GOROD.cn.ua

Тренинги американских коллег, часть 4-я заключительная

25 Мая 2015 00:37   Просмотров: 3302
Метки: флорида, френк дентон, тренинги, журналистика
Нравится Рейтинг поста: + 3


К сожалению не все, что было запланировано на 14-е мая, удалось прочитать Френку для наших журналистов. А темы как раз были самые интересные, но изложу для тех, кто не смог побывать кратко, и опять же для себя на память.
Помимо того, что Френк оказался академиком, неожиданностью для меня стало то, что он для того, чтобы понимать свою профессию лучше еще и школу бизнеса закончил в середине своей карьеры. Он объяснил решение получить этот опыт следующим образом: многие журналисты в душе считают себя писателями, отстраняют себя от проблем бизнеса и воспринимают свою профессию, как приятный творческий процесс. На самом деле, они заблуждаются. И главное, что он извлек из этого опыта и принес в свою редакцию, это то, что газетчики/журналисты, также как и бизнесмены должны ставить своей главной целью – удовлетворить потребности потребителя, то бишь читателя.

Он сообщил, что если раньше газетный бизнес был в расцвете и никто не волновался особенно о том, интересен ли его материал, то в эпоху цифровых технологий, когда читатель получает невероятные объемы информации и очень часто бесплатно – главная задача выиграть битву за это внимание. Он вспомнил, как в молодости 2.5 года работал в газете в Цинцинати, там редактор не говорил что, как и о чем ему писать, Френк просто, вооружившись блокнотом и ручкой, находил по его мнению интересные темы и идеи.



Самый главный простой-сложный вопрос, который должен время от времени задавать себе каждый издатель/редактор – это «Зачем мы здесь?». По мнению Френка ответ хорошего издания – это служить людям и обществу, в котором живете.
Надо каждый день спрашивать себя, а что сегодня нужно людям, которые живут с вами в одном городе? Он предложил некоторым из нас распределить роли: кто-то был назначен семейным успешным мужчиной с детьми, кто-то матерью одиночкой, кто-то богатым холостяком, а кто-то бабулей. Френк объяснил, что мы должны посмотреть на этих людей и задуматься, что каждому из них необходимо, что их волнует и как бы «вжиться в их туфли», чтобы понять проблемы отдельного члена общества. Газета/сайт должны соотнести свои темы с потребностями аудитории и то, чему научил его бизнес – обслуживать потребности своих клиентов. А также главное качество – быть сторожевым псом, что следить за действиями правительства и тем, как они распоряжаются общественным бюджетом.
Часть читателей непременно скажет, что им плевать на правительство. Но задача журналиста заинтересовать их именно этим. Особенно это важно во время выборов.

Журналист должен быть философом, психологом, социологом.

Френк рассказал, что когда начал свою карьеру, то в начале удивлялся, почему ему за это платят. Ты просто ходишь с блокнотиком по разным интересным мероприятиям, общаешься с людьми, пишешь и публикуешься. Вроде бы ничего сложного, все могут это делать. Но в ходе работы он вскоре понял, что далеко не все знают, куда обращаться в том или ином случае, что спрашивать и наконец, большинство людей, что самое важное – просто не умеет писать (здесь имеется в виду четко выражать свои мысли на бумаге на различные темы).

Александр Гашпар, который присутствовал на встрече, и которого многие из вас знают по блогам на Городе //www.gorod.cn.ua/tomatin_blog.html и по резким публикациям в ФБ задал, как мне показалось, интересный вопрос. Мол, неужели работа журналиста так проблемна и тяжела в США, если об уровне открытости и доступе к публичной информации в Америке чуть ли не слагают легенды. Оказалось, что не все так радужно и в прогрессивном западном обществе. Только небольшая часть информации, что ты можешь получить сравнительно просто и быстро, если ты обычное физлицо – бесплатная. В большей части это стоит денег – от 2 до 1000 долларов, так как работа служащих, что готовят вам документ-ответ стоит немало, плюс на это уходит много времени, один ответ может готовиться около месяца. Иногда цену на информацию приходится оспаривать в суде. Простому жителю страны в этом плане многое недоступно, а вот редакция вполне себе может позволить выделять на это бюджет, и конечно, же время, чтобы еще разбираться в этом и переводить на человеческий язык с комментариями. Ведь общество в Америке весьма неоднородно, много необразованных людей, особенно среди цветных, которые хорошо, если газету умеют читать, не то, что искать доступ к какой-либо информации.



