Время от времени ко мне, как редактору сайта
Gorod.cn.ua, звонят неравнодушные граждане и изливают интереснейшие истории о работе предприятий, где они трудятся и манере вести дела их начальства. Грозятся принести и фото и видео, и рассказать все не анонимно и вообще «встряхнуть систему». И такие истории пропадают и не доходят до новостной ленты, скажу я вам, что становится обидно чуть не до слез. При этом же, когда человек обещает прийти лично, ты не всегда записываешь его слова, а потом звонишь с просьбой подать информацию более официально – а он в отказ, мол, с работы выгонят и вообще…
В этот раз мне удалось записать половину нашего разговора, посему решила изложить его хотя бы в блоги. Тем более, что тема достаточно актуальная, – маршрутки, это транспорт, которыми пользуются тысячи черниговцев каждый день. Как выяснилось из нашей беседы с водителем автобуса, - с риском для жизни. Из поста вы узнаете: почему водители не хотят возить льготников и хамят им, засыпают на ходу, из-за чего был
пожар на Борисенко, 58, как относятся перевозчики к деятельности «Демаяльнса», как проходят проверки транспорта, кого берут на работу и из чего делают сами маршрутки.
Мой собеседник, назовем, его
Алексей работает водителем маршрутки почти год. Практику проходил 3 дня по часу и сразу в бой. Зарплата – в среднем 3000 гривен. Естественно черным налом, хотя ведомости в бухгалтерии все подписывают о ее официальной выдаче. Проработал на 7 разных маршрутах на подмене в пресловутом
Пассервисе, сейчас перешел к частнику. Работа посменная – 5 на 5 суток. Алексей считает, что в системе городских маршрутов царит тотальный бардак и коррупция. Из-за чего страдают, как персонал, так и пассажиры. Ответственность за жизни людей – нулевая, контроль – практически отсутствует. Сам он, когда наберет нужный ему годовой опыт в пассажирских перевозках, откроет себе следующую категорию в правах и пойдет на другую работу. Также он отмечает, что сейчас идет активное выдавливание частников из маршрутной сети монополистами. Частники при этом достаточно хорошо следят и ухаживают за своими автобусами, справедливо платят зарплату, текучки у них почти нет, и все хотят к ним попасть. Как пример привел Мекшуна из 17-го маршрута, 160-й, если не ошибаюсь 8-ку, 24-й. Он перечислил список всех маршрутов и их владельцев с описанием их технического состояния и условий труда, но, к сожалению, это было в той части разговора, которая не записалась.
Привел пример того, как недавно киевская комиссия проверяла маршрут №3 (было много жалоб на состояние транспорта и прочее) – для этого в парк свезли автобусы с совсем других маршрутов, поменяли таблички и показали проверяющим то, что они хотели увидеть. Сразу после их отъезда лишний транспорт с маршрута сняли, и все осталось, как было.
«Целый день по 3-му маршруту катались новые «газели» с 31-го, 32-го и 44-го с трафаретами №3», - говорит Алексей.
Таким же образом делаются аналогичные проверки для других маршруток.
Раскритиковал процедуру тендера на 27-й маршрут, о которым, мы писали в новостной ленте неоднократно:
Автобусный маршрут №27 разделили
Алексей считает, что многие машины крупных перевозчиков – опасны для жизни.
«Вы видели фото с пожара на Борисенко? От «Руты» - только скелет остался – там все детали корпуса из пластика и 3-миллимтеровых листов фанеры. Водители таких маршруток говорят, что пол в автобусе держится, только потому, что люди весом его придавливают к низу. Более-менее качественные – это «Дельфины», но таких уже не выпускают. На 32-м сейчас ходит «Рута» желтого цвета после ДТП, которую запретили реставрировать, пока не будет выплачена страховка. Так она битая и катается – у нее был удар в правую сторону. А на 31-м маршруте у желтых длинномеров крыши покрыты рубероидом, так как они пластмассовые, протекают и ничего нельзя с этим сделать.»
