Сегодня, друзья мои, я познакомлю вас с теми замечательными плодами, которые принесла акция "Спроси у Синельника",
ранее объявленная в моём блоге.
Благодаря ей многие из вас расширили круг своих познаний в сфере современного искусства, получили информацию о его отдельных ярких проявлениях в нашем городе. Кто-то впервые узнал о существовании живой творческой традиции ГОП-АРТ и её черниговских отцах-основателях. Кому-то было интересно моё мнение о творческом процессе и задачах, которые возникают перед художником в ходе реализации этого процесса. Были и такие вопросы, которые меня откровенно позабавили. Главное, что среди них не было скучных. Поэтому удовольствие получилось обоюдным: мне было интересно отвечать, а вам, любопытным - получать ответы.
И, без долгих прелюдий, вот он - наш диалог:
pipet:
почему вас называют «гуру»? спасибо…
Олег Синельник:
В Индии так принято называть людей, которые являются для других духовными наставниками, учителями. Так сложилась моя судьба, что в течение полутора десятков лет я был для многих людей и учителем, и наставником, и психологом, и философом, словом, тем, кто направляет их на путь познания, самосовершенствования и развития своих способностей. С некоторыми моими учениками я до сих пор поддерживаю контакты спустя много лет, с тех пор как они закончили обучение в моей изостудии и, став взрослыми, разъехались в разные страны.
Кто-то из моих бывших учеников, видимо в шутку, когда-то дал мне такое прозвище – «Гуру». Оно прижилось и со временем меня стали так величать даже незнакомые люди.
Опыт показывает, что бороться с любым прозвищем бесполезно, особенно, с тем, которое тебе дали твои ученики :)
Да и незачем. Ведь это просто другая транскрипция простого слова «учитель».
pipet:
еще такой вопрос… долго нужно учиться на художника? спасибо
Олег Синельник:
У каждого художника по-своему. Один, сделав первый рисунок в школьной тетрадке, уже считает себя необыкновенным мастером. Другой, получив диплом после пяти лет обучения в ВУЗе, гордо именует себя художником и по-своему прав – документ ведь имеется. Третьему и всей жизни будет мало, чтобы путём кропотливого многолетнего труда освоить опыт, накопленный поколениями творцов, а затем из глубин этого опыта вычленить по крупинкам компоненты, из которых со временем сложится свой неповторимый стиль, посредством коего только и можно будет сказать своё слово в искусстве – в противном случае этот человек никому не позволит называть себя художником и сам таковым не назовётся.
Так что в случае каждого конкретного художника всё зависит от его индивидуальности. Но так или иначе, а систематическое обучение необходимо любому творцу. Раз оно требовалось даже тем авторам, которых мы называем Великими, то что уж говорить о нас, простых смертных?
Tatiyana:
Вам не мешает то, что вы известны и вас узнают на улицах? Чернигов, город маленький и здесь все друг друга знают. Тем более наших замечательных Личностей )) Надеюсь, что вы отнесетесь к моему вопросу с улыбкой ))))
Олег Синельник:
Ваш вопрос действительно вызвал у меня улыбку :)
Вы правы, город у нас небольшой и чем дольше в нём живёшь, тем больше становится знакомых. А когда твои знакомые тебя всё ещё узнают при встрече – это ведь замечательно! :)
Dvornik:
Здравствуйте. Хочу понять, что такое ирософ? В нэте про этих людей совсем мало информации.
Олег Синельник:
Ирософ – это человек, который живёт по принципам ирософии и потому смотрит на всё происходящее слегка иронически :)
В нэте про таких людей информации более, чем достаточно.
nindzy:
скажите пожалуйста какова ваша среднетворческая плодовитость?
Олег Синельник:
Для начала хорошо бы разобраться в семантике неологизма «среднетворческость» :)
Если речь идёт о некоем усреднённом показателе производительности за единицу времени (а под производительностью Вы понимаете количество изображений, созданных в течение произвольного отрезка времени), то я Вас разочарую – таких измерений никогда не вёл. Скажу больше: большинству моих коллег мысль о подобных подсчётах даже в голову не приходила. Это всё равно, что попросить музыканта высчитать свой средневдохновенческий коэффициент или фигуристку – её средневращательную головокружительность :)
Иногда я рисую более активно, иногда менее. Но рисую я каждый день.
Shunny:
Как часто вы дарите свои картины и кому?)
Олег Синельник:
Обычно дарю свои картины на дни рождения хорошим людям из числа моих друзей. Правда, был случай, когда я пришёл на торжество без подарка, пообещав подарить картину позже, но до сих пор этого не сделал :)
ruby_rose:
Здравствуйте, Олег!
