31 мая на сайте местных электронных петиций (сайт в Интернете — http://e-dem. in.ua/chernihiv) появилось предложение перенести могилы времен Второй мировой войны из сквера имени Попудренко. Там их три: Николая Попудренко*, Василия Капранова** и братская могила. Разговоры о том, насколько уместны захоронения в сквере в центре города, идут давно. Еще когда делали музыкальный фонтан, возникали дискуссии: то ли не место фонтану около могил, то ли захоронения нужно перенести.
* Николай Попудренко (1906 -1943) — один из организаторов и руководителей партийного подполья и партизанского движения в Украине, секретарь Черниговского подпольного обкома Коммунистической партии (большевиков) Украины, командир партизанского соединения. Герой Советского Союза.
**Василий Капранов (1904 - 1950) был заместителем командира Черниговского областного партизанского отряда по хозяйственной части, до войны был замглавы облисполкома, после войны год занимал должность председателя исполнительного комитета Черниговского областного совета.
13 июня в сквере Лопудренко немноголюдно. Несколько мам с детками. Сестры Ирина и Инна Сакало беседуют на лавочке у фонтана. Сын Иры Даниэль в это время мирно восседает на могиле Лопудренко. Заметив фотоаппарат, Ирина быстро забирает малыша от памятника.
— Мы неподалеку живем, здесь гуляем с Даниэлем каждый день, — рассказывает Ирина. — Мне, как молодой маме, не очень приятно, что у ребенка игрушка — могила. Тем, у кого нет деток, думаю, все равно: кто-то похоронен у фонтана или нет.
— А чьи это могилы? — интересуется Инна Сакало.
— Попудренко и Капранова, — объясняю.
— А кто они такие? — пожимают плечами девушки.
Андрей Карась: «Не должен быть кладбищем»
— О том, что нужно перенести могилы, задумывался давно, — поделился автор петиции, черниговский адвокат Андрей Карась. — Постоянно наблюдаю гуляющих у могил мам с детками. Ребятня бросает на могилы игрушки, развлекается там. Недавно в сквере проводили детское мероприятие. Шум, гам, игры. Чтобы лучше было видно аниматоров, детки становились на могилы, ходили по ним.
Куда это годится? Центр города не должен быть кладбищем.
Пусть бы хоть перенесли могилы Лопудренко и Капранова, братская немного подальше и в стороне. В петиции я предложил переместить захоронения на Аллею Героев. Но петиция пока слабо набирает голоса (по состоянию на пятницу, 10 июня, в день разговора с Андреем Андреевичем, за нее проголосовало 30 человек из 250 необходимых. — Авт.).
Сергей Фесенко: «Мы ведем переговоры»
— Мэр Владислав Атрошенко поручил мне заняться вопросом целесообразности размещения могил Лопудренко и Капранова возле музыкального фонтана, — рассказал Сергей Фесенко, заместитель черниговского городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов власти. — Вопрос сложный и деликатный. Это все-таки память. Пока решения переносить могилы нет. На данном этапе мы ведем переговоры с родственниками, общественными организациями. Нужно будет организовать общественные слушания. Поговорив с родными Лопудренко и Капранова, большого желания, чтобы могилы перенести, я не заметил. Но общаться они готовы. Согласны прийти на разговор с мэром.
Сергей Бутко: «Просто камни»
— Места отдыха — это места отдыха. А могилы должны быть в освященных и охраняемых местах захоронений, — убежден Сергей Бутко, представитель Украинского института национальной памяти в Черниговской области. — Место в центре Чернигова, возле городского совета и ОГА, неподходящее для захоронений. Вот погибших в АТО хоронят на «Яцево», и правильно делают. В конце концов, там атмосфера соответствующая. Если остановить прохожего и спросить, кто похоронен в сквере между горсоветом и ОГА, мало кто ответит. Хотя бывали там не раз, но никто не относится к могилам в месте отдыха как к захоронению. Для людей памятники на могилах в центре — просто камни. Рано или поздно общество должно прийти к тому, что хоронить человека, какие бы заслуги у него ни были, нужно на кладбище.
— Были Попудренко и Капранов сотрудниками НКВД*?
