Доступное, между прочим, всем – в самом центре Киева, напротив Бессарабского рынка, в конце улицы Крещатик. Речь пойдет о
PinchukArtCentre, в котором, я до этого почему-то ни разу не была. Хотелось попасть на выставку с эдакими диковинными многотонными инсталляциями из далеких стран, но в августе длиться выставка украинского фотохудожника Бориса Михайлова, и экспонировались работы фотографов харьковской школы, посвященные советскому периоду.
На официальном сайте АртЦентра сообщается, что
Михайлова ценят на Западе, - он единственный украинец, получивший премию Hasselblad Award, которую принято считать аналогом Нобелевской премии в фотографии.
Сейчас фотками голых мужчин и женщин никого не удивишь, и тут я имею в виду не те фотки с нужного ракурса в сахарных интерьерах, которые выкладывают юные дивы в инстаграм или те, что печатаются в мужских журналах, а «жизненные» фоточки, обрамленные советской действительностью, когда официально секса не было, а сотрудники органов «отлавливали людей в будние дни в кинотеатрах и магазинах, и за необоснованный прогул могли уволить или назвать публично врагом народа». Именно такое пояснение к одному из фото давала подпись карандашом от руки.
Чтобы понять чего стоило делать такие фото, хранить, показывать другим приведу цитату из еще одной пояснительно записки с выставки:
"... эти фотографии посвящены истории о группе "Голубая лощадь". Эта группа или движение молодых людей (в основном студентов) в моем родном городе в конце 50-х, в течение "глубокого советского времени", которые любили "Beatles", танцевали рок-н-рол и мечтали о "западной свободе". Они попали под серьезное давление со стороны власти. Четверо из них были осуждены и попали в тюрьму "из-за порнографии" ("сумасшествие" и "порнография" были одним из способов борьбы с инакомыслием). В суде, как одно из доказательств были представлены фотографии, на которых молодые люди на пляже в купальных костюмах позировали в "западных позах"... Я занялся фотографией примерно лет через 5 после этих событий. Это было время, когда много вещей, или "почти все", было запрещено снимать, но за это уже никого не убивали..."
"Табуированная обнаженность доводила идеологически предвзятых критиков до неистовства. "Проклятые педерасты!" - таким был общий вердикт искусству нон-конформизма во времена Никиты Хрущова", - еще одна пояснительная надпись на стенах выставочных залов, авторства
Татьяны Павловой искусствоведа, исследователя Харьковской школы фотографии. Автора первой в Украине диссертации о Харьковской школе фотографии.
Просматривая фото уже в 2019-м году, сперва, проскакивает мысль:
«Подумаешь, пофоткал бомжей с неприкрытыми гениталиями со следами сифилиса, пьяных теток, которых раскрутил для работы натурщицами, себя любимого в причудливых позах ню с разными предметами в зубах и ж…пе – и готово! Ты - гений, коллеги рукоплещут, выставочные залы Лондона и Берлина хотят твои работы. Да, я тоже так могу, пойду сейчас по злачным местам с зеркалкой и сделаю не хуже!» Но, это только на первый взгляд. Мне кажется, что просто серия фото, ограниченная во времени, как бывает в случае репортажа с места военных событий, не дала бы нужного эффекта понимания той действительность. Чтобы показать быт и жизнь обывателей, требуется время и множественные ракурсы. Вот женщина на пляже рядом с мужем в трусах, ткани от которых хватило бы на пошив платья их дочери-школьнице, а вот она же под красным знаменем шагает возле памятника Ильичу, в длиннющей очереди с авоськой и в валенках. Однозначно, круто, что кто-то все это зафиксировал. Как одетых граждан в одинаковых пальто и шапках у бетонных постаментов советским лидерам, так и голых на фоне «персидских» ковров и мебельных стенок с хрусталем, распивающих вино.
