Хорошо быть мальчиком. Ни новые законы, ни личная политическая позиция на выпускной наряд парня особо не влияют. А вот девочек и их родителей, которые по старой традиции собирались отправить дочек на последнюю школьную линейку в коричневых формах советского образца, изрядно встряхнуло. В последний момент, когда белые передники уже наглажены, манжеты пришиты, гольфы по размеру куплены, классные руководители стали настойчиво рекомендовать отказаться от школьной формы, надеть вышиванки.
* * *
«Вышиванку еще наденем»
Последний звонок во всех школах отзвенел 27 мая. Черниговские 11-классники в этом году единого дресс-кода не придерживались. Ученики 15-го лицея, например, уже который год приходят на праздничную линейку в вышиванках. В школе №35 выпускных классов три. Почти все девчонки пришли в школьных формах, в передниках, с бантами в косичках. Только две выпускницы в вышиванках. Еще три — в платьях.
— Считаю, что советская форма — это уже старый вариант. Лучше на линейке быть просто нарядным. Вышиванка больше подходит для украинских национальных праздников, — считает Вероника Приходько, — поэтому пришла в платье.
— Хотела пойти в вышиванке, заранее готовила наряд, — говорит Алина Ященко. — Подобрала рубашку, юбку и веночек. Бусы сделала сама. Браслеты сплела — один из бусин, другой из бисера с украинским узором. Привыкла иметь свою точку зрения на вещи и уважаю все украинское: мову, обычаи, одежду. На линейке сегодня все в школьных формах, а я в украинском наряде. Оказалась в центре внимания. Делают комплименты, фотографируются со мной. Приятно, конечно.
— Эта форма никак меня не касается, я в ней в школу не ходила, — высказывает свое мнение Таня Тарасевич.
— Украинскую рубашку, что на мне сегодня, вышила мама, и юбку тоже она пошила.
— А одиннадцать лет мечтала надеть эту форму, — делится Таня Ворона. — Знала, что в выпускном классе буду идти на линейку нарядная, в белом переднике и с бантами. Когда пошла в 11 класс, в начале учебного года заказала форму (напрокат, залог внесла). И наконец, несмотря ни на чьи рекомендации, надела.
— Мне нравится дизайн формы советского образца, она красивая и смотрится хорошо, — считает Алена Кардан. — В первом классе у нас тоже была форма, и мама завязывала мне бантики. Со школой форма ассоциируется больше, чем вышиванка.
— Я до последнего момента сомневалась, что одеть, — говорит Настя Есипенко. — Потом все-таки решила пойти в форме. Вышиванку в жизни еще не раз одену.
— А я сразу хотела пойти в форме, — рассказывает Лиза Гончар. — Родители в таких ходили. Это красиво.
* * *
«Если все дети, кто зарегистрирован на Масанах, придут учиться в 35-ю школу, и семи классов не хватит»
35-й школой руководит Наталья Фара. В школе 51 класс. В 2015-2016 учебном году тут учились 1520 учеников.
— Говорят, на 2016-2017 год в вашу школу набрали семь (!) первых классов.
— Хотели набрать семь классов, — поправляет Наталья Анатольевна.
— И заявлений было на семь. Выходило, что надо один класс переводить на вторую смену и убрать группу продленного дня, — не хватило бы кабинетов. Но, как всегда, происходит движение учеников. На Масанах живет много военнослужащих, пограничников, правоохранителей — люди, которые по службе меняют место жительства. Набрали шесть первых классов по 33-34 ученика.
Забираем всех по месту жительства, никому не отказываем.
В районе 250 детей, которым на 1 сентября 2016 года исполнится 6 лет. Это только те, кто здесь зарегистрирован. Район Масаны включает не только улицы Независимости и Красносельского, но и бывшее село Масаны (в сторону городской свалки. — Авт.), и частный сектор (в сторону Новой Подусовки), Забаровку. Если бы все пришли в 35 школу, и 7 классов бы не хватило.
— Как скоро будет на Масанах строиться еще одна школа?
— Об этом ничего сказать не могу. Но понятно, что она нужна. И все об этом знают.
— Большинство одиннадцатиклассниц сегодня в коричневых формах. Вы предупреждали, рекомендовали, запрещали?
— Нет. Мы высказали пожелание педагогического коллектива не надевать 11-классницам эти формы. Во многих школах уже есть традиция приходить на последний звонок в вышиванках. В этом году наши дети заранее позаказывали формы, взяли напрокат. Или специально шили и платья, и передники. Мы попросили, кто хочет, кто может, надеть вышиванки. Понимаем, что не у многих они есть.
— Обяжете всех купить?
— Нет, конечно. Кто может, придет в вышиванке, кто нет — просто в нарядной одежде. А форма пусть идет себе с Богом в прошлое. Будем стремиться, чтобы в следующем году все уже были по-современному одеты. Честно говоря, у меня тоже нет вышиванки. Дала себе задачу на лето — вышить блузку, — смеется Наталья Анатольевна.
— Почему, по вашему мнению, традиция школьной формы на последний звонок прижилась так надолго?
— Первые годы после Советского Союза это была ностальгия. Сейчас я даже не знаю, что это такое. Но это продолжается уже 25 лет. Людям, далеким от школы, от образования, это нравится: дети идут красивые, в гольфиках, передниках, с бантиками. Но те, кто работает в сфере образования, советскую школьную форму с современной украинской школой уже никак не ассоциируют: это чужое для нас.
Как понравится детям и родителям, так и будет. Но советская форма — это старое-старое прошлое. Надо не пятиться назад, а двигаться вперед.
Елена Гобанова, «Весть» №21 (697) от 3 июня 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: последний звонок, школьная форма, Гобанова, Весть