1. Что Вас вдохновляет в творчестве? Вот вы берете краску, бумагу и … о чем думаете, как долго по времени может занять весь творческий процесс и бывают ли работы, которыми Вы недовольны?
2. Что для Вас искусство? И кто, в этом смысле, Ваш *гуру*?
3. Бытует мнение, что художники как правило *не от мира сего* немного (или много) ну и в поисках *музы* и *вдохновения* зачастую прибегают к доппингам/алкоголю/легким наркотикам и тд. А как поступаете Вы, если сроки поджимают, а творческих идей – нет?
4. Раз Вы вспомнили о Дали… «Если все время думать: «Я – гений», в конце концов станешь гением!» – говорил он. А Вы признаете себя гением?
5. Ну и традиционно о моем любимом Малевиче) Мы когда-то разговаривали уже о нем. И все же, как человек, который имеет отношение к искусству, на Ваш взгляд … *черный квадрат* стоит своих денег? Тут я бы попросила ответить в формате да или нет.
Спасибо. Успехов, Вам!
Олег Синельник:
Отличный вопрос, спасибо Лена!
Итак, пойдём по пунктам…
1. Источником вдохновения может послужить что угодно, любая мелочь, случайность. Вот Вам пример: однажды я долго искал образ старика для очередной картины. Всё, что на эту тему было отрисовано мне совершенно не нравилось. Я пошёл в магазин за кофе (а на улице в это время лил дождь) и по дороге увидел сидящего на дереве взъерошенного промокшего кота. Едва я взглянул на него, мне тут же стало ясно, каким должен быть мой старик.
Одни картины постоянно хочется исправлять и дополнять (и с каждым годом это желание всё сильнее), а другие кажутся вполне завершёнными и не требующими дополнительного вмешательства. Последних гораздо меньше :)
Поэтому я, чтобы не соблазняться бесконечными правками, которые могут в итоге погубить картину, покрываю работу лаком в тот период, когда она мне ещё нравится.
Мои произведения – они, как дети, рождаются по-разному – какие-то с большими сложностями, другие с меньшими. Каждый раз всё по-новому. Сейчас поймал себя на мысли, что не знаю, в каких словах описать суть творческого процесса. Там всё так зыбко, неуловимо. Пожалуй для описания той магии, путём которой художник превращает невидимое в реальные объекты, здесь уместно будет применить только одно слово: «тайна».
2. Вопросы из разряда «Что для Вас искусство? Что для Вас любовь?» и т.п. настолько всеохватны, заезжены и беспредметны, что как на них ни отвечай – попадёшь пальцем в небо. Что в данном контексте означает одно – банальность. Скажу честно, я об искусстве и том, что оно для меня как-то не задумывался. Раз я живу, дышу, работаю, занимаюсь любимым делом – значит какую-то свою миссию в искусстве я выполняю. И, очевидно, делаю это весьма успешно.
Моим первым настоящим Учителем, гуру, наставником, человеком, который направил меня на тот путь, по которому я продолжаю идти, был черниговский художник-чародей Николай Онисимович Небылица (1945 – 2000).
3. Мой единственный допинг – любовь. И немного кофе :)
Мне жаль тех людей, которые прибегают к различным искусственным стимуляторам для разжигания в себе творческого огня. Они обманывают и обкрадывают сами себя. Мне их путь не близок.
Но, если сроки действительно поджимают, а идей нет, меня выручают профессиональные навыки и наработки, которых за те годы, что я работаю в этом бизнесе, накопилось огромное количество.
4. Как-то это глупо: ходить и твердить про себя такое «заклинание». Я просто человек, не лишённый некоторых способностей :)
5. Безусловно, стоит и будет стоить.
Snooppy:
вы когда-нибудь дарили свои картины для благотоврительности?
Олег Синельник:
Возможно, когда-нибудь подарю, если ко мне обратятся люди, занимающиеся на самом деле благотворительностью, а не тем, что под этим подразумевают наши черниговские бизнесмены :)
ruby_rose:
1. Во сколько лет Вы поняли, что Вы художник? Были ли сомнения?
2. Если бы Вы не стали художником, в какой сфере Вы смогли состояться?
3. Кто Вам наиболее сипатичен из отечественных политиков?
4. Как называется Ваша любимая шоколадка?
Спасибо, Олег!
Олег Синельник:
1. Рисовать я начал раньше, чем ходить. Из чего можно сделать вывод, что изначально в код моей судьбы была заложена пресловутая «искра Божья» и указан путь, по которому надлежит идти по жизни. Конечно, на этом пути впоследствии было всякое. И сомнения были. Великий Леонардо даже говорил, что сомнение – это тот рычаг, который постоянно заставляет мастера двигаться вперёд.
А вот художником, в полном смысле этого слова, я себя почувствовал, когда после смерти моего Учителя написал в память о нём картину. Она называется «Микола и Цыганка».
