GOROD.cn.ua

Поездка в Польшу (Часть 1)

23 Ноября 2015 15:49   Просмотров: 10760
Метки: польша
Нравится Рейтинг поста: + 5


 
Можно сколько угодно слушать рассказы о том насколько хорошо люди живут в Европе, однако самый лучший вариант - поехать туда и воочию посмотреть так ли это на самом деле или нет. Именно такой вывод я сделал для себя после поездки в Польшу, которая была организована и профинансирована общественной организацией "Фундация Боруссия". 

Главная цель поездки - узнать о положительном опыте проведения реформ в Польше, понять как устроена система децентрализации власти в этой стране и какие именно преимущества и выгоды дает эта децентрализация. После чего использовать польский опыт здесь в Украине и в Чернигове, в частности. Обо всех нюансах, связанных с децентрализацией и системой польского самоуправления я бы предпочел написать в отдельном материале, который, скорее всего, будет опубликован на новостном портале gorod.cn.ua. В этом же блоге я хочу уделить больше внимания бытовым моментам польских реалий, таким как дороги, общественный транспорт, инфраструктура и т.д. И описать свои впечатления от увиденного. 

Однако прежде, чем приступить к повествованию, хочу искренне поблагодарить преподавателя ЧНТУ Ярослава Петракова, благодаря которому я вошел в состав делегации от Черниговской области, которая посетила Польшу. Также выражаю благодарность руководителю офиса реформ Черниговской области Ярославу Жиденко за координацию поездки и решение административных вопросов, связанных с ней. Ну и, конечно же, огромное спасибо директору Программы «Study Tours to Poland» Мирославу Скурке.

И так, во время визита в Польшу украинская делегация посетила административный центр Варминско-Мазурского воеводства на севере страны с населением 170 000 человек - Ольштын. Стоит отметить, что воеводство (крупнейшая административно-территориальная единица Польши, что-то на подобии нашей области) является одним из самых бедных в стране. Однако в сравнении с Украиной его, конечно, таким назвать нельзя.



И так, поездка началась с киевского автовокзала до которого около двух часов все добирались на маршрутке. Далее на автобусе Харьков-Варшава мы ехали около 14 часов до польской столицы, а потом еще три часа добирались от Варшавы к Ольштыну. Итого, общее время пути - больше 19 часов.

Знакомство с Ольштыном началось с гостиницы "Вармински", в которой поселили нашу делегацию.



По меркам Польши этот отель имеет три железобетонных звезды. Почему именно по меркам Польши? Потому что в Украине, например, подобному отелю дают все пять звезд. Пример тому - днепропетровский отель "Украина" о котором я уже писал в своем блоге "День журналистики в Днепропетровске". И тот, и другой отель по своим услугам идентичны - похожие номера, а также их наполнение, ванная комната, завтрак в виде шведского стола и т.д. А вот цены отличаются значительно. Если двухместный номер в "Вармински" стоит около 50 долларов в сутки, то за номер в днепропетровской "Украине" придется заплатить порядка 120 зеленых. 















Если говорить о питании, то еда с утра была в изобилии. Однако, несмотря на широкий ассортимент блюд, есть лично мне ранним утром как всегда не хотелось. Вот фото всей еды, которая была в нашем распоряжении. 



























Вот такая подсветка была в отеле в день нашего приезда. Насколько я понял, цвета подсветки, изображающие флаг Франции, связаны с террористическими актами в этой стране. Своеобразный акт солидарности поляков. 



В Ольштын мы приехали уже вечером, поэтому после ужина в гостинице все отправились по номерам отдыхать после длительной поездки. Питались, к слову, мы следующим образом: завтрак и ужин - в отеле, обед - в кафе. Кормили нас отлично, поэтому чувства голода никто не испытывал. 

Город Ольштын лично меня приятно удивил своей архитектурой. Вытянутые симпатичные домики, храмы в готическом стиле, черепица на крышах домов, гранитная брусчатка - все это совсем не похоже на наши советские города, основная часть домов в которых была построена при Хрущеве. В общем, изящно, симпатично и очень уютно. Поскольку наша поездка выпала на конец осени, то погода нас, разумеется, не особо баловала. Утренний туман вперемешку с моросящим дождем - вот такие погодные условия были в течение всего недельного визита. И если городская архитектура имеет такой живописный вид осенью, то представляю как красиво в этом городе весной и летом. 

