GOROD.cn.ua

Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

ВРЕМЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА СЕВЕРЕ ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Е. А. ШИНАКОВ (Брянск)
     В северную часть Черниговской епархии в XI - начале -XIII в. входили следующие устойчивые административно-территориальные единицы: Ропеская и Стародубская волости Сновской тысячи, Подесенье, состоявшее из двух частей - Присудостьского ополья (волость Воробейни) и Брянского ополья (волость Дебрянска), Трубчевская волость, округи Севска (возможно, часть Трубчевской волости), Болдыжа (если это городище Слободка на Навле) и Карачева. Последние две округи, возможно, объединяются в единую волость под названием "Лесная земля" со столицей в Карачеве. Она являлась переходной территорией к Земле Вятичей, или просто "Вятичам", также подчиненной Чернигову и составлявшей вместе с Рязанской землей северо-восточную часть Черниговской епархии. Северозападную часть епархии составляла Земля Радимичей или просто "Радимичи". Между ними и Подесеньем располагалась, своеобразная "буферная зона" в треугольнике Вщиж - Пеклино - Ормина (вероятно, основная часть Вщижского княжества середины XII в.).
     В верховьях Десны выше Пеклино (городище Осовик (Заруб?), село Рогнедино, Пацынь) а также верховьях Болвы; (Блеве, Облов) начинается уже территория Смоленского княжества и епархии.
     Из всех упомянутых земель в состав Древнерусского государства ранее всего (на рубеже IX-X вв., или чуть позже) были включены Ропеская и Стародубская волости (составившие даже часть "Русской земли"), позже всего - Трубчевская волость, "Радимичи" и, возможно"Лесная земля" (рубеж X-XI вв.).
     Таким образом, земли севера будущей Черниговской епархии покорялись в основном еще языческой Русью, о чем свидетельствуют и захоронения русов-дружинников в Стародубской (Левенка) и Трубчевской (Кветунь) волостях, совершенные в конце X - начале XI в. еще по языческому, скандинавскому в основе, обряду (захоронения в камерах, в одном случае на ее дне - выложенные в форме человеческой фигуры кальцинированные кости).
     Уже в середине X в. в Стародубской волости одновременно встречены и захоронения по обряду кремации на месте (Левенка) и ингумации в широких и неглубоких могильных ямах, с обилием инвентаря (Рябцево, 951 г.). Оба варианта обряда связаны, вероятно, только с языческой религией (например, "огненное очищение" или "вознесение" в первом случае и имитация землянки или полуземлянки (с наземным сооружением внутри насыпи кургана) во втором.
     Впрочем, А. П. Моця считает возможным относить некоторые ингумации X в., но только вокруг Киева и Чернигова, к. влиянию христианской обрядности. В нашем случае это вряд. ли правомерно как в связи с особенностями захоронения и расположением Рябцева на самой северо-западной окраине "Русской земли", на радимичском пограничье. Безусловно, нельзя связать с христианской погребальной обрядностью и камерные захоронения, хотя в Алефино (восток Стародубской волости) одно из них датируется XI веком.
     По-видимому, неверной, по крайней мере, для севера Черниговской епархии, является и положение о том, что вообще курганный обряд несовместим с христианством. Дело в том, что, во всяком случае, в Стародубской волости, все курганные группы заняты более поздними сельскими кладбищами, причем явно христианские захоронения производились прямо в курганах (особенно интенсивно в XVII-XVIII вв.).
     Сочетания безынвентарного или почти безынвентарного (пуговица от воротника, пряжка от пояса, одно височное кольцо) погребения в узкой и глубокой яме с западной (с небольшими сезонными отклонениями) ориентировкой с небольшой (20-50 см высотой) курганной насыпью, вероятно, все-таки можно признать за могилы христианизированного населения. Иногда, могилы встречены под полой кургана или даже между курганами. Подобные погребения ранее всего (к концу XI в.) появляются в центральной части Стародубского ополья (Суховерхово, Мариновка, Крюково), чуть позже (начало XII в.) - на его окраинах (Рябцево, Белоусово, Алефино). К сожалению, не исследованы курганы в центральной полосе севера Черниговской епархии вдоль Судости с выходом на Десну у Вщижа и Брянска (Подесенье), а также группа у крепости Ормина.