Статья из газеты "Весть" про пожар на Борисенко
Что касается зарплаты, то здесь такой расклад: перевозчику необходимо сдать от 250 до 850 гривен в день, в зависимости от дня и маршрута. Все что сверху – делится между водителем и кондуктором из расчета 60 на 40. При этом за льготников хозяева маршрутов компенсацию водителям не дают, заправляться тоже надо за свой счет. «Однажды, на 20-м маршруте водители провели эксперимент, сколько льготников за день перевезли – их оказалось 157 человек. А это если умножить на 3.5 0 – почти 550 грн.» Все эти льготники ложатся на плечи водителя и кондуктора.
- Я иногда в сети читал, что пассажиры жалуются на пьяных водителей. Так вот это – не правда! Ни разу я не слышал о том, чтобы водитель вышел пьяный на маршрут – его перед каждой поездкой проверяет врач. Но есть другая проблема из-за сложного графика работы с 6 утра до 11 вечера несколько дней подряд водители просто засыпают в дороге. У меня был раз случай, когда я еще только начинал работать, что пассажиры выходят/заходят на остановке «Центральный рынок», а я в этот момент заснул. И это в час пик.
- А вот, что касается проверки техсостояния машин, то тут – как повезет. Зависит от фазы луны и настроения начальства. Бывает, приходишь, говоришь: надо то и то заменить, и директор дает добро, а иногда ходишь месяцами, или делаешь уже за свой счет, чтобы не стать в дороге. Если бы автобусы проходили надлежащую проверку перед выездом, то половина автобусов бы точно, просто не вышла на маршруты. А так их никто не проверяет, в основном, водители сами выбивают деньги на необходимый ремонт, - сообщает Алексей.
- У нас есть
Глоба – начальник ремонтных работ и
Кравченко, великий хлопец СПДшник на мерсе катается, - они за ремонты отвечают. Так все запчасти можно закупать только через
ОДИН магазин. Этот магазин находится в автопарке. А если ты на линии находишься и что-то сломалось, а ты купил, принес чек, сдал – ну, молодец, - ты подарил это.
- Или, вот пример. Как то я работал на 31-маршруте, была проверка Управлением транспорта на Одинцова всех маршрутов. Я ездил на «убитой газели», гавкал-гавкал, подавал заявки, что мне ее нужно ремонтировать, всем на все плевать. Зашла проверка, посмотрели с представителями парка и сняли меня с линии только за то, что у меня не было информации «Про правила користування пасажирським транспортом». Это причина, которую они указали. А по факту у меня были оторванные сиденья, выломан фиксатор на пассажирской боковой двери, заклинен замок на аварийном выходе, еще одно сломанное сиденье и газ травил. Вот это такая проверка…
- Вы поверите, что я людей упрашивал, чтобы написали на меня жалобу. Чтобы сняли тот корч, на котором я ездил с маршрута. Но никто ничего не написал – всем плевать. В салоне кричат, жалуются, что им неудобно ехать – предлагаю, напиши, жалобу, а мне в ответ
«Ага, а чим я на роботу тоді їздитиму?»
- Из-за такой ситуации с расходниками и вышла ситуация на Борисенко, 58. Ну, произошел этот пожар в парке и КТО за это понес ответственность? Кого-то уволили, сместили? Нет. Об этом просто все забыли. Я знаю, как это все произошло, могу вам рассказать, - продолжает Алексей.
- Значит, виновата, «прокурорская Рута длинномер» (44-й маршрут, по словам Алексея, принадлежит одному из черниговских экс-прокуроров) и сам водитель, который получил ожоги. Водитель Роман Ковалев в тот день пришел на смену, проходит механика, а там их проверяют дотошно. Механик говорит: У тебя травит газ, едь, исправляй. Рома заезжает в этот бокс, хотя там априори не имеют права устранять такие неполадки вообще. Пацаны полазили – не нашли. Говорят, едь на заправку на Масаны, бери 20 атмосфер, чтобы был просто газ, чтобы нашли утечку, стравили газ и подтянули. Потому что по технике безопасности под давлением запрещено трубки подтягивать. Водитель едет на Масаны, задает 50 атмосфер, залазит сам под машину, ищет – нигде вроде ничего не травит. Он тут же разворачивается, заезжает на колонку и забивает до полного и едет снова к механику. При задувке до полного получается давление 240 атмосфер. Для сравнения, если взять легковой автомобиль – это 10 колес. Снова заезжает на яму, после чего механик снова сообщает, что надо исправить поломку.