Важно отметить, что в городе нет ситилайтов и очень мало билбордов. Также в городе нет ярких кричащих вывесок на фасадах заведений. Все вывески вписываются в общую картину и не портят ее эстетический вид. 

Такое понятие как мафы в городе вообще не существует. Местные власти прекрасно понимают разницу между понятием город и барахолка. 

И так, вот подборка фотографий старого города, после которой я немного расскажу об инфраструктуре Ольштына. 



































Никола Коперник






































Стоит отметить, что в городе в настоящее время происходит завершение постройки трамвайной линии, общий бюджет которой - около 100 миллионов евро. Притом доля местного бюджета в этой сумме - 15%. Все остальное - инвестиции, то есть деньги Евросоюза. Вместе с трамвайными путями обновляют и тротуары. Выложены они ровными гранитными плитами. 











В городе достаточно часто можно встретить местную полицию, которая патрулирует окрестности. 



По улицам вдоль тротуаров установлены пожарные гидранты - устройства для отбора воды из водопроводной сети, к которым присоединяют пожарные рукава с целью тушения пожара. 




Урны в городе выглядят опрятно. В центре Ольштына урны имеют конструкцию, состоящую из основы, изготовленной из щебня и металлической сердцевины с отсеком для окурков. Видимо, этот отсек служит специальной ручкой, при помощи которой сердцевину вынимают из основы и высыпают оттуда мусор. 





Места остановок общественного транспорта в Ольштыне выложены гранитной брусчаткой. Как видите, выглядит все ровно и аккуратно. 



На каждой остановке установлено электронное табло на котором высвечивается время прибытия маршрутов. Как вы понимаете, друзья, общественный транспорт в Польше ходит минута в минуту. И в этом я убедился лично. 



На пешеходных переходах в Польше установлены специальные панели, приложив руку к которым можно "вызвать" зеленый сигнал светофора. У нас для этого есть специальные кнопки. На самих светофорах, помимо световых панелей, установлен в том числе и динамик, который издает звук, когда на табло светится зеленый свет. Звук, к слову, достаточно приятный, а не такой как у нас на пешеходном переходе возле школы № 5. Такие динамики установлены абсолютно на всех светофорах, где есть пешеходные переходы. 





Что касается жилых домов в Польше, то почти все они находятся в частной собственности владельцев. Я имею в виду то, что люди владеют не только своими квартирами, но и лестничными площадками и другой домовой инфраструктурой. Это что-то на подобии нашего ОСББ. Такого понятия как ЖЕК в Польше не существует. Всех подрядчиков, которые будут вывозить мусор, убирать и оказывать другие услуги по дому, жители выбирают сами. 

В Польше нельзя так просто взять и утеплить стену своей квартиры, испоганив вид своего дома. За это там высокие штрафы. Поэтому все дома утеплены централизовано и выкрашены в какой-нибудь яркий цвет. Иначе говоря, в Ольштыне нет серости хрущевских панелек. 

Своих трусов, носков и прочего белья на балконах никто не сушит, поскольку это портит общий вид дома. Для таких вещей у каждого в квартире установлена сушилка. 



На некоторых домах название улицы и номер дома пишут большими буквами на боковой части здания. Это делают для того, чтобы было проще ориентироваться в городе.



Если говорить о парковке, то в Ольштыне вполне хватает мест для стоянки автомобилей. К слову, машина для поляка - примерно как для нас телевизор. Автомобиль, бывший в использовании, можно купить за 7000 злотых. Для справки - средняя зарплата в Ольштыне - 3000-3500 злотых. По данным 2014 года, в Варминско-Мазурском воеводстве самые низкие зарплаты в Польше. Иначе говоря, поляк может позволить купить себе автомобиль за две своих зарплаты. 



Кое-где, конечно, автомобили припаркованы на тротуарах. Однако, насколько я понял, такая парковка считается приемлемой. Поскольку на тротуаре есть место для прохода пешеходов. Однако утверждать ничего не буду, так как не имею представления о польских ПДД. 



Ну а теперь несколько слов о главном. Первое, на что я обратил внимание, когда наш автобус пересек границу Польши, это, конечно же, польские дороги. Они не просто хорошие, а, можно сказать, идеальные, особенно если сравнивать с украинскими. Несмотря на то, что население Ольштына не превышает 200 000 человек, дороги в городе достаточно широкие и просторные. На дорогах Ольштына есть отдельные полосы для автобусов, а также велосипедные дорожки.









