КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВОВИЧ И ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
М. ДИМНИК (Торонто)
Черниговская епархия, как принято считать, была основана в 992 году, ее первый епископ, Неофит, был поставлен митрополитом Леонтием. Источники мало сообщают о ее церковном управлении в годы формирования. Несмотря на то, что Мстислав Владимирович правил Черниговом как независимым княжеством в течение 10 лет (1024-1034 гг.), главная ответственность за укрепление епархии легла на плечи его племянника
Святослава Ярославича (1054-1076 гг.), основателя Черниговской династии князей.
Святослав и первые Черниговские епископы в основу управления епархией положили кодексы (уставы) его деда - Владимира и отца Ярослава Мудрого. Помимо того, что Святослав заложил правовые основы церковной организации, он также и заказывал строительство каменных храмов в епархии. Хотя источники не сообщают, кто завершил строительство собора св. Спаса, которое было начато Мстиславом - это, вероятно, сделал Святослав. Косвенные сведения и летописные записи, говорящие о том, что Святослав был похоронен, вероятнее, в соборе св. Спаса в Чернигове, чем в соборе св. Софии в Киеве, где он умер в 1076 году - подтверждают это мнение. Завершив строительство главного храма Черниговской епархии, самого большого после храма св. Софии в Киеве, Святослав попытался поднять значение Чернигова до уровня второго после Киева церковного и культурного центра.
Есть сведения, позволяющие предположить, что Святославу удалось также, кроме того, поднять и статус своего епископа. Ряд непрямых упоминаний в источниках предполагают, что в течение второй половины одиннадцатого столетия Черниговский и Переяславский епископы были митрополитами. По этому вопросу много написано, но историки не едины в своих выводах. Если судить по имеющимся сведениям, то получается, что после того, как Святослав в 1054 году стал Черниговским князем и завершил строительство Спасского собора, он закрепил за епископом Черниговским статус титулярного митрополита. Став Киевским князем в 1073 году, он, вероятно, добился такого же звания и для Переяславского епископа Ефрема, в знак благодарности своему брату Всеволоду, который помог ему захватить Киев.
Защита Святославом Церкви за пределами Черниговских земель, без сомнения, отражает его внутреннюю церковную политику. Под 1071 годом Начальная Летопись описывает два случая, когда княжеские наместники вступили в противоборство с колдунами (волхвами). В одном из них сын Святослава Глеб убил колдуна в Новгороде, в другом - его воевода Ян Вышатич казнил двух волхвов в Ростовской земле. Помимо искоренения язычества в своих владениях, Святослав, без сомнения, способствовал миссионерской деятельности, особенно среди племени вятичей. Миссионерами, в основном, наверное, были черниговские монахи.
Святослав покровительствовал монашеству в Чернигове и Киеве. Есть свидетельство того, что, по меньшей мере, две монашеские общины существовали в Чернигове во время княжения Святослава, и что он был патроном обеих. Он предоставил убежище монаху Антонию из Печерского монастыря Киева, пригласив в Елецкий монастырь, который князь основал на Болдиных горах. Антоний, говорят, прибыв, возлюбил горы, ископал пещеру для себя почти в миле от Елецкого монастыря, и вокруг его пещеры вырос новый монастырь. Защищая Антония от гнева Изяслава в Киеве, Святослав продемонстрировал намерение поощрять монашество в Чернигове.
Будучи Черниговским князем, Святослав построил монастырь св. Симеона на Копыревом конце Киева. Монастырь, вероятно, был построен на месте наследственного надела, который Святославу завещал его отец Ярослав; он стал родовым монастырем семьи Святослава. Не дается, однако, никаких объяснений, почему Святослав посвятил его св. Симеону, говорится лишь, что при крещении Святослав получил имя Николай. Может быть, Святослав назвал монастырь в честь болгарского царя Симеона. Последний ввел византийскую культуру и религиозную литературу в Болгарии; Святослав, который заказал изготовить копию антологии царя Симеона (т. н. "Изборник" 1073 г.), очевидно, хотел превзойти его. После того, как Святослав стал киевским князем в 1073 году, он поддерживал дружеские связи с настоятелем Печерского монастыря Феодосией. Он подарил монастырю участок земли и дал золото для строительства Успенского собора, главного храма монастыря.
Возводя величественные храмы в своей епархии, Святослав понимал, что вера его народа должна быть основана на истинном учении. Для этого он собрал большую коллекцию рукописей и лично заказал несколько компиляций, включавших учения Отцов церкви и постановления вселенских соборов. Местонахождение его библиотеки неизвестно, но, как и его отец Ярослав Мудрый, который хранил свои книги в соборе св. Софии" Святослав, наверное, разместил свое собрание книг в соборе ев; Спаса, сердце Черниговской епархии. Здесь они были доступны как служителям церкви, так и боярам.
Святослав был ревностным покровителем культа святых Глеба и Бориса. Он чтил память двух мучеников еще задолго до конца 1040-х годов, когда родился его первый сын. Святослав назвал трех своих старших сыновей именами мучеников Глебом, Давидом и Романом (последние два были христианскими именами Глеба и Бориса). Выбор Святославом имен и другие свидетельства позволяют предположить, что он избрал св. Глеба - князя, который правил в Муроме перед ним, - покровителем своей семьи. Этим выбором имен Святослав дал) также и пример своим потомкам. Князья различных ветвей Святославичей (династий Черниговских Новгород-Северских, Муромо-Рязанских) продолжали использовать имена Глеба, Давида, Романа постоянно вплоть до монгольского нашествия. Примечательно, что в течение этих двух столетий не отмечено ни одного случая, чтобы Святославич был назван Борисом.
О самом драматическом проявлении преданности Святослава св. Глебу сообщается под 1072 годом, когда мощи двух святых переносились в новую деревянную церковь, построенную Изяславом, князем Киевским. И Святослав в этот момент положил руку св. Глеба на рану, от которой он страдал, в надежде на получение чудесного исцеления. После захвата Святославом Киева (1073 г.) он начал строительство большого каменного храма в Вышгороде в честь двух святых. Однако, его преждевременная смерть в 1076 г. прервала строительство церкви, она была освящена лишь в 1115 г., после того, как здание было достроено его сыном, Олегом. Постройкой этого величественного храма Святослав надеялся привлечь паломников к мощам св. Бориса и Глеба, и таким образом, содействовать распространению культа первых местных святых на Руси.
В заключение можем отметить, что Святослав помог консолидировать положение христианства в своих владениях и на Руси в целом, и что он повысил престиж Черниговской епархии и ее священников.
Покровительствуя культу св. Бориса и Глеба, первых отечественных святых, он помог становлению церкви на Руси.