В Чернигове есть такое предприятие «Сукур» (точно название не расслышала), которое находится на Масанах и где за 100 гривен эту проблему устраняют. У них есть специальные резервуары для стравки газа. Но это ж целых 100 гривен! Поэтому, они ничего умнее не придумывают и загоняют машину в бокс на Борисенко. Как раз холодно, погода плохая, пацаны топят буржуйку и закрывают ворота, чтобы им не дуло. Покурили, кофейку попили и давай смотреть автобус. Все это время газ травит при закрытых воротах и включенной печке. Летучий метан поднимается под потолок бокса. В яме обнаруживается, что травит трубка. Ее решили поджать под высоким давлением, что запрещено, надо было хотя бы баллоны перекрыть. Парни начинают подтягивать ключом эту трубку, которая лопается. И 240 атмосфер этого газа бьет прямой струей в буржуйку. И получается первый взрыв, из-за которого на мойке открылись ворота. Идет возгорание. Пацаны остались живы и получили ожоги, только потому, что они находились в яме под машиной. Если бы они были в боксе, долго бы мы их соскребали со стен… - резюмирует Алексей. Пока горела «Рута», они выскочили из ямы, их вытянули оттуда. Пожар продолжается и уже начинают стрелять 4 баллона с газом. А это ж СТО, помимо этого там еще сварка и стояли баллоны кислородные.
По всем нормам 44-й «Руты» там вообще быть не должно! Какой дебил ее туда с этой проблемой пустил? А бокс этот сдавался в аренду – незаконно, его там по документам нет. Захар тупо на этом бабки рубил. Поэтому с журналистами по этому вопросу на контакт никто и не идет. По документам там просто бокс Таксосервиса, но не СТО. Считаю, что виноват и начальник водителя, который не дал команду ехать на спецСТО на Масанах. Я сколько раз сам с этим сталкивался. Как только газ травит: я становлюсь в позу и говорю, что на линию не еду, хоть увольняйте. И если у частников некоторых были в этом плане проблески сознания, и они проблему решали, то в иных случаях не все так делают. Машин таких травящих по Чернигову ездит дофига! При этом заправиться стоит не 500 гривен, а 700, так как газа на 200 гривен улетучивается на ходу. То есть проблема может обнаружиться и в том числе при расходах на заправку.
Кстати, на заправках тоже обманывают водителей по полной программе, - жалуется Алексей. У нас в городе таких 4 штуки, метановские – на Масанах, на Сиверянке, на Автогаз (
в народе "Яма" – прим.авт.) и в Гущине.
В 80% случаев ДТП с участием маршруток – водители в них не виноваты, считает Алексей. У нас есть должность управляющего по безопасности движения, и вот этот парень по фамилии
Костюк никогда ни на какое ДТП в этих случаях не выезжает, а строит из себя большого начальника. А вот если троллейбус попадает в аварию, то служба безопасности движения ЧТУ прилетает сразу и решает вопрос на месте. Помню Костюк вешал объявление, что все водители должны сдать экзамен по безопасности движения до 06.012016-го. Все на это благополучно «хер забили», скинулись ему по 20-ке и экзамены все «сдали».
Пожаловался Алексей и на сотрудника транспортной милиции
капитана Андреева. Последний соглашался не писать протокол по техсостоянию автобуса, если дашь 100 гривен.
- А у них у всех так берут по 100 гривен?, - спрашиваю.
- Они приезжают на любую конечную, это обычно завод «Силикат», Одинцова, Вокзал, Еськова. Приехали, всех на вилы поставили… Но там пацаны обычно звонят, если на Одинцова приехали, то все маршруты разворачиваются возле «Ивушки» и до Радиозавода не доезжают. Приезжают транспортники обычно вдвоем на 10-ке и давай бабло косить. Я этого Андреева раз послал и больше он ко мне не подходит. Последний раз видел его в прошлом году, он придолбался ко мне, когда я обедал на конечной, мол, почему спидометр не работает.
