Можно сколько угодно слушать рассказы о том насколько хорошо люди живут в Европе, однако самый лучший вариант - поехать туда и воочию посмотреть так ли это на самом деле или нет. Именно такой вывод я сделал для себя после поездки в Польшу, которая была организована и профинансирована общественной организацией "Фундация Боруссия".
Главная цель поездки - узнать о положительном опыте проведения реформ в Польше, понять как устроена система децентрализации власти в этой стране и какие именно преимущества и выгоды дает эта децентрализация. После чего использовать польский опыт здесь в Украине и в Чернигове, в частности. Обо всех нюансах, связанных с децентрализацией и системой польского самоуправления я бы предпочел написать в отдельном материале, который, скорее всего, будет опубликован на новостном портале gorod.cn.ua. В этом же блоге я хочу уделить больше внимания бытовым моментам польских реалий, таким как дороги, общественный транспорт, инфраструктура и т.д. И описать свои впечатления от увиденного.
Однако прежде, чем приступить к повествованию, хочу искренне поблагодарить преподавателя ЧНТУ Ярослава Петракова, благодаря которому я вошел в состав делегации от Черниговской области, которая посетила Польшу. Также выражаю благодарность руководителю офиса реформ Черниговской области Ярославу Жиденко за координацию поездки и решение административных вопросов, связанных с ней. Ну и, конечно же, огромное спасибо директору Программы «Study Tours to Poland» Мирославу Скурке.
И так, во время визита в Польшу украинская делегация посетила административный центр Варминско-Мазурского воеводства на севере страны с населением 170 000 человек - Ольштын. Стоит отметить, что воеводство (крупнейшая административно-территориальная единица Польши, что-то на подобии нашей области) является одним из самых бедных в стране. Однако в сравнении с Украиной его, конечно, таким назвать нельзя.
И так, поездка началась с киевского автовокзала до которого около двух часов все добирались на маршрутке. Далее на автобусе Харьков-Варшава мы ехали около 14 часов до польской столицы, а потом еще три часа добирались от Варшавы к Ольштыну. Итого, общее время пути - больше 19 часов.
Знакомство с Ольштыном началось с гостиницы "Вармински", в которой поселили нашу делегацию.
По меркам Польши этот отель имеет три железобетонных звезды. Почему именно по меркам Польши? Потому что в Украине, например, подобному отелю дают все пять звезд. Пример тому - днепропетровский отель "Украина" о котором я уже писал в своем блоге "День журналистики в Днепропетровске". И тот, и другой отель по своим услугам идентичны - похожие номера, а также их наполнение, ванная комната, завтрак в виде шведского стола и т.д. А вот цены отличаются значительно. Если двухместный номер в "Вармински" стоит около 50 долларов в сутки, то за номер в днепропетровской "Украине" придется заплатить порядка 120 зеленых.
В Ольштын мы приехали уже вечером, поэтому после ужина в гостинице все отправились по номерам отдыхать после длительной поездки. Питались, к слову, мы следующим образом: завтрак и ужин - в отеле, обед - в кафе. Кормили нас отлично, поэтому чувства голода никто не испытывал.
Город Ольштын лично меня приятно удивил своей архитектурой. Вытянутые симпатичные домики, храмы в готическом стиле, черепица на крышах домов, гранитная брусчатка - все это совсем не похоже на наши советские города, основная часть домов в которых была построена при Хрущеве. В общем, изящно, симпатично и очень уютно. Поскольку наша поездка выпала на конец осени, то погода нас, разумеется, не особо баловала. Утренний туман вперемешку с моросящим дождем - вот такие погодные условия были в течение всего недельного визита. И если городская архитектура имеет такой живописный вид осенью, то представляю как красиво в этом городе весной и летом.
Важно отметить, что в городе нет ситилайтов и очень мало билбордов. Также в городе нет ярких кричащих вывесок на фасадах заведений. Все вывески вписываются в общую картину и не портят ее эстетический вид.
Такое понятие как мафы в городе вообще не существует. Местные власти прекрасно понимают разницу между понятием город и барахолка.
И так, вот подборка фотографий старого города, после которой я немного расскажу об инфраструктуре Ольштына.
По улицам вдоль тротуаров установлены пожарные гидранты - устройства для отбора воды из водопроводной сети, к которым присоединяют пожарные рукава с целью тушения пожара.
Урны в городе выглядят опрятно. В центре Ольштына урны имеют конструкцию, состоящую из основы, изготовленной из щебня и металлической сердцевины с отсеком для окурков. Видимо, этот отсек служит специальной ручкой, при помощи которой сердцевину вынимают из основы и высыпают оттуда мусор.
Места остановок общественного транспорта в Ольштыне выложены гранитной брусчаткой. Как видите, выглядит все ровно и аккуратно.
На каждой остановке установлено электронное табло на котором высвечивается время прибытия маршрутов. Как вы понимаете, друзья, общественный транспорт в Польше ходит минута в минуту. И в этом я убедился лично.
