15 Августа 2012 00:18
Просмотров: 2761
Метки:
art,
искусство
(фото В. Трубчанинова)
"Та то якась дурня!" - фраза, знакомая каждому инако-рисующему, -снимающему, -лепящему etc. Не тому, кто делает
похоже, а тому, кто
иначе. Почему обыватель так любит прятаться за этой формулой-оберегом, что его пугает в искусстве? Только ли непохожесть?
Вспоминается восточная притча о том, как однажды падишах спросил у своего визиря, сколько в их стране художников. "Где-то около 600 человек", ответил визирь. "Посадить их всех в тюрьму". Веление правителя было исполнено. Через некоторое время падишах поинтересовался судьбой заключённых: "Сколько из них рисуют?". "Примерно, 300", ответил визирь. "А теперь освободите всех и создайте им роскошную жизнь", приказал властитель. И это было исполнено.
Спустя пару недель, падишах спросил: "И сколько же продолжают рисовать?". " Трое", ответил визирь. "Вот так", грустно молвил правитель, "на всю страну всего три настоящих художника".
Путь человека искусства очень труден. Это всегда неопределённость и риск, авантюра и скольжение по граням. При этом не особо важно, изгой ли ты в рубище или коммерчески успешный баловень. Постоянная неприкаянность одинокой души порождает либо уход в глухую защиту мизантропии, либо в агрессивно-наступательный эпатаж. Прозябать в офисе, предаваясь бесплодным мечтам об открытии собственного наeбизнеса, гораздо нормальнее и приемлемее, чем блуждать в одиночестве по неизведанным и плохо освещённым творческим лабиринтам.
"Сегодня, как вы знаете, я знаменит и очень богат. Но, когда я остаюсь наедине с самим собой, мне недостает мужества считать себя художником в великом, античном смысле этого слова… Я всего лишь затейник, понимающий потребности своего времени". Так, в минуту отчаяния, сказал о себе Пикассо, который был Пабло, в хорошем смысле этого слова.
Как-то незаметно вошло в привычку ставить знак равенства между культурой и искусством, хотя на самом деле они не тождественны. В первом случае следует понимать, что речь только об определённых тактиках, используемых современными падишахами для привития своим подданым свойств и навыков, обеспечивающих ещё большую внушаемость и управляемость подданых. Во втором случае мы имеем дело с метафизикой, тайной и её жрецами. Если тайны нет, то нет и искусства, пустующее место которого моментально занимают технологии, порождающие ремесло. Впрочем, и у ремесленника всегда есть шанс прокачать себя до жреца.
"К чему это вы?", спросит пытливый читатель. Да вот, знаете ли, дело в следующем. Решил я объявить у себя в блоге амнистию и временно выпустил из бана всех провинившихся. А для них базар за искусство, что красная тряпка быку. Что кошке сраный веник. Что чёрту ладан, что попу гармонь.
Вот давайте вместе и полюбопытствуем, что сии господа по данному насущному вопросу скажут.
.