«Ты че дебил, говорю, автомобиль стоит, он с места не двинулся.» Они, кстати, знают, где чья машина ездит, кто СПДшник, даже то, какой высоты у какого хозяина протектор на колесах.
К новой же полиции у моего собеседника претензий нет, хотя он, как и его коллеги за ними пристально наблюдают.
«Общался с ними уже 2 раза, первый раз попросили спрятаться за маршруткой, чтобы покурить (их за это наказывают, везде камеры в машине висят), а второй раз остановили меня за нарушение, но ограничились предупреждением».
Как пример правильного подхода в транспортной системе Алексей приводит город
Днепродзержинск (население 241 тысяча человек) Днепропетровской области, в котором ему довелось побывать. В
автобусах, маршрутках и трамваях – платят все. Но, для того, чтобы у пенсионеров и льготников не было вопросов и претензий им каждый месяц выделяется 15 билетов на проезд. Считает Алексей, что в
Нежине и
Прилуках ситуация с городским транспорта гораздо лучше, чем в Чернигове – эти два города живут по понятиям, поэтому там таких корчей и недобитков, как здесь нет. В Прилуках ходят «спринетра», а в Нежине новые красивые «газельки». У них частники и парки, но все на жестких условиях и такого беспредела нет.
- Расскажите о ситуации с туалетами для сотрудников маршрутных такси. Наши читатели неоднократно жаловались, что на конечных остановках водители справляют нужду, курят, пьют кофе, а окурки и стаканчики бросают прямо по месту.
- Ну, вот возьмем 3-й маршрут. У него конечные - в Киенке и на Детском мире. Внимание вопрос: где у нас на Детском мире общественный туалет?
- Ну, может в кафе какое зайти или в магазин?
- Правильный ответ – на Центральном рынке и платный. А в Киенке какая-то добрая душа за магазином построила из кирпича – он есть.
Еще чем я пользуюсь. Заходите в любое кафе или магазин, можете даже провести журналистский эксперимент, и просите стакан воды и туалет – без проблем. Так заходил в
Пит-Стоп,
Маркони (у них он на третьем этаже). На вокзале у нас вообще мраки – там в заборе дырку выломали и все нормально. На Одинцова конечной, правда есть у водителей ключ кодовый от туалета. У 15-го там более или менее цивильно. На 31-м – на одной конечной есть, на второй – нет, потому что там Шерстянка, там все под трансформаторную будку ходим. Маршруту №32 разрешил пользоваться туалетом с выгребной ямой (без воды) строительный магазин – там одна конечная на Волковича, так как это кольцевой маршрут. На Еськова (конечная 37-го, 7-го и 26-го) туалета нет вообще. У 9-го и тоже нет туалета, 8-ка пользуется тем, что на Одинцова. 11-й – пацаны на вокзал бегают в платный, 12-й – тоже на Одинцова, с 14-го на Яцево ходят.
- Ну, ладно парни, а еще ж и девушки у вас кондукторами работают…
- А что есть у них выбор? Лучше потерять совесть или лопнувший мочевой пузырь?
- А зимой?
- Трусы с начесом и погнал! Я повторюсь, что мы для них (
начальства - прим.авт.) – не люди, а тупо - скот.
- Видите, нет сплоченности у вас, вы же могли бы как-то протестовать против такого отношения…
- Есть сплоченность. Но толпа забастовала – толпу уволили. Как только в парке появляется человек-активист и говорит: Давайте, пацаны, чето петлять, хватит в этом говне жить, его сразу увольняют. Быстро находятся местные стукачи, которые таких сдают и парк делает все возможное, чтобы от них избавиться. Как говорит
Сергей Иванович Леоненко: Если что-то кого-то не устраивает, мы можем разорвать контракт в любое время дня и ночи.
- Поэтому так и живем. Вот если бы была какая-то статья за разоблачение, я мог бы видео наснимать и все в органы отдать. К примеру, как в кассу (там их две) сдаются бабки без подписей без нифига. Ты в ведомости расписываешься, но это не ведомость – это филькина грамота. Я как-то зашел в кассу, меня попросили мелкие на крупные по 500 гривен разменять. Так мне бухгалтерша говорит:
«А мені ж каждий вечор по 8 тисяч на ковьор Вакуленко здавать треба, так шо я йому мєлкіе понєсу?»