     Однако буквально в 10 км к северу от границ Стародубского ополья, за р. Унечей, или в 30 км к западу от него, где начинается Земля Радимичей, картина совершенно иная. Здесь курганные группы со всеми признаками языческого обряда преобладают по крайней мере до середины XII в. К признакам языческого обряда в данное время можно отнести сочетание "нормальной" высоты курганной насыпи (100 см и выше) с погребениями на горизонте, подсыпке или в широких и неглубоких подкурганных ямах, обилием инвентаря, в т. ч. языческими амулетами-привесками (костяные уточки, "турицы", на территории кривичей, за Десной - коньки). В этих землях, как и у вятичей, например (где языческий обряд доживает до XIII, а по мнению А. В. Арциховского - и до XIV в.), происходит резкая смена обряда, т. е. замена курганов сразу христианскими безкурганными кладбищами. Интересно, что в Земле Радимичей, в отличие от вышеупомянутой Стародубской волости, кладбища (за исключением современных, точнее даже - послевоенных) никогда не располагаются на курганных группах.
     Аналогичная картина и в северной Трубчевской волости. Языческий некрополь (а, возможно, и святилище) в Кветуни продолжает функционировать до 60-70-х годов XII в., когда здесь обосновывается первый трубчевский князь Всеволод Святославич.
     Восточнее Трубчевского ополья (как уже говорилось, границы волости могли заходить и за Десну), на левом, лесистом берегу Десны, курганы почти не исследованы. В округе Севска их просто нет, и можно предположить, что этот город, возникший, как показали раскопки 1989 г., в начале XI в, был основан сразу как опорный пункт "государственного освоения", а, значит, и христианизации.
     Далее к северу, в верховьях Навли, с верхней Оки тянулся "язык" вятичских курганова в ее среднем течении имелись подкурганные захоронения с близким к христанскому обрядом (Салтановка - Святое, 1907). К северу от Карачева, вокруг которого курганы также неизвестны, начинается собственно Земля Вятичей (возможно, ее частью являлась и Карачевская область), где еще в XII в. язычниками был убит св. Кукша.
     Христианские безкурганные захоронения встречены на территории поселений с середины XII в. (верхнее селище Случевска, селище Мериновка и в Стародубской волости, посад Вщижа). Какое-то объяснение осадой 1160 г. и гипотетичной осадой в 1238 г. данный факт может иметь во Вщиже, христианские захоронения этого же времени прямо на площадках поселений в Случевске и Мериновке пока необъяснимы.
     Вряд ли какой-либо свет на причины такого захоронения христиан может иметь факт смерти 20-летней девушки (у которой предварительно была переломлена переносица) от удара в висок (Случевск, раскопки 1982).
     Нательных крестов нет ни в курганных, ни в бескурганных захоронениях, в остальном совершенных явно по христианскому обряду.
     Интересно, что кресты почти не встречаются и в составе ожерелий язычниц из радимичских курганов, где они могли выполнять роль магических амулетов-оберегов.
     Предметов христианского культа, являющихся подлинными произведениями древнерусского прикладного искусства середины XII - начала XIII в., достаточно много во Вщиже. Не ранее этого периода они появляются и на других поселениях севера Черниговской епархии (Брянск, городище "Чашин курган") раскопки 1986 года, Борки III в Погарском предополье, разведки 1982 г.). Это - два каменных и один бронзовый кресты-тельники и три однотипных (бронзовых с серебряной инкрустацией) энколпиона. Крест-тельник из Рябцево датируется 30- 60-ми годами XII в., даный тип энколпионов - с конца XII по 20-60-е гг. ХШ в. Энколпионы явно местного производства, ибо точных аналогий им за пределами данного региона нет, то же время два экземпляра из Брянска и Борок сделаны как бы одним мастером.
