Тема изжованная-пережованная, тема многострадальная. На разнообразных профессиональных тусовках, в частных беседах да и тут на ГОРОДе не единожды поднималась тема качества черниговской журналистики. И даже ее наличия в приципе.
Лично для меня тема черниговской журналистики берет начало с газеты «Черниговский полдень». Конечно в городе есть свои древние газеты с древними журналистскими традициями. И наверняка там тоже и были, и есть хорошие специалисты. Я это понимаю. Но все это так называемая советская журналистская школа, которая ментально мне не очень близка и которую мне вопринимать тяжело.
Так вот. «Начало работы «Черниговского полдня» я помню очень хорошо. Это был по-моему 94 год и мне было около 18 лет. Тогда собралась отличная команда людей, которые хотели сделать новую, не похожую ни на что в Чернигове газету. И у них это получилось. Она была и внешне и внутренне достаточно новаторской. Многие члены той команды до сих пор прямо или косвенно связаны с журналистикой и работают сейчас во многих черниговских и всеукраинских СМИ. Константин Иваныч Сердюк, Вера Едемская, Игорь Кузьменко, Валера Литовченко, Александр Шило, Олег Головатенко, Александр Соломаха и многие-многие другие. Кого-то просто не вспомню, а кого-то и не застал.
Мне тоже посчастливилось определенное время поработать корреспондентом в Полдне. Это были счастливые времена. Помню, что все было жутко интересно и хотелось горы свернуть.
Многие статьи этой газеты актуальны и сейчас и цитируются различными интернет-сми. И журналистская планка тогда была поднята достаточно высоко, как для нашего провинциального города.
Потом были еще несколько информационных газетных проектов: «Черниговский деловой курьер», «Вал», «Пульс» и т. д. Но каким-то прорывом в черниговской журналистике не запомнились. В то же время на городском телевидении время от времени появлялись интересные проекты и интересные журналисты. А вот другое черниговское телевидение ОДТРК «Сивер-центр» как по мне всегда было телевидением тех, кому уже ничего не надо. Исключение составит, пожалуй, лишь Ваня Матвеев. Сам удивляюсь, как он там работает.
В конце 90-х почти одновременно вышли в свет газеты «Весть» и «Семь дней». Потом открылся «Высокий вал». Потом еще несколько сайтов и телеканал «Детинец». Блеснула ярким пятном газета «Эспрессо» и не очень ярким газета «Місто». Также нельзя не вспомнить «Взгляд», «Семейную газету» и «Черниговщину». Первые де тоже закрыты, а последняя продолжает свою работу. Из новинок – «Слово Чернговщины» и журнал "24". Вот так собственно и сложилась ситуация, которую мы наблюдаем и на сегодняшний день.
Где работают и о чем пишут черниговские журналисты?
Чем занимаются журналисты обоих "Деснянок", для меня окутано мраком. Журналисты газет «Вісник Ч» и «Гарт» производят информационный продукт преимущественно для сельского жителя (70-90% аудитории) и соревнуются между собой, кто покруче этого самого жителя напугает. Материалы в стиле «життєві долі»» часто с выраженным криминальным уклоном – доминируют.
Журналисты газеты «Весть» (практически тот же состав, что и у «Вісник Ч») своими материалами окончательно повергают в ужас тех читалей, кого не устрашили статьи изпредыдущих двух газет. Хотя аудитория преимущественно городская. Вообще конечно гнев многих читателей ГОРОДа к журналистам «Вести» на мой взгляд конечно оправдан. Я тоже считаю, что во многих материалах они преходят допустимые границы. Как по тексту, так и по работе с источниками. Но нужно понимать, что именно такую газету они и делают: наглую, репортерскую, грязно-желтую. И часто среди всех этих трупов, изнасилованных женщин и трусов на базаре можно отыскать довольно интересные и горячие материалы. Тут журналисты не занимаются анализом. Они оповещают, сплетничают и пугают.
Журналисты «Семи дней» пытаются делать добротную газету с материалами, рассчитанными на рядового, но неглупого горожанина. Как это получается мне судить сложно. Нет наверное более жесткого и непримиренного критика у этой газеты и у этих журналистов, чем я. Местами бывает очень даже ничего, местами нет. Но постепенно складыается и растет определенная и благодарная аудитория. И она мне нравится.