— Таких данных нет. Лопудренко был третьим секретарем Черниговского областного комитета Компартии.
Сергей Лаевский: «Похороненные в братской могиле погибли на Днепре»
— Разговоры о переносе могил Николая По-пудренко, Василия Капранова и братской могил^ы идут давно, — рассказал Сергей Лаевский, директор Черниговского областного исторического музея имени Тарновского. — Мое личное мнение, учитывая многие аспекты, в том числе и моральный, — могилы нужно переместить.
В братской могиле в сквере Лопудренко похоронено 24 бойца.
— Это останки советских бойцов или туда, как в других городах, попадали останки не только наших, но и немцев? Что собрали, то и захоронили?
— Насколько мне известно, там захоронили только советских солдат и офицеров, — ответил Сергей Лазаревич. — Братскую могилу организовали в сентябре-октябре 1943 года, после освобождения Чернигова от немецко-фашистской оккупации. Похороненные там воины погибли не в Чернигове, а на Днепре.
«Дедушка бандит той-то или что? Кроме Бандеры, теперь вообще героев нет?»
Светлана Попудренко, дочь Николая Никитича, о своем отношении к предложению перенести могилу отца сказала только:
— Меня из горсовета поставили в известность.
Внучка Василия Капранова Татьяна Геннадьевна заявила, что они категорически не хотят переносить могилу.
— Ни мы, ни Светлана Николаевна {дочь Попудренко) не согласны на перенос, — плачет Татьяна Капранова. — Светлана Николаевна возмущалась: «Отца сначала прятали от немцев, чтобы в Чернигове похоронить, а теперь от своих прятать?» То, что дедушку похоронили около площади, — воля народа и решение Совета министров. Василий Логвинович многое сделал для Чернигова: построил железнодорожный вокзал и музыкальную фабрику, открыл Шерстянку. Когда дедушку хоронили, вся площадь была забита людьми, каждый хотел с ним попрощаться.
Семье и так столько пришлось пережить! Во время войны дедушка был в партизанском отряде, его ранили где-то в лесу, лечился в Москве. А тем временем бабушка с детьми была в эвакуации в Орске (Россия). И там некий Каменецкий пустил слух, что дедушка — главный полицай в Черниговской области. Досталось и нашей семье, и Федоровым, которые были там же, в Орске. В один день на них напали, побили. Сына Василия Логвиновича Леонида так ударили по голове, что он в Орске и умер. Ему было 16 лет. Дедушка не бросил Чернигов, хотя ему предлагали работу в Киеве.
В 1950 году он поехал на пленум партии в Москву. У Василия Логвиновича была язва. Черниговские врачи сказали, что операция не нужна. А вот кремлевские — что надо. В кремлевской больнице его и прооперировали. Там и умер. Когда черниговцы об этом узнали, плакали. Лучше бы сразу на «Яцево» похоронили. А теперь какие переносы? Дедушка бандит какой-то или что? Кроме Бандеры, теперь вообще героев нет?
— Мы очень дружили с семьей Алексея Федорова (лидер партизанского движения на Черниговщине. — Авт.). Он к нам часто приезжал. Нужно чтить память таких людей, ведь без истории не будет будущего, — уверены Капрановы.
То, что Василий Капранов и Николай По-пудренко были сотрудниками НКВД, родные также категорически отрицают.
— Что вы, — машет руками Алла Капранова, невестка Василия Капранова. — Такие слухи ходили о Федорове.
— Как дедушка мог быть членом НКВД? Он не стал партийным работником, он работал в облисполкоме. Я в это не верю, — поддерживает мать Татьяна Геннадьевна.
Вторая невестка Василия Капранова Мария Владимировна не так категорична.
— Раз власть надумала, значит, перенесут, — говорит Мария Капранова, жена покойного сына Василия Капранова Константина.
* * *
*НКВД — Народный комиссариат внутренних дел СССР. Боролся с «врагами народа». А «врагами» объявляли всех, неугодных властям. Позднее НКВД превратился в КГБ (Комитет государственной безопасности).
Виктория Товстоног, «Весть» №24 (700) от 16 июня 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.