В пояснениях к стенду с "сапожками" сообщалось, что отливали их по модели милицейсих берцов. Я так, поняла, что это символизирует то, что под гнетом этих милицейских сапог жила тогда страна.
Одна из молодых девушек возле фото с пляжниками сказала своей подруге:
"Мда, видно, що в цих людей не було ніякого уявлення про здорове харчування".
При просмотре этого изображения отец семейства средних лет с перегарчиком весело воскликнул вслед своей супруге и теще:
"Мы эту правду все время искали тогда, а правда, вот она, - сохранилась!"
А вот это фото, такое, какие мы видели в советских журналах и газетах:
Эти портреты в стиле "вязкость": не в моих условиях, в меру, культурные, не вульгарные, не изощренные и т.д. Тип портретируемого - мы - средние не герои, не подонки, не красавцы, не уроды, - следует под ним подпись автора. Серию фото «Вязкость» созданная Михайловым в 1982-м году презентуются посетителям такими словами:
Спокойная, тихая, безликая и скучная жизнь, время глубокого политического застоя. Ничего не происходит - но это ничего и интересно. И фотография, которая у меня выходит, не дает ничего нового: однообразные старые изображения. Но ничего вроде бы и не хочется. Что-то заставляет писать. От безнадеги внутренне напряжение очень сильно. Это внутреннее напряжение соединяет вроде бы никакие фотографии с никакими текстами - и этим описывается общая вязкость окружающей жизни.
Найти красивое, связав быт не с естественной позой или возможными в жизни расположениями, а с понятием о банальности карт или иностранных передпорнографических изданий и с треугольником плетки, который мог стать символом русского, - так было подписано это фото женщины с пуховым платком на табурете.
"Сумерки" Бориса Михайлова, 1993 год. Эта серия была создана после распада СССР как продолжение серии "Возле земли" (1991). Михайлов располагает элементы из обычной жизни в центре, посреди города, закрашенного в меланхолический синий цвет. "Синий цвет - для меня цвет блокады, голода и войны", - комментирует Михайлов.
Еще один зал посвящен творчеству 31-летнего одессита
Николая Карабиновича, который на данный момент живет и работает в городе Гент, Бельгия. В качестве инсталляции создана полноразмерная лаунж-комната, как будто перенесенная из провинциального ночного клуба. Комната в красных тонах, на полу вышитые пайетками треугольные и круглые подушки, и старый телевизор (не хватает кальяна:-), подсвечена дискотечными лампами, на стенах закреплены плазмы, где постоянно отображается военный грузовик, нагруженный под завязку кирпичами, отдельные кирпичики создают слова из трех букв. Слова при этом циклично меняются. Работа, как я поняла, посвящена владельцу гей-клуба "Тема", который погиб по возвращению из АТО:
Все детство с самого рождения я провел на углу Пушкинской и Жуковского. В нескольких кварталах от моего дома, на углу Пушкинской и Дерибасовской располагался первый в Одессе культовый гей клуб "Тема". А прямо напротив еще один.
Они были, как Ромео с Джульеттой. Уже не помню какой из них открылся первым. Кажется "Черноморец".
В "Теме" я был лишь один раз. Странный гипсовый ангелочек на входе. Ничем не приметный интерьер.
Собственник этого клуба воевал в АТО. Он погиб, возвращаясь с востока. Эта история всегда завораживала меня, - подписал свою работу художник.
Кстати, в каждом зале есть специальные люди, к которым можно подойти и расспросить о теме выставки (одеты в футболки с надписями «Спроси меня»), ее предыстории о личности автора и так далее. Об этом мне рассказала сотрудница библиотеки, так как сама я не заметила этих футболок и желание что-то спрашивать отбили охранники, которые, сперва, просили снять рюкзак или носить его на груди, а потом запретили использовать селфи-палку. На вопрос «почему нельзя?» охранник спешно ретировался и больше не подходил.