Интересные материалы (особенно о CMG ☺ ) выдают журналисты ВВ. Сам всегда с удовольствием читаю статьи Влада Савенка. Творчество Стука вызывает вопросы. Всегда с интересом смотрю сюжеты Левенка на «Детинце». Когда Народенко находит время что-то написать от себя, тоже всегда с удовольствием читаю. Сюжеты Аллы Скорик конечно всегда на уровне. Стах подавал определенные надежды, но это не журналистика.
Какие бичи у черниговской журналистики?
Тенденциозность. Заангажированность и личное мнение журналиста давлеют над фактажом, работой с источниками и дуализмом мнений. У многих уже маститых журналистов ЛИЧНОЕ аж прет из статьи. Такое впечатление, что человек пишет прежде всего для самого себя и прям прется от собственного слога, словесных оборотов, мыслей и т. д. Собственные рефлексии подходят больше для личного блога, чем для взвешенного материала.
Неумение и нежелание работать ногами. Лень, вальяжность, томная усталость. У нас журналисты не ищут темы и материалы. Их им должны принести, дать в зубы на редакционном задании, ну или как минимум подсказать. У нас журналисты с удовольствием находят новые темы на пресс-конференциях. Особенно если после прессухи – фуршет. Этот бич, я думаю, всеукраинского масштаба, но в небольших городах это проявляется особенно. Речь конечно прежде всего о репортерском ремесле. Вытоптать тему ногами, подслушать ее в очереди или маршрутке, всегда быть в гуще, сростись со своим фотоаппаратом и т. д. По моему мнению стать неплохим репортером может любой молодой журналист, неленивый, ищущий и жаждущий, чувствующий струю. Но конечно при наличии хорошего главреда за спиной.
По верхам. Отсутствие более узкой специализации не позволяет изучить и копнуть тему достаточно глубоко. Я это называю «о природе о погоде». Есть, на мой взгяд, журналисты, которые на пути к более глубокому познанию своих тем. Но поскольку они работают у нас в компании, не буду их называть. У нас нет профессионального политического обозревателя, который понимает все глубины наших политических процессов. Который может в любой момент разложить весь политический расклад и спрогнозировать его развитие. Нету и близко ни одного журналиста-экономиста, который понимает суть происходящих в экономике региона процессов. Это вообще терра-инкогнита для черниговских медиа всех мастей. Немного получше со спортом, ЖКХ, культурой. Нету интересных светских хроник. Еще безумно хочется интелектуальных, по-хорошему наглых и глубоких интервью. Так, чтобы человек разделся перед аудиторией до носков. Да и многого еще нет в черниговской журналистике. Очень много совершенно пустых ниш, где можно сделать себе имя.
Консервативность. Ну это опять же проблема журналистики малых городов. Неумение и нежелание следить за новыми интересными фишками и приемами в своем ремесле, негибкость. Это как жить в своей ракушке, где все просто и понятно, и бояться высунуться наружу. Элементарные вещи могут натолкнуть на тему и заставить двигаться вперед: нужно следить за успешными коллегами, за успешными изданиями, за лучшими образцами, тусить в сети и т. д. Самообразование и постоянный поиск – непременные атрибуты современного журналиста. А нежелание учиться и совершенствоваться - признак типичного местечкового специалиста.
И последнее, наверное самое важное. Это
отсуттсвие амбиций. Доказать себе, доказать всем, сделать круто, раскопать, узнать, удивить, заслужить любовь и благодарность аудитории и экспертов... Я не вижу этого. Почти не вижу. Особенно у молодых. Где огонь в жопе, где блеск в глазах?
- Да кто за такие деньги работать будет...
- Да для кого тут писать...
- Да о чем тут писать...
Да, бля, о чем угодно! Да для этих самых людей! Да хоть и бесплатно!!! Никто никогда не достигал чего-то БОЛЬШОГО из-за высокой зарплаты! Конечно важно получать адекватную плату своему журналистскому труду. Но это никогда по-настоящему не зажигало. Мое мнение.
Так и хочется вспомнить слова БГ: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?»
ЗЫ: Есть еще такая проблема, как беграмотность. Но это проблема глобальная. И на мой взгяд неглавная, хотя и важная. Поговорим об этом в другой раз.