GOROD.cn.ua

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь First Previous Next Last

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО 1917 ГОДА

Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский
    Иоанн Максимович родился в 1651 году в Нежине. Его отец - Максим Васильковский, происходивший, вероятно, из местечка Василькова на Киевщине, был "человеком торговым и держал в аренде различные доходные статьи того времени". В 70-е годы XVII века он арендовал мельницы и шинки, принадлежащие Киево-Печерской Лавре.
    У Максима Васильковского было шесть сыновей, и все они получили образование в Киево-Могилянской коллегии.
    Затем Максимовичи достигли высокого положения в обществе: занимали старшинские должности в Войске Запорожском, владели различными маетностями и, кроме того, породнились с некоторыми знатными фамилиями61. Старший из сыновей "обывателя Киевопечерского"будущий святитель Иоанн, после окончания курса обучения, несмотря на свою молодость, был оставлен в Киево-Могилянской коллегии, где занял должность профессора латинского языка. В 1680 году он принял монашеский постриг от Киево-Печерского игумена Иннокентия (Гизеля) и стал исполнять должность эконома в Лавре, оставаясь при этом проповедником Слова Божьего в коллегии. Вскоре он был посвящен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1678 году Иоанна Максимовича, как наиболее способного, Печерская братия отправила в Москву с просьбой о помощи Лавре в случае нападения турок на Киев и о разрешении монахам, при необходимости, перейти в Брянский Свенский монастырь. Оба ходатайства получили удовлетворение, причем Иоанну поручено было заведовать Свенским монастырем в звании наместника. После этого Максимович еще много раз успешно выполнял ответственные поручения. С 1695 по 1697 год Иоанн Максимович был настоятелем Черниговского Елецкого монастыря. За это время архимандрит Иоанн получил универсал гетмана Мазепы на владение мельницей на реке Белоус вблизи Чернигова, подаренной обители полковником Леонтием Полуботком.
    После кончины архиепископа Феодосия на Черниговскую архиерейскую кафедру было три кандидата: Иоанн Максимович, архимандрит Черниговского Елецкого монастыря, Лаврентий Крещанович, игумен Черниговского Троице-Ильинского монастыря, и Михаил Лежайский, архимандрит Новгород-Северского Спасского монастыря. Для избрания нового архипастыря в Чернигове собралась рада из представителей духовенства, казацкой старшины и паствы. Митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) писал, что "желает видеть архиепископом архимандрита Новгород-Северского Михаила Лежайского; если он откажется по слабости здоровья - то архимандрита Елецкого монастыря Иоанна Максимовича". Доверенные гетмана Мазепы - генеральрный обозный В. Дунин-Борковский, Черниговский полковник Я. Лизогуб, генеральный бунчужный И. Скоропадский "от лица всего войска", а Черниговский войт "от лица мещанства" высказались за Максимовича. Игумен Троице-Ильинского монастыря также проголосовал за Максимовича62. И хотя последний подал голос за Лежайского, выбор был очевиден: Черниговским архиепископом должен был стать Иоанн Максимович. Его хиротония состоялась 10 января . 1697 года в Москве, совершенная Патриархом Адрианом. После возвращения из Москвы новый Черниговский архипастырь 20 июля того же года на свое : место в Елецкую обитель поставил игумена Батуринского Николаевского монастыря Димитрия Туптало, впоследствии митрополита Ростовского.
    Иоанн Максимович управлял Черниговской епархией 14 лет. За это время она достигла высшего своего расцвета. В 1700 году Максимович основал в Чернигове по типу Киево-Могилянской академии "Черниговские Афины" - коллегиум, первое высшее учебное заведение на Левобережной Украине. В Чернигове продолжала работать типография, в которой издавалось много сочинений самого Иоанна Максимовича. Жизнь Черниговского архипастыря сияла высокими христианскими добродетелями. Чудесно исцелившись от тяжкой болезни по молитвам свт. Феодосия, архиепископ Иоанн распорядился устроить над его гробом в Борисо-Глебском соборе каменную пещеру. Иоанну Максимовичу пришлось управлять Черниговской епархией в трудное и грозное время 1708 - 1709 годов, когда на Левобережье решалась судьба Северной войны, судьба Украины. После коварного поступка И. Мазепы, Максимович участвовал в выборах нового гетмана - Ивана Скоропадского.
