем не сожалеет, — он воевал за будущее своего ребенка...
Екатерина Дроздова, «Гарт» №44 (2952) от 31 октября 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Остр, Козелецкий район, прощались, Юрий Дасик, Дроздова, Гарт