2. Из меня бы получился образцовый диктатор какой-нибудь «банановой» республики :)
Или священник, жрец какого-нибудь древнего культа. Вас это, наверное, удивит, но предложения сменить род занятий в эту сторону почему-то поступают с завидной регулярностью.
3. Никто. За зарубежными тоже не слежу. Правда, однажды вызвал восхищение Муаммар Каддафи. Почему? Почитайте его «Зелёную книгу» и сами поймёте.
4. Главное, чтобы вкусная была :) Предпочитаю чёрный шоколад.
ruby_rose:
5. Появится ли в будущем, Ваша собственная галерея?
6. Есть ли цель у искусства?
7. Свобода или покой, Олег?
8. Что Вы знаете такого, что окружающие и не догадываются о Вас?
9. Чего Вам не хватает для абсолютного счастья?
10. С кем бы Вы поговрили 10 минут, имея такю возможность и что-бы Вы спросили?
11. Почему картины дорожают в несколько раз только после смерти худжника? Я нахожу это крайне циничным, а Вы?
12. Что Вам ближе: продать картину, отдать в музей, подарить другу?
Спасибо, Олег!)
Олег Синельник:
5. Искренне надеюсь на это.
6. Искусство – это один из инструментов, созданных в незапамятные времена и призванных выполнять конкретные задачи. У инструмента не может быть цели. Но если его применяет мудрый и знающий человек, этот инструмент может облегчить простым людям связь с Божественным.
Разумеется, к тому, что сейчас принято называть современным искусством, вышесказанное не относится.
7. Свобода.
8. Вопрос так забавно сконструирован, что в первую очередь нуждается в реконструкции, а уж потом – в ответе :)
9. Всего давным-давно с избытком :)
10. Я бы поговорил с моим Учителем, чтобы закончить тот разговор, который мне приснился на сороковой день после смерти Николая Онисимовича.
11. Это распространённая общепринятая политика, практически, всех галерей современного искусства, на котором они делают свой бизнес, а в нём нет места эмоциям.
12. Это зависит от комбинации факторов «время», «место», «человек».
ruby_rose:
13. Искусство безгранично или рамки существуют? Ваше отношение к неформальному/авангардному направлению? Рисовать кровью по холсту или инсталяции откровенно порнографического характера… Подобное может называться искусством или все же это дань времени/моде/чей-то дури?
Спасибо, Олег! ))
Олег Синельник:
Искусство чрезвычайно многообразно, а рамки у каждого автора свои и с годами эти рамки становятся всё более размытыми. Поэтому в современном мире актом искусства может быть признано всё, что угодно, потому что у кого-то хватило смелости, наглости или глупости назвать это актом искусства.
utro_v_lesu:
1. есть ли у вас самые любимые произведения(собственные)?
2. чье творчество(художник) вам нравится?
3. кого бы вы назвали своим учителем в творчестве?
Олег Синельник:
1. Как правило, картина меня полностью устраивает только в первые 5 минут, после её завершения :)
2. Предпочтения находятся в постоянной в динамике. Например, сегодня меня впечатлили эксперименты Такеши Мураками.
3. Немного выше я говорил об этом человеке. Это Николай Онисимович Небылица, черниговский художник. Вот здесь:
//gop-art.blogspot.com/p/blog-page.html есть хороший материал о нём. Называется «НИКОЛАЙ НЕБЫЛИЦА – ХУДОЖНИК, ИСКАТЕЛЬ, БОЕЦ» (автор: С. Фельдман)
ruby_rose:
Уточняю 8 вопрос.
И все же… Что Вы знаете, о себе (!!!) такого, что окружающие и не догадываются о Вас?
Спасибо, Олег!
Олег Синельник:
Они не догадываются, что, чем дольше участвуешь в пьесе под названием «Олег Синельник», тем интереснее она становится! :)
ruby_rose:
Имея такую возможность какую картину Вы бы с радостью приобрели, хоть за 2 мильярда?
Спасибо, Олег!
Олег Синельник:
Если бы у меня было 2 миллиарда, я бы купил со всеми потрохами Лувр и Эрмитаж, перевёз бы и установил их в Чернигове, чтобы не ездить каждый раз в Париж и Питер. А на оставшиеся деньги организовал бы в их залах регулярные выездные экспозиции самых популярных мировых художественных музеев и картинных галерей с профессиональными гидами, ведущими увлекательные экскурсии для людей всех возрастов.
utro_v_lesu:
вот для меня раскрылась одна из тайн просихождения стиля гоп-арт)))…а фотографии Небылицы нету? и его картин?
Олег Синельник:
Вот здесь
//gop-art.blogspot.com/p/gop-art.html можно посмотреть то малое, что удалось добыть.