На пешеходных переходах в Польше установлены специальные панели, приложив руку к которым можно "вызвать" зеленый сигнал светофора. У нас для этого есть специальные кнопки. На самих светофорах, помимо световых панелей, установлен в том числе и динамик, который издает звук, когда на табло светится зеленый свет. Звук, к слову, достаточно приятный, а не такой как у нас на пешеходном переходе возле школы № 5. Такие динамики установлены абсолютно на всех светофорах, где есть пешеходные переходы.
Что касается жилых домов в Польше, то почти все они находятся в частной собственности владельцев. Я имею в виду то, что люди владеют не только своими квартирами, но и лестничными площадками и другой домовой инфраструктурой. Это что-то на подобии нашего ОСББ. Такого понятия как ЖЕК в Польше не существует. Всех подрядчиков, которые будут вывозить мусор, убирать и оказывать другие услуги по дому, жители выбирают сами.
В Польше нельзя так просто взять и утеплить стену своей квартиры, испоганив вид своего дома. За это там высокие штрафы. Поэтому все дома утеплены централизовано и выкрашены в какой-нибудь яркий цвет. Иначе говоря, в Ольштыне нет серости хрущевских панелек.
Своих трусов, носков и прочего белья на балконах никто не сушит, поскольку это портит общий вид дома. Для таких вещей у каждого в квартире установлена сушилка.
На некоторых домах название улицы и номер дома пишут большими буквами на боковой части здания. Это делают для того, чтобы было проще ориентироваться в городе.
Если говорить о парковке, то в Ольштыне вполне хватает мест для стоянки автомобилей. К слову, машина для поляка - примерно как для нас телевизор. Автомобиль, бывший в использовании, можно купить за 7000 злотых. Для справки - средняя зарплата в Ольштыне - 3000-3500 злотых. По данным 2014 года, в Варминско-Мазурском воеводстве самые низкие зарплаты в Польше. Иначе говоря, поляк может позволить купить себе автомобиль за две своих зарплаты.
Кое-где, конечно, автомобили припаркованы на тротуарах. Однако, насколько я понял, такая парковка считается приемлемой. Поскольку на тротуаре есть место для прохода пешеходов. Однако утверждать ничего не буду, так как не имею представления о польских ПДД.
Ну а теперь несколько слов о главном. Первое, на что я обратил внимание, когда наш автобус пересек границу Польши, это, конечно же, польские дороги. Они не просто хорошие, а, можно сказать, идеальные, особенно если сравнивать с украинскими. Несмотря на то, что население Ольштына не превышает 200 000 человек, дороги в городе достаточно широкие и просторные. На дорогах Ольштына есть отдельные полосы для автобусов, а также велосипедные дорожки.
А вот так в Ольштыне выглядят тротуары и газоны. Такой вид они имеют почти во всем городе.
На всех учебных автомобилях на которых поляки сдают вождение, установлена буква "L"
Так выглядит центральный парк Ольштына. Все ухожено, убрано, чисто и красиво.
Поляки могут себе позволить одеть телефонный автомат в стеклянную коробку и не думать, что его обязательно кто-то разобьет.
Также в Польше действует раздельный сбор мусора. Он, конечно, не на том уровне, что в западной Европе, где даже стекло сортируют по цвету, однако сам факт того, что за экологией следят уже говорит о многом.
А вот так в вечернее время подсвечивается мостик через речку Ольштына. К слову, в парке подсвечены еще и гранитные ступени.
В завершение первой части блога еще пара интересных фактов: в Ольштыне нет бездомных животных, так как все они находятся в питомниках. За своими домашними животными там нужно убирать. Притом не важно где животные справили нужду - на газоне или на тротуаре.
Разумеется, и в Польше есть старые дороги, тротуары, дома и т.д. Однако их в городе очень мало. Кроме того, в Ольштыне постоянно что-то ремонтируется и обновляется. Иначе говоря, город непрерывно развивается.
За весь период визита в Польшу я увидел очень мало дорогих автомобилей, таких как Лексус, Мерседес, БМВ и т.д. Например, внедорожник Инфинити, который в Киеве нереально популярен, я не встретил даже в Варшаве. Максимум - это несколько припаркованных Мерседесов возле отеля "Бристоль". Основная часть автомобилей в Польше - Опель, Фольксваген, Пежо, Ситроен. За полдня пребывания в Варшаве (это последний день визита о котором более подробней я расскажу в другой части блога) я увидел меньше дорогих внедорожников, чем вижу за полдня в Чернигове. Поэтому объективно делаю вывод, что Украина - это страна понтов. Доказать, что ты не бедный и "можешь себе позволить" (даже если это не рационально с точки зрения финансов) - это главная миссия каждого. По-другому объяснить такое стремление к покупке как можно более дорогого автомобиля, наличие которого не обусловлено потребностями, попросту нельзя.
Во второй части блога:
- Как живет польская "Гмина" (объединение нескольких сел)
- Как живет село с населением в 200 человек
- Мультимедийная библиотека
- Филармония
- Немного о ценах в Польше
- Поездка к зубрам
- Польские школы и чем они отличаются от украинских
- Профессия учителя - третья по статусу в Польше после врача и юриста
- Архитектура и общественный транспорт Варшавы