     Основными центрами христианизации были храмы и монастыри. Монастыри на севере епархии появляются лишь с конца ХІІІв. (Свенский мужской Успенья; богоматери, 1288 г.), а храмы в XII в. за исключением Новгородской республики по силам было строить только княжеской власти. Действительно, единственный зафиксированный раскопками храм имеется в столице Вщижского княжества. Название его неизвестно, по плану он наиболее близок к церкви. Покрова на Нерли, только без характерных для владимиро-суздальского зодчества тонких колонок на апсидах и угловых пилястрах, или церкви Иоанна Богослова в Смоленске.
     Сооружен он мог быть в последние, мирные годы правления единственного самостоятельного вщижского князя Святослава Владимировича (1160-1167 гг.).
     Упомянутая П. А. Раппопортом церковь в Трубчевске, скорее всего, могла быть сооружена после объединения Трубчевских владений Всеволода Святославича с Курским княжеством в 1180 г. и переноса столицы на новое место напротив устья Неруссы, по которой шел основной путь в Курск. Располагалась она в окольном городе, возможно носила название Троицкой, как более поздний, построенный над ней собор. В ИСОЧЕ есть сведения о наличии храма XII в. в Стародубе, фотография развалин его, сделанная в 1906 г., имеется в Музее истории архитектуры имени Щусева в Москве. Однако никаких следов его ни "на земле", ни в памяти местных жителей многолетние работы в Стародубе (1982-1989 гг.) выявить не помогли. Тем более, что из находок в самом Стародубе первый по времени крест-тельник датируется только XIV в. Факт тем более парадоксальный, что в XII в. Стародубская волость была наиболее христианизированным регионом севера Черниговской епархии.
     В целом на основе данных об изменении погребального обряда, находок предметов христианского культа и культовых сооружений, письменных источников, можно выделить 3 этапа христианизации севера Черниговской епархии в XI-XIII вв.
     На первом этапе (XI - середина XII в.) верования и даже культовые центры (Кветунь) местного населения княжеской администрацией не затрагивались. Христианизация осуществлялась за счет притока на пустовавшие до этого земли ополий Стародубской волости и Подесенья христианского населения из ионов Седнева и Чернигова, по Снови. Центр Стародубского ополья, заселявшийся позднее, чем окраины, христианизирован был, наоборот, быстрее. Центрами христианизации могли быть становища и погосты на пути "Большого полюдья" (Рябцево, Левенка, Рогов) и первые города (Севск, Стародуб (?), Дебрянск (?)). Старый Трубчевск (Кветунь) оставался островком язычества.
     Направления христианизации на этом этапе вырисовываются следующим образом: Севск - Карачев; Стародуб -Вщиж - Брянск; Стародуб (Рябцево) и Ормина - Земля Радимичей; источник импульсов - Чернигов, в меньшей степени ("буферная" зона Вщиж - Пеклино - Ормина) - Смоленск.
     Второй этап начался с образованием постоянных княжеских столов во Вщиже, Трубчевске, временных - в Стародубе и Брянске (50-е - 70-е гг. XII в.). Христианизация стала осуществляться уже не из центра самой епархии, а из этих местных центров. Результат - повсеместное исчезновение на этом этапе пережитков языческой погребальной обрядности и широкое распространение предметов христианского культа.
     Третий, завершающий этап христианизации связан с временным переносом во второй половине XIII в. княжеского стола, а вслед за ним и центра епархии из Чернигова в Брянск, основанием здесь Свенского, затем Петропавловского монастырей, переносом сюда из Киево-Печерского монастыря иконы Богоматери Свенской.