Skubi:
Добрый день. Как Вы оцениваете потенциал творческой молодежи Чернигова?
Олег Синельник:
Я не знаю в каких единицах и с помощью каких инструментов можно измерить творческий потенциал. Да и поддаётся ли он измерению в масштабах даже одной личности?
Другое дело, что в каждом от рождения заложено мощное стремление к созиданию, но не каждый реализует его конструктивно. Причин тому много, а в основе их всех лежит страх, ограничивающий, сдерживающий и, зачастую, подавляющий самые благие порывы.
Если творческий человек поставит перед собой задачу научиться работать со своим глубинным страхом и приложит усилия для её выполнения, то у него появится шанс превратить этот мешающий фактор в источник большой силы, с помощью которой можно достигнуть реализации того, что называют творческим потенциалом.
Образно можно сказать, что у индивидуума, занимающегося какими-либо созидательными практиками, сумма потенциала зависит от широты взглядов, помноженной на силу стремления, минус страх.
Сказанное полностью относится не только творческой молодёжи вообще, но и к черниговской в частности.
Skubi:
А на сколько популярен Чернигов в культурной среде Украины, Европы и мира?
Олег Синельник:
Настолько же, насколько остроумны Ваши вопросы :)
Kiraly:
Чи не виникала у Вас думка якимсь чином увічнити стиль ГОП-АРТ не лише художніми засобами? Так щоби заявити його як суто Чернігівський феномен? Дякую
Олег Синельник:
В руках художника все средства приобретают художественные свойства. Даже когда он берётся использовать для своей инсталляции какие-то бытовые предметы, на первый взгляд не имеющие отношения к искусству. С этой точки зрения мне представляется весьма проблематичным увековечить мой ГОП-АРТ нехудожественными средствами.
О том, что живая творческая традиция ГОП-АРТ является чисто черниговским феноменом тоже следует сказать с одной существенной оговоркой. Да, возникла она здесь, в Чернигове, в 1995 году, развивалась здесь, теоретико-философская база и основные технические принципы были разработаны тоже здесь. Но сейчас она шагнула далеко за пределы не только нашего города, но и Украины. Появились её продолжатели и активные популяризаторы в других странах, не только в СНГ, но и за его пределами.
Т.е., как вы понимаете, в процессе динамичного развития и расширения традиция перестала быть чисто черниговским феноменом. Но её корни у нас, в Чернигове.
Kiraly:
Здається історія з пам’ятником Небилиці закінчилася нічим?
Олег Синельник:
Однажды ко мне обратился некий человек, сказал, что он представляет группу инициативных граждан и предложил возглавить комитет по сбору средств на памятник Небылице. По его словам, их группа хотела бы установить в городе небольшую парковую скульптуру в память о Николае Онисимовиче. Что ж, идея хорошая.
Но, как я понял со слов обратившегося, этим людям некогда заниматься поисками спонсоров, регистрацией комитета, составлением всяких прошений и вообще решать какие-либо оргвопросы. Всем этим предложено было заняться мне.
«Поэтому мы хотим, чтобы вы, как Колин ученик, возглавили, а мы поддержим», заключил гость. На мой вопрос, в чём конкретно будет заключаться их поддержка, он так толком и не ответил. Я сказал, что подумаю над его предложением.
С тех пор этот человек больше не появлялся.
prihlop:
Кто придумал название ГОП-АРТ?
Олег Синельник:
Название придумано совместно, а было это зимой 1995 года. Мы с Николаем Онисимовичем сидели в мастерской, которой учителю служил его рабочий кабинет в редакции «Деснянской правды», и пытались придумать какое-нибудь оригинальное название для того стиля, о котором идёт речь. В конце концов мне пришло в голову, что наш древний возглас «гоп» является квинтессенцией той бодрой, озорной и безбашенной украинскости, которая прямо-таки фонила из висевших на стенах картин Небылицы.
Я поделился своей мыслью с учителем и она ему понравилась. Только к слову «гоп» Небылица добавил приставку «арт». «Гоп-арт» был одобрен.
А потом мы это дело хорошо отпраздновали :)
Revo:
а где в Чернигове можно увидеть ваши произведениея?
Олег Синельник:
В основном, на выставках, на различных пати, оупен-эйрах. Многие мои иллюстрации, картины, коллажи давно прописались на бескрайних просторах Всемирной Паутины. Следите за анонсами, ходите на открытия экспозиций – рано или поздно увидите там что-нибудь, подписанное фамилией «Синельник» :)
В начале октября в Арт-клубе проходил вернисаж черниговских графиков, там были представлены две мои работы.
...
Дорогие друзья! Я надеюсь, что наше общение продолжится. Заходите на Chernigiv Quest и задавайте новые вопросы.
А я с удовольствием на них отвечу :)