Чтобы не сойти с ума – кураторы (у них есть специальное название, но я забыла) меняются залами каждые 30 минут. Просто есть залы, крутиться по кругу одно и тоже видео с голосовой начиткой, и если посетитель слышит его единожды, то сотрудникам приходится слушать постоянно, в течение месяцев, пока длится одна выставка. Также эта сотрудница пояснила, что в среднем ПинчукАртЦентр посещает 2000 человек в день.
«За день такого, бывает, наслушаешься по поводу современного искусства от посетителей. Не всего его понимают…», - сообщила девушка. Она пояснила, что библиотека работает, как читальный зал, есть еще Исследовательская платформа, и там можно доказать литературу по теме, если она специфическая и читатель не нашел нужной информации в библиотеке.
Помимо кураторов бесплатные экскурсии проводятся в определенные часы гидом. Кроме выставок проходят различные познавательные мероприятия об искусстве, в том числе и мастер-классы для детей.
Один из коридоров выложен белой плиткой и в швах между ней черным маркером написаны всякие ругательства и пошлости. И я не совсем поняла, то ли это так задумано, то ли это и правда кто-то писал. Мне кажется, что первый вариант, тем более, с таким количеством охраны и камер, там не забалуешь, а швы можно было закрасить, если бы надписи организаторов смущали.
На входе охрана, впускают внутрь по 2-3 человека, проверяют сумки и нужно проходить через рамку-металлоискатель. Фотоаппараты почему-то нужно оставлять в камере хранения.
Конечно же, рекомендую к посещению, учитывая, что это бесплатно, хотя если бы за деньги – то тоже можно сходить.
Ниже информация немного не по теме:-)
Заглянула в помещение Бессарабского рынка, который является местной достопримечательностью и стоит, как я писала выше напротив ПинчукАртЦентра. Внутри он меня ничем особенным не впечатлил, практически то же самое, что на рынке на Лесной, только в меньших масштабах и с более симпатичной уютной выкладкой товаров.
Читала в интернете, что цены на продукты там намного дороже, чем на других рынках, ну так ведь и место какое – самый центр, представляю, какая там аренда! Хотя для сравнения проштампованый, а значит, как бы, прошедший все проверки телячий язык стоит 150 грн. за килограмм, в Чернигове его цена 130 гривен, разница лишь 20 гривен. Не думаю, что для тех, кто живет в районе Крещатика и ходит на этот рынок эта 20-ка играет большую роль.
Кстати, рынок на Лесной (точное название
BAZAR на Лесной) – это то, каким бы я хотела видеть наш Центральный рынок. Ибо сейчас это просто какой-то шанхай в центре города. За эти годы и Нива примарафетилась и Макдональдс полностью реконструирован, а Центральный – все никак.
Столкнулась с небольшой засадой по приезду в столицу. Оказалось, что в Киеве выводят из обихода жетоны на метро (конечная дата, когда их перестанут принимать совсем – 31 октября 2019-го года), вместо этого предлагают платить бесконтактно с карты или приложений телефона, покупать зеленую карту на метро. Причем жетоны дают ОДИН в руки (что маразм). На некоторых станциях жетоны вообще не продают (от чего особенно расстроенные пассажиры матерятся громко вслух) и пришлось покупать эту карту, она действует 1 год с момента покупки и ее залоговую стоимость – 15 гривен, можно в любой момент вернуть, а на карту можно записать необходимое количество поездок. Ну, думаю, пригодится на следующий раз. Фигушки! По приезду домой выяснила, что купленная мной карта
тоже вскоре выводится из обихода, вместо нее будет электронный билет. Также сообщается, что 31 октября
ВЕСЬ коммунальный транспорт Киева переходит на е-билет. Для оплаты проезда будут использовать разовые билеты с QR-кодом и карточки Kyiv Smart Card. Стоимость одной такой карты
составляет 50 грн., и она не возвращается, как это сейчас происходит с «зелеными» карточками метро.