    Последние годы своей жизни Иоанн Максимович провел в далекой Сибири, возглавляя обширную Тобольскую митрополию. Его пастырство тут было непродолжительным (1712 - 1715), но плодотворным. Святитель заботился о просвещении своей епархии, усовершенствовал славяно-латинскую школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем Легдинским. Максимович успешно продолжил апостольскую проповедь христианства среди сибирских иноверцев. Святитель Иоанн является основателем православной духовной миссии в Пекине. О его жизни в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив". Часто он тайно помогал людям материально. В день преставления 10 июня 1715 года св. Иоанн после Божественной литургаи, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и, во время благовеста к вечерне, скончался на молитве, стоя на коленях. Тело угодника Божия святителя Иоанна было погребено в приделе Иоанна Златоуста кафедрального Успенского собора Тобольска. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания св. Иоанна, в 1916 году Русская Православная Церковь установила празднование памяти святителя в день его преставления к Богу - 10 июня.

Святитель Димитрий Ростовский
    Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), назначенный св. Иоанном (Максимовичем) в бытность его на Черниговской кафедре настоятелем Елецкого монастыря, родился в декабре 1651 года в местечке Макарове недалеко от Киева. Его родители - казацкий сотник Савва Григорьевич и Мария Михайловна - отличались глубоким и искренним благочестием. Первоначальное образование Даниил получил дома. Вскоре после переезда родителей в Киев, в 1662 году он был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Семнадцати лет он удалился в Киево-Кирилловский монастырь, где его отец был ктитором, а 9 июля 1668 года игуменом монастыря Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1669 году будущий святитель был посвящен в иеродиаконы, а 23 мая 1675 года в Густинском монастыре рукоположен архиепископом Лазарем Барановичем в иеромонахи.
    Более двух лет иеромонах Димитрий проповедывал Слово Божие в Черниговском кафедральном соборе и других церквах епархии. В 1681 году он был назначен игуменом Максаковского монастыря, а в 1682 году перемещен на должность игумена Крупецко-Батуринского Николаевского монастыря, от которой 26 октября 1683 года отказался ради дела всей своей жизни - составления Четьих-Миней (Житий святых). В этом году св. Димитрий издал свою книгу "Руно орошенное", посвященную чудотворной Ильинской иконе Богоматери. Принявши во второй раз игуменство в Батуринском монастыре, Димитрий Туптало в 1692 году снова отказался от него, и поселился в отдельной монастырской келье, продолжая работать над "Житиями". Затем Димитрий был приглашен для жительства в Киево-Кирилловский монастырь, а в 1694 году принял управление Глуховским Петро-Павловским монастырем. В 1697 году, после непродолжительного игуменства в Кирилловском монастыре, он был назначен настоятелем Черниговского Елецкого монастыря. 20 июня архиепископ Иоанн Максимович возвел его в сан архимандрита в храме Успения Пресвятой Богородицы.
    Принимая монастырь, Димитрий собственноручно составил опись находящейся в нем казны и всех монастырских имений63. Заботясь об увеличении доходов обители, Елецкий архимандрит устроил мельницу недалеко от села Копачева, выхлопотал разрешение монастырю продавать водку на монастырских паромах. Зимой 1697/1698 года, вследствие неурожая, в Черниговском крае был сильный голод. Св. Димитрий покупал за границей хлеб для монастырских крестьян и всех бедных кормил в обители за свой счет. По просьбе архимандрита Димитрия гетман освободил монастырских подданных от постойной повинности и приказал, чтобы "козаки в селах монастырских живучий избытков жадных над жителями тамошными чинити неважилися и грунта я кие неслушне позаймали, жеб монастырови зповертали конечне".
    В универсале И. Мазепы от 22 мая 1698 года читаем: "Просил нас высоце в Богу превелебный господин отец Димитрий Савич, архимандрит Елецкий Черниговский з братиею о позволене абы могли на перевозах своих монастырских, едном под Черниговом, а другом Овдеевском горелку свою для шинку держати и продавати оную, мы тое его отца архимандриты прошение принявши и уваживши, позволилисмо на помененных перевозах монастырскую горелку шынковати"64. Универсалом от 1 июня 1699 года И. Мазепа утвердил за монастырем все его владения.
