12-го февраля в Драмтеатре давали танцдраму «Три сестры» по Чехову. Честно говоря, накануне представления не было времени ознакомиться с рецензиями, и я себе представляла, что на сцене будет что-то подобное творчеству Раду Поклитару. О его «Щелкунчике» я в декабре писала здесь >>>
Примчалась впритык к началу, поэтому сразу прошли в зал занять места. Людей, к моему удивлению, было не очень много, в отличии, от Раду, когда зал был забит. Ну, думаю, грипп, кризис, то да се. Но когда на сцене пошли танцы, мы с коллегами начали недоумевать и быстренько гуглить на тему авторов и модернизированого сюжета. То, что происходило на глазах у зрителей в начале, вызвало, э-э-э, удивление. Прибавьте к этому то, что саму пьесу «Три сестры» я либо вовсе не читала в школе, либо напрочь забыла, о чем она. Вы не подумайте, Чехова, я уважаю, рядом с томиками Аверченко и Теффи у меня на полках есть его рассказы, более того, некоторые из них я перечитывала по нескольку раз, но пьесы я на дух не переношу. И если мы из пьес что-то в школе и проходили, то я их всегда игнорила. Не знаю почему.
Я не мастак писать о высоком искусстве, но твердо уверена, что театр, музыка, танцы, книги и кино влияют на формирование личности человека, а описывать, скажем, понравившуюся вам песню или танец – неблагодарное занятие, особенно, если вы не профессионал в этом деле. Если коротко и по-простому описать «Три сестры» - то это как арт-хаус в кино. Если вы не смотрите арт-хаус не для широкого экрана, а знакомы только с более-менее известными картинами это вида искусства – то, как пример, можно привести «Догвилль» Ларса Фон Триера или «Богиня: Как я полюбила» Ренаты Литвиновой. Примерно такое впечатление произвел на меня этот спектакль, как эти фильмы.
Примечательно, что режиссер «Трех сестер» - уроженец Петербурга. И кто бы что сейчас ни говорил про Россию, но этот город по сей день остается главной культурной столицей на постсоветском пространстве, вспомните клип и песню про лабутены, тоже ведь питерцы придумали.
Танцдрама идет 2 часа 15 минут (с 15-минутным перерывом), сюжета, как заявляют сами организаторы в рекламных анонсах – нет. Во главу ставится - эмоциональное и чувственное ощущение мира. На протяжении представления, проникаешься тем, что происходит на сцене, и начинаешь постепенно понимать задумку автора. Танцоры они же актеры на сцене разговаривают, поют, пьют чай, какие-то сценки достойны отдельного клипа. Понравилась задумка с красной нитью и башня из столов-стульев, на которую, как на эшафот по очереди заходят женские персонажи. Прикольно представили мещанку-Наталью, помимо сцены секса (зачатия ребенка), она представлена в виде курицы, а затем момент того, что она пытается командовать окружающими, шантажируя их детьми – это перебрасывание и битье персонажей рулоном того самого одеяла на котором зачали ребенка и который и символизировал собой младенца. Звучит, бредово, но, вы поняли – описывать танец– неблагодарное занятие))
Пьесу «Три сестры» Чехов написал в 1900-м году, а критики называют ее драмой о проблеме «социальной клетки» (когда мы делаем, то, что принято в обществе, а не то, чего желаем сами), что актуально и поныне. А в «Петербургской газете» (1901, 19 марта, №76) есть фраза в рецензии на спектакль со Станиславским в роли Вершинина: «Быть может, в художественных бликах Станиславского-Вершинина и кроется причина того, что со сцены “Три сестры” не производят такого гнетущего впечатления, как в чтении, когда уже на предпоследней странице является еле преодолимое желание удавиться от тоски».
Критики киевские (там премьера прошла 6 декабря), как и столичная публика благосклонно приняли данное новаторство в танце. Хотя почему новаторство? Предполагаю, что на танцевальных площадка Европы можно увидеть и не такое. На ум почему-то сразу приходит Пина Бауш, пожалуй, самая известная у нас немецкая танцовщица современности. Вот что пишут о Пине: «Она не просто преобразовала современный танец, но и создала новый жанр: танцевальный театр – систему, в которой слова, музыка и движение существуют на равных. Пина Бауш была больше, чем хореограф… Она была театр!»
Вот, к примеру, видео танц-спектакля, посвященного Пине, который так и называется Dear Pina
О самих исполнителях из D'Arts dance project. Мальчики и девочки все красивые, двигаются отлично, но для меня, по правде, все, кто умеют более-менее прилично танцевать – это хай-левел. Меня это восхищает больше, чем когда у человека хороший голос, или он умеет играть на каком-либо инструменте. Классно, что все одеты были в современную модную одежду, за исключением пары женских образов, учительницы и Натальи. Даша Маликова – однозначно секси-шмекси, прям, не оторвать от нее было глаз.
Ну и, музыка, Дмитрия Саратского была на высоте. В голове то и дело мелькала мысль, что такую задумку режиссера не каждому по плечу сделать еще и музыкально сильной. Хореографом выступил севастольский 28-летний парень Николай Бойченко, он же сыграл роль Андрея Прозорова, который муж Натальи-курицы и в той самой интенсивной сцене секса, что из второго ряда в углу, нам всем прям неудобно стало:-)
В общем, зрелище было, для истинных эстетов, скажу я вам. Возможно, даже это будет что-то вроде тенденции и современные танцевальные коллективы, помимо просто танца (мы не берем народные или бальные классические) будут еще выступать и в качестве актеров.
Просмотрела несколько интервью из разных городов и в том, числе нашего, артистам не перестают задавать вопрос о том, не боятся ли де они за реакцию зрителей. Отвечают, что, да переживают, и каждый раз обсуждают то, как отреагировали в том или ином городе. В Чернигове, по словам одной из зрительниц, Натальи Черевко – чуть ли не половина зала отсеялась после антракта (я как раз на этот момент не обратила внимания, так как не выходила из зала в антракте). Здесь я отмечу, что если цель выйти на массового зрителя Украины, то подобные постановки есть смысл делать короче и динамичнее. Можно, сказать, что это европейский уровень и поэтому сложноват для восприятия рядового зрителя. Аплодисменты в конце были, но без энтузиазма, то есть танцоров не вызвали на бис. Почти все заторопились на выход. Скорее всего, потому, что мало того, что было очень НЕОБЫЧНО, так еще и долго – с антрактом 2.5 часа. Но все же необычность сыграла бОльшую роль.
Копирую скриншот немногочисленного, но все же обсуждения, которое развернулось под постом руководителя местной школы иностранных языков Натальи Черевко
Для тех, кто «Три сестры» не читал, но планирует сходить на танцдраму, рекомендую ознакомиться хотя бы с кратким содержанием пьесы >>>