Френк рассказал, что их газета условно как бы поделена на 3 главных отдела, на самом деле реальных отделов/департаментов гораздо больше, но в целом так:
- Рекламисты
- Редакция (news room)
- The Opinion Pages (Странички мнений, занимают 2 страницы)

При этом журналисты, как я уже писала в прошлых постах, четко разведены с рекламистами и никак с ними не пересекаются, дабы не было конфликта интересов. Они не имеют проблем с тем, что если они пишут про господина Икс плохо, а он при этом хороший клиент и размещается в газете.
Политреклама не запрещена, и ее печатают, но подают очень осторожно и як то кажуть виважено. Самые первые вопросы к кандидату, которые задают в штатах это: был ли он судим, арестован когда-либо и за что и был ли он банкротом. Затем это все проверяется по публичным источникам. И как ни странно были такие, что врали либо пытались скрыть данные вещи, хотя выяснить это очень быстро не составляет труда. Делается слабый упор на личную жизнь – личное это личное, как любит повторять один известный журналист В.Познер. При этом у рекламного и обычного контента есть четкое разграничение, о методиках разграничения по цвету, шрифтам и прочее я писала здесь: //www.gorod.cn.ua/blogs/Filka_24271.html
Бывает, что как и у нас рекламодатель просит отключать комментарии, но если читатель будет настаивать и напишет на почту редакции, то его комментарий опубликуют. Повторюсь снова, что там комментарии с матами и оскорблениями не принято писать. То есть если человек что-то просит опубликовать в виде комментария, если они закрыты – то это по делу, а не уровня «Вася – козел!»

По поводу конфликтов клиентов и политики редакции. Они все-таки происходят. Однажды один крупный автодилер, что тратил сотни тысяч долларов на рекламу в газете ФТЮ из-за одного неприятного материала обиделся и громко стукнул дверью на прощанье. Но затем вернулся, так как ему надо было где-то размещать свою рекламу. Здесь, я справедливости ради добавлю, что согласно информации николаевских коллег, что были в одной из редакций корпорации Морриса, владелец использует политику монополии. То есть, если в городах, где уже есть его газеты, на рынке вдруг появляются другие печатные издания, он их просто покупает и затем закрывает. Вот поэтому автодилеру, кроме как на ТВ податься было некуда. А на ТВ расценки, я так понимаю уже не сотни тысячи долларов, а миллионы что ли… В нашем же Чернигове, а про область с дотируемыми госизданиями, я вообще молчу, имеется конкуренция и выбор. Притом, что население нашей области равняется населению г.Джексонвилль с пригородами – 1 млн. 300 тысяч. человек. Плохо это или хорошо – сложно сказать. Но, несмотря на то, что конкурентов у газеты ФТЮ в бумаге нет, делают они свою работу более чем на совесть. Вопрос по этому поводу – т.е. что Френк думает о такой монополии мне не удалось, задать, так как и так все было в спешке. Но я так понимаю, что для их рынка это нормально и законно, к букве закона там отношение очень серьезное.

Чем больше людей работает над материалом, тем более развернутым он будет. Кто-то лучше управляется с цифрами, кто-то дока в инфографике, кто-то неплохо монтирует видео – все это в совокупности может дать один хороший развернутый материал, так называемый longread. Даже если редакция маленькая 5-10 человек, надо стараться 1 раз в месяц, ну может чуть реже выдавать на гора 1 такой материал. Френк привел в пример расследование о том, куда тратит деньги учащихся его руководство. Оно длилось 8 месяцев и была задействована большая команда, так как нужно было пообщаться с очень большим количеством людей, собрать много информации и доказательств и обработать их + консультация юристов и все такое. Это не означает, что каждый из команды с утра до вечера 8 месяцев подряд работал над одним этим материалом, нет. Он просто уделял какое-то время, когда это было от него необходимо. После публикации этого материала – в колледже полностью сменили руководство.

В Нью-Йорк Таймс есть очень много проектов, над которыми работает дюжина журналистов по несколько месяцев. Это называется большой журналистикой. Френк сказал, что когда он работал в редакции на 5 журналистов, они все равно пытались делать такие проекты. Ведь когда над материалом работает 1 человек, он не может работать в полную силу. Но такие расследования можно вести параллельно с основной работой.
Если все материалы одного формата – то все они будут примерно одной сложности и важности для общества. Посему Френк посоветовал начать развивать такие вот проекты, эти истории подчеркивают важность освещаемой темы.

Откуда берутся идеи?