А вот так выглядят польские бордюры. Они в Ольштыне сделаны из гранита. Рассыпанных бетонных бордюров, как в нашем городе, в Польше я, естественно, не встретил. 



А вот так в Ольштыне выглядят тротуары и газоны. Такой вид они имеют почти во всем городе. 









Теперь пара слов об общественном транспорте Ольштына. В городе ходят огромные новые автобусы зеленого и красного цвета. Скажем так, за все время пребывания в городе, а это почти неделя, я ни разу не видел забитый людьми автобус. Стоимость проезда в городе - 2,90 злотых. Очень важно отметить - в Польше нет такого понятия как льготы. За проезд платят абсолютно все. Есть, конечно, пара исключений, однако процент тех, кто не платит за проезд стремится у нулю. "Бесплатный проезд - это абсурдное наследие коммунизма" - именно так прокомментировал эту ситуацию наш переводчик Богдан. 













А вот пара фотографий велодорожек. Они есть как на дорогах, так и в парках. 









Так польские дети переходят дорогу. У каждого специальная светоотражающая жилетка. Притом, что дорогу дети переходят днем. 



На всех учебных автомобилях на которых поляки сдают вождение, установлена буква "L"



Так выглядит центральный парк Ольштына. Все ухожено, убрано, чисто и красиво. 

















А это уборная в парке. Бросаешь денежку и пользуешься. Однако время нахождения в уборной ограничено. С этой уборной произошел курьезный случай после ее установки. Дело в том, что таймер изначально был выставлен на 5 минут, о чем сами подрядчики не знали. И когда первый посетитель зашел справить нужду, то дверь туалета через 5 минут автоматически закрылась. Эта история разлетелась по всему Ольштыну. Посте чего таймер перепрограммировали. Сейчас это время составляет около 20-30 минут. 





Поляки могут себе позволить одеть телефонный автомат в стеклянную коробку и не думать, что его обязательно кто-то разобьет. 



Также в Польше действует раздельный сбор мусора. Он, конечно, не на том уровне, что в западной Европе, где даже стекло сортируют по цвету, однако сам факт того, что за экологией следят уже говорит о многом. 



А вот так в вечернее время подсвечивается мостик через речку Ольштына. К слову, в парке подсвечены еще и гранитные ступени. 



В завершение первой части блога еще пара интересных фактов: в Ольштыне нет бездомных животных, так как все они находятся в питомниках. За своими домашними животными там нужно убирать. Притом не важно где животные справили нужду - на газоне или на тротуаре. 

Разумеется, и в Польше есть старые дороги, тротуары, дома и т.д. Однако их в городе очень мало. Кроме того, в Ольштыне постоянно что-то ремонтируется и обновляется. Иначе говоря, город непрерывно развивается.

За весь период визита в Польшу я увидел очень мало дорогих автомобилей, таких как Лексус, Мерседес, БМВ и т.д. Например, внедорожник Инфинити, который в Киеве нереально популярен, я не встретил даже в Варшаве. Максимум - это несколько припаркованных Мерседесов возле отеля "Бристоль". Основная часть автомобилей в Польше - Опель, Фольксваген, Пежо, Ситроен. За полдня пребывания в Варшаве (это последний день визита о котором более подробней я расскажу в другой части блога) я увидел меньше дорогих внедорожников, чем вижу за полдня в Чернигове. Поэтому объективно делаю вывод, что Украина - это страна понтов. Доказать, что ты не бедный и "можешь себе позволить" (даже если это не рационально с точки зрения финансов) - это главная миссия каждого. По-другому объяснить такое стремление к покупке как можно более дорогого автомобиля, наличие которого не обусловлено потребностями, попросту нельзя.

Во второй части блога:
- Как живет польская "Гмина" (объединение нескольких сел)
- Как живет село с населением в 200 человек
- Мультимедийная библиотека
- Филармония
- Немного о ценах в Польше
- Поездка к зубрам
- Польские школы и чем они отличаются от украинских
- Профессия учителя - третья по статусу в Польше после врача и юриста
- Архитектура и общественный транспорт Варшавы


 
Добавить в: