НАУЧНОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ П. Н. САВИЦКОГО
А. В. БОБЫРЬ (Чернигов)
Многие из тех, кто представлял интеллектуальную и творческую элиту, после октябрьской революции и гражданской войны вынуждены были покинуть Отчизну, всю жизнь прожить на чужбине. Народ утратил многих философов, писателей, актеров, ученых. До сих пор остаются в забвении наши соотечественники, которые по праву должны занять место в первых рядах обновленных великих имен.
Среди них - Петр Николаевич Савицкий (1895-1968). Природа щедро одарила этого человека. Круг его интересов охватывал экономику, географию, историю, архитектуру, лингвистику, литературу. Он писал стихи, много переводил на чешский язык, активно занимался педагогической деятельностью. П. Савицкий был одним из основоположников, идеологов и организаторов евразийского движения.
Родился П. Н. Савицкий в Чернигове 15 мая 1895 г. В 1913 г. с отличием закончил черниговскую гимназию и поступил на экономический факультет Петроградского политехнического института, который тоже с отличием закончил в 1917 г. Он считался одним из лучших учеников П. Б. Струве.
В юношеские годы, во время учебы в гимназии и институте, П. Савицкий вместе с украинским историком В. Л. Модзалевским ежегодноначиная с 1911 по 1914 а потом в 1918 г. объездил почти всю Левобережную Украинуизучал историю родного края, народное искусство. Его статья за подписью Р. "Каменное строительство на Украине от времен Богдана Хмельницкого до времен Разумовского" ("Черниговская земская неделя"1913, № 9-10) свидетельствовала о глубоких знаниях автором Украины и России, архитектуры двух народов. Молодой исследователь отметилчто реформы Петра I не имели особого влияния на украинское строительство. Украина через Польшу общалась с Европой и, таким образом, устояла перед великорусским влиянием. В статье подчеркивается высокий уровень художественного вкуса украинского народавлияние религиозного порыва мастеров. Обращалось внимание на то, что Украина имела заметное воздействие на московское строительство особенно в возведении башенного типа церквей. А выработанная россиянами их богатая орнаментация в начале XVIII в. повлияла на украшения украинских храмов. Особое внимание было уделено Козелецкому Даневскому монастырю - "вершине национального стиля, поднявшегося, не теряя своих самобытных особенностей, до уровня европейского искусства".
В 1914 г. на II выставке украинского зодчества, которая проходила в Харькове, П. Савицкий представил большую фотографическую коллекцию по архитектуре севера и востока Черниговщины. Она состояла из трех разделов (деревянное зодчество, каменное зодчество и каменицы Чернигова), снабженных подробными научными комментариями, планами и обмерами церквей.
П. Савицкий совместно с В. Л. Модзалевским подготовил к печати книгу "Очерки искусства старой Украины. Чернигов", которая была набрана в Петрограде как выпуск журнала "Живая старина", но не могла выйти во время гражданской войны.
В 1921 г. П. Савицкий эмигрировал в Чехословакию. В начале эмиграционного периода (1921-1928) ученый, посетив основные центры Европы, собрал данные для сопоставлений с отечественным материалом. В архиве П. Савицкого, который находится в Славянской библиотеке Праги, находится рукопись его статьи "Несколько мыслей по истории украинского зодчества".
В докладе, прочитанном 10 февраля 1923 г. на открытом заседании Русской религиозной философской академии в Берлине, П. Савицкий доказывал, что в барочно-ампирном храмовом зодчестве Россия сохранила восточную традицию храмового строительства, особенно в основных конструктивных мотивах, в распределении масс (Савицкий П. О религиозном зодчестве в России.- Русская мысль.- Кн. IX - XII.- Прага - Берлин, 1923-1924,-С. 471-473).
П. Савицкого возмутило варварское уничтожение в середине 30-х гг. художественно-исторических памятников Киева и киевских окресностей. Разрушение Михайловского монастыря, который превосходил лучшие произведения итальянской архитектуры византийского стиля, Трехсвятительской церкви, Выдубицкого монастыря, Михайловского храма, Военно-Николаевского собора, Братского монастыря "не может не вызвать дрожи в каждом сколько-нибудь образованном человеке, во всяком, для кого Украина и украинская культура не просто "навоз" для чьих-то чужих полей" (Савицкий, 1937, с. 16). Ведь в XI-XIII вв. нашей эры не было на земле такого небольшого пространства как древний Киев, где бы сосредотачивалось значительное количество гениальных архитектурных сооружений. Последующие столетия, в основном, пощадили их. А в середине XX в., с горькой иронией отмечал П. Савицкий, Батыево разорение выглядит пустячным по сравнению с делами киевских "строителей" 1934-1936 гг. Но он выражал надежду на то, что разрушительную деятельность прекратят, а погубленные здания будут восстановлены в прежнем виде.
Углубленное исследование истории архитектуры отразилось и в поэтическом творчестве П. Савицкого, в его произведениях (сборник "Стихи", Булонь, 1960) воспеваются мастерство зодчих, красота творений их рук ("Вехи зодческие", "Странствия", "Чернигов").
В 1945 г. органы госбезопасности арестовали П. Савицкого и вывезли из Чехословакии в СССР. Более десяти лет он провел в концлагерях, работал на лесоповале, жил в Мордовии. Годы тяжелых испытаний не сломили ученого, силы давали вера в Бога и поэтическое творчество.
П. Савицкий был глубоко верующим человеком. Поэтому закономерно то, что значительную часть его творческого наследия составили духовные стихи, которые были знакомы широкому кругу почитателей поэта и высоко им оценивались. Подтверждение этому мы находим в письме к П. Савицкому историка Н. Е. Андреева от 11 февраля 1961 г.: "Н. М. Зернов составляет в Оксфорде словарь авторов, писавших на религиозные темы. Он обратился с вопросом о Ваших работах на эту тему".
Лирический герой П. Савицкого - страстотерпец и подвижник. Поэт утверждал: "Мой крест мне послан неспроста". Он несет ответственность за все, что творится вокруг, философски осмысливает трагизм бытия, осознает неизбежность судьбы, по христианскому обычаю прощает своих мучителей; его цель -
В смиреньи, знании и правде возрастая,
Людей - примером - к лучшему зови.
Не случайно П. Савицкого сравнивали с итальянцем Сильвио Пеллико, который в неволе написал свое главное произведение "Мои темницы".
Поэт верил в христианскую справедливость. Образцами для наследования, идеалами ему служили митрополит московский Филипп, митрополит московский Иона, митрополит русский Петр, подвижник новгородский Михаил Клопский, подвижник печерский Феодосии, митрополит Филарет Дроздов, патриарх всея Руси Ермоген, митрополит русский Алексей. Они изображены людьми высоких помыслов, непоколебимой воли. А их одинокая жизнь давала возможность осознать мир:
Есть в мире тайны. Лишь в уединеньи Постичь способен их к ним обращенный взор.
Вера в Бога помогла П. Савицкому выстоять и достойно завершить свой земной путь. В стихотворении "Веруй и борись" он писал:
Бегут года. И все мы к смерти ближе,
Но сердце шепчет: "Веруй и борись"
В трудах и горестях неустрашимо вижу
Победу жизни - и повсюду жизнь
П. Савицкий умер 13 апреля 1968 г. и похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.