- А где находится эта касса?
- Это получается, когда стоишь лицом к воротам, правый угол здания, первое окно, выходящее на дорогу – это окно кассы, жалюзи завешано. Ее, кстати, бомбили воры и не раз.
- Вот у меня знакомый ездит Эталоном на
Новгород-Северский. Изумительный парковский маршрут. Говорит, что на заправку дают только 20 литров на рейс в оба конца… Расстояние в один конец – 192 километра. При расходе топлива 15 литров на 100 км. То, что люди билеты купили – это хозяину, а тех, кого подберет на дороге – водителю, деньги эти идут на топливо и на зарплату. И так любой маршрут, куда ни плюнь – все на ковры Вакуленкам несут…
- Кстати, открою вам секрет,
как ездить на Киев за 45 гривен. От автовокзала садитесь на автобус, что отправляется
в 12.45, и говорите, что вы из
Репок. У них есть маршрут, который называется
Репки-Киев с пересадкой в Чернигове. При этом билет никто не требует, ни в Репках ни в Чернигове – с пассажиров просто берут наличку. И как то что ж людям рентабельно за такие деньги ездить… А тем, что по 80 возят – плачутся что нерентабельно. И ничего тут не изменить.
- Или вот вам еще случай. Есть у нас такой СПД-шник
Гена Пешков, у него законно выигранный один тендер на один единственный пригородный маршрут. Но 8 автобусов у него еще фиг знает как ездят и в Городню и в Репки и его чего-то никто не трогает. А документы только на
Чернигов-Макеевка Носовского района. При этом его автобусы зарегистрированы на частное лицо, поэтому поймать такого налоговой невозможно – кого хочу – того везу.
- А как вы относитесь к скачку в подорожании проезда с 2.5 до 3.5?
- Та возьмите даже и посчитайте на калькуляторе. То, что они стонут, то нет денег на резину или вешают таблички
«В зв’язку зі зростанням цін на паливно-мастильні матеріали» - так это все развод для лохов! Потому, что за топливо и так платят водители з своего кармана. А резина стирается не каждый день. Водители вынуждены кататься до лысого состояния резины, пока не психанут, и не разрежут ножом, чтобы получить новую резину перед зимой. То что никому из начальства ни хрена не надо. 60% парка всю зиму тупо на лысой резине катается. У меня был случай на маршруте, снег первый выпал и надо было на горку заехать, а у меня лысая резина и я подняться не могу. Я 40 минут на горку поднимался, пока до асфальта не протер лед. С разбега, люди помогали толкать.
У нас от этого подорожания увеличилась сумма денег, которую надо заносить в кассу и уменьшился поток пассажиров, а соответственно, заработок. Причем, это проседание было заметно даже зимой, когда пассажиры из-за холода хочешь не хочешь, а едут. Учитывая последние события, то если 200 гривен заработал за смену – то это счастье! Соответственно при этом 120 – водителю, 80 – кондуктору.
Уточнила у Алексея его личное и его коллег отношение к
Демальясу, которые несколько лет занимаются транспортными проблемами Чернигова. На что он ответил, что водители считают, что они поднимали волну, чтобы получать от Пассервиса деньги, якобы им дают ежемесячно по 10 тысяч гривен. Данных активистов они никак серьезно не воспринимают. Мне сложно судить – правда ли это, так как редкий в нашем городе митинг обходится без оплаты его участникам. В тоже время, из нашей беседы я вынесла подтверждение своему мнению обо всех процессах в нашем обществе: исключительно безразличие людей и их молчаливое согласие на создавшееся положение вещей в той или иной сфере дает такой результат. И никакой Демаяльнс или прочие активисты тут не доктор. Если в западных регионах люди более активные – то там как результат – выше уровень жизни и власть и бизнес работают хоть с какой-то оглядкой. Если Чернигов – город инертных людей, активных только в коментах в интернете – то как результат в нашем случае – раздолбанный и опасный для жизни транспорт по высокой цене.