    Однако не всегда казацкая старшина и гетман были благосклонны к обители. В настоятельство Феодосия (Углинкою) житель села Анисов Александр Шабельник отдал своего сына в хор Елецкого монастыря, за что ему было позволено косить сено на монастырском лугу, смежном с владением самого Ша-бельника. Так и пользовался этой сено-жатью несколько лет Шабельник за своего "сынка спевачка", а потом и товарища себе принял - Петрика казака После смерти Феодосия архимандрит Димитрий запретил Шабельнику и Петрику косить монастырский луг. Но они попросили еще на одно лето, обещал "откосить" в другом месте монастырю. Димитрий разрешил. Да только, Петрик откосил, а Шабельник - нет. Тем не менее, последний опять пришел просить. Но архимандрит теперь наотрез отказал, а из милости разрешил взять в монастырском хуторе стожок готового сена, возов на десять. Шабельник и этим остался недоволен. Он обратился с жалобою к Черниговскому полковнику, которому представил дело таким образом, что это Димитрий захватил его сенокос. Полковник поспешил выдать Шабельнику крепость. Такая пронырливость анисовского косаря не только заставила св. Димитрия лично обратиться к полковнику, но и вдохновила его творческую натуру на новый литературный труд. Свою статью "Як Шабельник уперся в сеножать монастирську" он приложил к прошению в полковую канцелярию65. Но Шабельник действовал на опережение и, как видно, первым добрался до Батурина. Гетман Мазепа в 1699 году универсалом утвердил за ним право на сенокос66. Димитрий вскоре получил новое назначение, а дело о сенокосе было забыто. Но через несколько лет оно всплыло, чтобы получить новое продолжение или, вернее, теперь уже завершение. В мае 1712 года диакон Семен Шабельник "до обители Елецкой Черниговской, его милости господину отцу сагаю Васенкевичу, архимандриту Елецкому, и братии тамошней" дал купчую на Анисовский луг, которым, как отмечено в документе, отец его Александр Шабельник владел с 1694 года67.
    Вероятно, во время управления Димитрия в Елецком монастыре было начато строительство храма во имя св. апостола Иакова над могилой Черниговского полковника Якова Лизогуба, умершего 9 августа 1698 года.
    Исправляя должность настоятеля Елецкой обители, Димитрий продолжал свой литературный труд. В этот период кроме "Житий" он написал несколько других сочинений, которые хранились в монастырском архиве. В 1860 году их отыскал и издал архиепископ Филарет Гумилевский68. 17 сентября 1699 года св. Димитрий был переведен в Новго-род-Северский Спасский монастырь. Оставляя Елецкую обитель, он собственноручно составил опись всего монастырского имущества. Эта записка дает представление о состоянии монастырского хозяйства в конце XVII века69.
    В Новгород-Северском монастыре святитель был недолго. В 1701 году, указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру, после чего должен был отправиться в г. Тобольск. Но через некоторое время, учитывая важность научного труда и слабое здоровье святителя, царь отменил свой указ, и вскоре Димитрий получил назначение в Ростов, где провел в святительском подвиге последние годы своей земной жизни. Пребывая постоянно в великих и неутомимых трудах и изнемогая телесно, св. Димитрий был бодр духом до самой кончины, последовавшей 28 октября 1709 года. Накануне смерти он призвал в свои покои певчих и слушал пение им самим составленных кантов. Оставив при себе одного, переписывавшего его сочинения монаха, он рассказывал ему о своей жизни, благодарил за труды и, благословив, остался один в келий, наедине предавшись усердной молитве. Утром следующего дня застали св. Димитрия скончавшимся в коленопреклоненном положении. Его тело было погребено в Спасо-Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатиевской церкви. После обретения святых мощей святителя нетленными и источающими чудеса исцелений, 21 сентября 1757 года было совершено прославление Димитрия, митрополита Ростовского, в лике святых.