Книга с одноименным названием, написанная более 120 лет назад попалась мне на глаза в одном из книжных интернет-магазинов. Написанная европейским адвокатом для своих коллег, впрочем, будет полезна и тем, кому приходится или предстоит выступать в суде в качестве ответчика или обвиняемого. Мне лично неоднократно приходилось выступать в суде несколько раз, ответчиком по гражданским делам и я искренне считала, что правильнее всего, это подготовить речь заранее, и чем она длиннее и чем больше использовано в ней различных сносок на законы, в том числе и на решения ЕСПЧ – тем лучше и убедительнее. Каждый раз перед заседанием я себе обещала, что выучу ее наизусть, как учили мы отрывки прозы из классики на уроках литературы, и делая вид, как будто все это импровизация и душевный порыв изложу в суде. Но каждый раз выучить наизусть у меня не хватало времени, а страх от волнения перед аудиторией (да, пусть даже это три-пять человек – судья, секретарь, истец и два адвоката) превозмогал и распечатка доводов – была как спасительный костыль для инвалида. Уже на практике, то есть во время и после чтения своих речей я обнаружила (как в самом заседании, так и пересматривая видео своих выступлений), что чтение речи с бумажки – это самое унылое и печальное, что вообще может быть в судебном заседании. При этом, я отмечу, что подобные выступления с бумажки я несколько раз наблюдала во время выступлений черниговских адвокатов. Про гособвинителей я вообще молчу – так как, в отличии, от адвокатов они ограничены определенной ответственностью перед начальством и своим ведомством, то более-менее красноречивого прокурора встретить в черниговских судах – случается крайне редко. При этом клиенты адвокатов по гражданским делам могут либо вообще не приходить в суд, либо ляпать такое, что лучше бы сидели молча. Что касается криминальных дел, по моим наблюдениям, безусловно, лучше умеют обращаться со словом чиновники по делам о коррупции, нежели гопники-наркоманы, обвиняемые в краже велосипеда, а если брать более тяжкие преступления, то удачнее строят свою речь те, кто уже бывал в местах несвободы, нежели «первоходки».
Фото по теме из фильма «Гражданский иск» 1998-го года, слева - адвокат Ян Шлихтман, роль которого сыграл бесподобный Джон Траволта
Ниже приведу тезисно самые главные мысли автора книги, которые, определенно вам пригодятся, если вам хотя бы раз придется выступать в суде. Также мне кажется, они будут полезны тем, кто выступает публично на регулярной основе, будь то общественная деятельность или обучение студентов, ведь все эти советы легко адаптировать к любой деятельности, где вам требуются ораторские навыки.
1. Судебная речь –
самая легкая вещь на свете, самая простая, потому, что она наименее искусственная вещь, наиболее естественная.
2. "Не приготовляйте ваших речей! Совсем не приготовляйте!
Абсолютно не приготовляйте!" Закройте книги; откройте глаза и уши; посещайте судебные заседания, наблюдайте и слушайте способных настоящих ораторов. Они импровизируют.
3. Цель хорошей речи не в том, чтобы заставить судью сказать: "Такой-то хорошо говорил".
Нужно, чтобы судья сказал: "Такой-то прав". Даже не выгодно, когда судья слишком уж ясно заметил, что вы говорите хорошо; если он имел время оценить вашу ораторскую технику, значит, – ваши аргументы не всецело покорили его.
4. Каждый день вы произносите речи без приготовления, и они выходят прекрасными. Вы были свидетелем какого-нибудь случая, к примеру, аварии и вашему соседу вы способны рассказать, что произошло обстоятельно и в красках. При этом вы делаете это без подготовки. Трогательная речь, требование вознаграждения за убытки, основанное на такой-то статье кодекса, есть, ведь, не что иное, как именно изложение подобного дела.
5. Приведите себя в нужное
психическое состояние, - такое, что раскрывает уму в желаемый момент ясное, очевидное представление о всех данных дела в их объективной связи.
6. Являйтесь в суд с ясным, добытым путем анализа знанием дела, с полным знанием всех данных, рассмотренных со всех сторон и во всех возможных взаимных отношениях между ними, с ясным представлением о каждой идее, о каждой ассоциации, образуемой этими идеями, о законе каждой из этих ассоциаций.
7. Недостаточно знать свое дело: нужно, кроме идей, вытекающих непосредственно из данного дела, обладать бесконечным множеством других мыслей и познаний, выдвигаемых в желаемый момент. Создайте себе
привычку называть каждый предмет точным словом, выражающим его идею на том языке, на котором вы говорите, и вы увидите, с какой легкостью тысячи слов окажутся в вашем распоряжении в ту минуту, когда вашему уму будет ясно представляться голосовое обозначение каждого из них. Тогда вы не смешаете ни “природы” с “бытием”, ни “средств” с “способами", ни “созерцания” с “наблюдением”, ни “замечаний” с “заметками”, ни “мочь” с “уметь".
8. Чтобы расширить словарный запас
много читайте. Читайте газеты, журналы, романы, поэтические произведения; читайте научные сочинения, направляйте вашу любознательность по всем ветвям человеческого знания.
9. Систематизируйте полученные знания в изучаемых отраслях. Вы не сделаетесь ни медиком, ни физиком, ни химиком, но вы будете, по крайней мере, в состоянии понимать язык этих людей и в нужную минуту изучить глубже ту область знания, которая вам понадобится.
10. Не ограничивайтесь наблюдениями и чтением:
пишите, пишите много, пишите обо всем. Пишите по вопросам права, политической экономии, истории, по самым чуждым вашей профессии наукам. Пишите комедии, романы, стихи... Пишите для самих себя, для собственного упражнения и развития. Но только пишите!
11. Постоянно
предавайтесь анализу; читайте книги с карандашом в руке, разделяйте текст их, часто очень трудно усвояемый, чертами, линиями, буквами, цифрами, подчеркивайте основную мысль, графически отделяйте аргументы.
12. Оратор состоит не из одной души, он имеет и тело.
Справиться с волнением перед аудиторией поможет для начала публичное чтение. В современных условиях, это может быть даже чтение перед членами семьи или перед друзьям на общей встрече. Через несколько недель, вы с удивлением заметите в себе способности читать вслух перед сотней людей так же легко, как вы читаете в вагоне железной дороги. Победив в себе чувство робости, вы будете в состоянии попробовать импровизацию.
13. Постигайте ваш процесс во всех его данных. Затем пишите. Не речь, нет! даже не план речи... нет... Речь вы составите во время заседания; не думайте над ней до заседания. Изложить на письме следует
точное исследование процесса, тщательный разбор его для себя, следует запечатлеть, так сказать, ваш труд, работу вашей мысли над усвоением процесса.
14. Идите в суд без всяких записей, кроме заметок, составленных при анализе дела. Положите эти заметки около себя, как вы кладете вашу папку с делом.
15. Судебная речь должна быть методичной, но
метод ее должен быть истинный. Оратор, который следует истинному методу, не должен заботиться ни о том, чтобы быть ясным, кратким, ни о том, чтобы все сказать в единой, цельной речи: он будет обладать всеми этими качествами, не заботясь о них. Как только вы начнете говорить, ум судьи начнет работать; но он пойдет от своей отправной точки, не от вашей; он не подчинится вашему отправлению, а отдастся своим собственным впечатлениям. Необходимо пристать к нему на том пути, по которому он идет, чтобы мягко, незаметно свернуть по тому направлению, куда вам желательно вести его. Вы знаете ваш путь; он совершенно ясно рисуется перед вашими глазами.
Ведите к нему вашего судью, если он дает себя вести, и старайтесь, чтобы он шел вместе с вами. Но как только вы почувствуете, что он уклоняется от вас, или даже только колеблется за вами следовать, не продолжайте вашего пути один, так как в противном случае ваш слушатель еще более уклонится от вас или совсем остановится. Остановитесь, последуйте за вашим спутником. Дайте крюку, обойдите вокруг, пойдите в обход, приведите его к развилине дороги или выйдите на большую дорогу вместе с ним, в некотором расстоянии от этой развилины. Покажите ему карту, объясните допущенную ошибку, не спешите, чтобы он выразил вам жестом, взглядом, быть может, подчеркнутым молчанием.
16. Не записывайте также заранее плана доказательств. Не располагайте заранее в известном порядке ваши аргументы. Если вы хорошо знаете ваше дело, вы ясно представите себе все ваши силы.
Подобно солдату на войне, вы на поле битвы не всегда можете осуществить заранее составленный план: вы сами, ваш противник, жест судьи, подчеркнутое слово, тысяча незначительных вещей определяют способ битвы. Постарайтесь уяснить судье расположение вашего боевого отряда, назовите ему имена полков, рот, покажите ему вашу образцовую боевую часть, ловкого стрелка, но не довольствуйтесь дефилированием вашей армии, произведите ловкую, восторженную оценку ее. Если ваши солдаты теперь лишь дефилируют, то ведь им придется сейчас, и притом без вас, сражаться, так как решительная битва аргументов наступает при постановке решения. Там,
у себя в кабинете, судья наведет подзорную трубу на поле битвы: заставьте же его помнить об отрядах, на которые вы рассчитываете; пусть он не теряет их из виду, а пусть он следит за их движениями во время битвы. Судья морщит лоб, вы видите усилия на его лице, он с трудом принимает ваши аргументы. Проход слишком узок, разделите роты: взвод за взводом, они легко пройдут. Лицо судьи проясняется, напряжение мысли кажется меньше; путь стал шире, собирайте ваши отряды, сжимайте колонны, ускоряйте шаг. Внимание слабнет, устает рассматривать бесконечные, монотонные, тяжелые ряды пехоты: пошлите адъютанта, рысь его лошади отвлечет внимание. Пуст это будет игра слов, анекдот, сравнение, что угодно, лишь бы всадник хорошо сидел в седле: он развлечет на минуту внимание.
17. То, что само по себе и вполне ясно, то, что для вас кажется очевидным, для судьи может казаться непонятным.
Не открывайте сразу и быстро фонарь, освещающий процесс. Этот фонарь содержит в себе целый пук лучей. Выпускайте эти лучи постепенно. Рассуждайте аналитически, и для этого поступайте так, как я вам говорил: станьте в тесное общение с судьями. Наблюдайте за приспособлением их глаз. Смотря по тому, хорошо или дурно освещены для них предметы, удаляйте или приближайте ваш фонарь, убавляйте огонь или освещайте полным пламенем. Дайте судье время самому связать в один логический узел воспринятые мысли и усвоенные данные дела. Выводите заключение в тот самый момент, когда и он умозаключает вместе с вами.
18. Между вами и судьей должен создаться
магнетический ток, необъяснимое внушение. Он появляется, если вы естественно и с воодушевлением выступаете в суде.
19. Верьте в себя, в деле успеха роль природного таланта очень мала и далеко уступает роли труда.
20. Каков бы ни был ваш успех: никогда не оставляйте работать над аналитическим изучением дел с карандашом в руках.
Электронная версия книги:
http://kafedr.at.ua/_bd/2/276.pdf
Помимо советов автора
Германа Де Бетса, позволю себе добавить в пост советы того еще франта, но одного из самых успешных российских адвокатов
Александр Добровинского. На Ютубе с ним куча интервью – послушать/посмотреть их будет, уверяю, интересно в том числе людям, которые вообще далеки от судебных тем. К примеру, он рекомендует юристам изучить характер и манеру поведения и речи судьи, с которыми у вас предстоит заседание. Да, фирма Добровинского, это мягко, говоря, не уровень Чернигова и даже Киева, и они имеют в штате отдельного человека, что ходит в заседания и снимает на видео судей, а эти видео затем анализируют психолог и лингвист и дают его коллегам советы, какую манеру речи и поведения выбирать, конкретно с этим судьей. Но, любой черниговский адвокат (истец/ответчик) в силах, выделить час-два времени, особенно, если тяжба предстоит серьезная и проанализировать того или иного судью в заседании, в качестве свободного слушателя.
Приходите в суд одетыми так, как будто, вы оделись специально для этого события, это беспроигрышный вариант заработать лишнее очко в свою пользу, - советует мэтр. Я лично наблюдала, как мужчин так и женщин-адвокатов, которые приходили в суд в таком виде, как будто опоздали на последнюю маршрутку со своей дачи. К примеру, летом одна адвокатесса была в открытых шлепках с облезлым педикюром, потрескаными пятками и все судебное заседание ее ноги были перед глазами судьи и других участников процесса, при том, что процесс снимали камеры журналистов. Как по мне, открытая обувь в суде – это дурной тон, и эта женщина-адвокат, будучи весьма опытной и я бы сказала далеко не бесталанной, не понимала таких элементарных вещей. Что касается мужчин, то это может быть свитер в катышках, мятая рубашка или не глаженый костюм, футболка с дурацким принтом, которая тут же нивелирует значимость вашей персоны и отвлекает внимание участников от речи юриста. Это же касается и сторон процесса и даже группы их поддержки. В качестве иллюстрации к этому пункту от Добровинского хочу приложить фото с обложки газеты
«Весть» от 02.08.2018, на котором изображена
Ольга Терещенко – супруга 34-летнего Владимира Терещенко, который проходит обвиняемым по делу расстрела черниговских инкассаторов Приватбанка. Женщина, судя по всему, ярая поклонница бренда Nike, пришла в суд, на минуточку (!) в красных коротких шортах, футболке и красных кроссовках. За что и получила замечание от судьи Броварского районного суда.
То есть, можно резюмировать, что суд обращает внимание, в том числе, на вашу группу поддержки, если вы истец/ответчик или обвиняемый или группу поддержки вашего клиента, если вы юрист. В интервью, которые мне доводилось брать у судей они также говорили, что внимательно оценивают не только то, что говорит адвокат, но и манеру речи и внешний вид сторон. Правда, об этом говорили женщины-судьи, мужчины-судьи, как мне показалось, больше внимание уделяют, как раз доводам адвоката/прокурора. Замечание Ольге Терещенко, кстати, сделала как раз таки судья-женщина – Тамара Михенкова.
Третий секрет успеха, по мнению Добровинского, – публичность адвоката. Чем больше вы мелькаете в различных передачах по теме, даете комментариев СМИ, приглашаете СМИ на свои заседания, издаете научные статьи и монографии, тем больше клиентов к вам потянется. Он неоднократно защищал публичных людей бесплатно, после чего ощущал приток именитых клиентов уже на платной основе. В этом абзаце, я бы хотела посоветовать, как юристам, так и их клиентам не стесняться СМИ и приглашать их на своих процессы, но даже не с целью пропиариться. Мне кажется, что освещение журналистами какого-либо процесса выполняет функцию правового просвещения, как для общества, так и для самих сотрудников информационных площадок. Ведь, еще какие-то 10 лет назад, статьи о судебных тяжбах занимали, хорошо, если пару процентов от эфирного времени какого-либо телеканала или газетной площади, а посмотрите, как сейчас обсуждаема тема правосудия! А то, что постоянно обсуждают – то обречено на эволюцию и улучшение качества. Чем больше адвокаты будут открыты к СМИ, тем больше они будут завоевывать доверие общества, как собственно и судьи/прокуроры, или не завоевывать, если решения тех или иных судей покажутся обществу несправедливыми. А чем больше общество будет иметь возможностей, не приходя в суд, знать, как отправляется правосудие в нашей стране – тем больше оно будет задумываться о своих собственных правах.