Совет: постоянно поддерживайте веру в то, что идеи – это одно из ваших самых важнейших занятий!
Регулярно проводите в благотворной атмосфере встречи, собрания для планирования идей. Приглашайте на них читателей из целевой аудитории и других посторонних, к примеру, специалистов в каких-то сферах. И здесь речь не о традиционных редакционных планерках, хотя встречи, могут быть и в редакции, а о более креативном подходе. К примеру, вы можете провести такую встречу в парке, в кафе или даже на крыше многоэтажки, что и делали в ФТЮ. Если, к примеру, вы пишите на школьную тему стоит пригласить учащихся, их родителей и учителей и так далее.
Давайте волю человеку, который сгенерировал идею. В конце дискуссии необходимо спросить его готов ли он вести этот материал. Используйте в ходе обсуждения метод «здание или лестница», так вы поймете, куда пойдет идея и как он может развиваться. То есть, если кто-то предложил, скажем, написать о том, как использует деньги университета руководство, вы должны как бы смоделировать то какие трудности вас ждут на пути расследования, с кем стоит пообщаться, какую информацию собрать и к чему все это может привести.

Можно проводить опросы среди читателей. Френк даже тему предложил: кем занять места на Аллее Героев? :-)

Идею всегда надо редактировать, глупо брать в разработку первый попавшийся вариант.

Хорошие идеи надо поощрять. Это может быть чашка, плюшка, что угодно, что привносит веселье. Лучшие идеи обязательно должны попасть на страницы вашего издания.

Также Френк рассказал, что когда делает свои материалы для колонки мнений, то непременно дает их вычитать нескольким сотрудникам. Это дает свежий взгляд, они черкают его изложение, высказывают свои мысли, и таким образом статья финализируется. Также стоит давать материалы на вычитку друг-другу и рядовым журналистам между собой, это обычная практика для их редакции.

Рамки материала

Здесь рассматривался вопрос о том, через какие призмы/рамки воспринимают читатели написанные в газетах новости. На основе глубинных интервью с простыми американцами (более 500 человек) были выявлены следующие параметры:
- люди смотрят на истории, в первую очередь, в ожидании конкретного результата, т.е. как человек повлиял на ту или иную ситуацию
- вторая рамка – это определенный фактор. То есть случилось что-то и человек никак не может на это повлиять - бессилие
- следующая рамка - экономические вопросы, то есть прочитав статью они хотят понять, как то или иное событие/выход нового закона может повлиять на их кошелек
- предпоследним пунктом идут моральные ценности
- и наименьшая часть читателей ищет и ждет от истории конфликта.



После того, как исследователи провели все эти интервью, они проанализировали большое количество самых разных СМИ, чтобы сравнить, что на первых местах в приоритетах стоит у представителей медиа, когда они подают свои новости. Что вышло, вы видите на фото ниже.



Самый большой процент во всех СМИ занимали новости, где главный посыл – бессилие. Т.е. какие-то такие новости, где герои сюжетов ничего не могли поделать с ситуацией. При этом для читателя – самым важным является то, как кто-либо может повлиять на ситуацию, а не наоборот. Обратите внимание также на соотношение рамки конфликта у СМИ и в проценте интереса к этому читателя. 29% против 0.6%.
Рассмотрев этот срез, Френк посоветовал в конце каждой статьи давать читателю варианты, что можно сделать и как повлиять на ситуацию. То есть предоставлять методы решения проблемы, ибо ощущение бессилия никто не любит.
Также наш спикер отметил, что стоит поинтересоваться результатами подобных исследований в Украине и руководствоваться ими.

Спасибо за внимание тем, кто дочитал до конца! Надеюсь, кому-то было полезно:-)


P.S. Отмечу также в конце, для тех, кто считает, что им там легко рассуждать, а вот у нас… Справка из Вики: после финансового кризиса 2008 года состояние индустрии не в лучшей форме. Только за 2008 год и только в США уволено 16 тысяч журналистов. В ФТЮ, как вы помните из 1000 сотрудников «уцелело» лишь 400.
Компания Tribune Company (владеющая LA Times) объявила о своём банкротстве. Одна из старейших американских газет Rocky Mountain News прекратила существование, поставив точку в 150-летней своей истории. The Christian Science Monitor перешла к сетевой дистрибуции (то есть ежедневная газета превратилась в обычный интернет-ресурс). За первый квартал 2009 года в США закрыто 120 газет. Тиражи американских изданий упали на 7 % в первом полугодии 2009 года. Массовые сокращения продолжаются. Разрабатывают новые формы сотрудничества. The New York Times в партнёрстве с Amazon’s Kindle DX старается сформировать новый пул подписчиков и остаться на плаву в эпоху «оцифровки контента».

Как будет в Украине – время покажет.







Добавить в: