Конфликт в Технологическом: кто кого?
«Ректор Черниговского государственного технологического университета уволен со скандалом» - запестрели заголовками печатные и интернет-издания в начале марта. По сообщению пресс-службы Министерства образования и науки Украины, министр МОН Иван Вакарчук разорвал контракт и уволил ректора ЧГТУ Денисова Александра Ивановича за единоразовое грубое нарушение трудовых обязанностей руководителя (приказ МОН №212-к от 4.03.2009). В нашем городе сразу же появились слухи (в частности, эта тема мусолилась в комментариях интернет-изданий), что это месть несостоявшегося ректора Николая Бутко действующему ректору Александру Денисову. В прошлом году оба претендовали на эту престижную должность.
В чем виновен ректор?
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины №62-оп от 23.02.2009 контрольно-ревизионный сектор министерства провел проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Черниговского государственного технологического университета. Проверка установила, что средства за оплату обучения студенты направляли в коммерческую структуру (открытое акционерное общество «Банк Демарк»).
По мнению ревизоров, такими действиями ректор университета Денисов А. И. нарушил п.4.3. Типового договора об учебе, подготовке, переподготовке, повышении квалификации и о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, утвержденного приказом МОН №183 от 11.03.2002 г., и п.2.19 постановления НБУ №22 «Об утверждении Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте» от 21.01.2004 г.
Как развивались события?
Плановая ревизия областного КРУ состоялась еще в сентябре прошлого года. В материалах ревизии имеется запись о том, что часть денег, уплаченных студентами, университет направлял не на соответствующий счет казначейства, а на счет физического лица в банке «Демарк». Были замечания и по ведению бухгалтерии. В декабре 2008 г. министр Вакарчук объявил выговор ректору Денисову и потребовал все средства перечислить на счет казначейства. В свою очередь, А. Денисов объявил выговоры главному бухгалтеру университета Григорию Вершняку и первому проректору Петру Чередниченко.
В феврале 2009 г. главный бухгалтер Г. Вершняк в письме на имя министра указал, что приказ перевести деньги не выполнен. В конце февраля в Чернигов нагрянул начальник контрольно-ревизионного отдела министерства Виталий Миргородский. Он изучил документы и пришел к выводу, что бухгалтер написал правду. Речь шла о сумме около 6 млн. гривен. После доклада Миргородского министру состоялось заседание министерской экспертной кадровой комиссии. Четвертого марта был подписан приказ о расторжении контракта с формулировкой, которая уже упоминалась.
Кто сегодня главный в вузе?
5 марта Александр Денисов вышел на работу. На 14.00 было назначено заседание ученого совета, но около пополудни к университету подъехала машина «скорой помощи». Ректора увезли в городскую больницу №2 с диагнозом «гипертонический криз». Позвонив в справочное этого учреждения, узнаем, что А. Денисов на лечении в терапевтическом отделении. Поговорить с ним удалось в минувший вторник утром.
Исполняющим обязанности ректора Черниговского государственного технологического университета 5 марта 2009 г. назначен Петр Иванович Чередниченко, заведующий кафедрой машин и аппаратов производства химических волокон и текстильной промышленности, доктор технических наук, профессор указанного вуза (приказ МОН №213-к от 4.03.2009). В телефонном разговоре Петр Иванович сообщил, что у него нет информации о проведении новых выборов ректора в университете. Но они, конечно же, состоятся в соответствии с законодательством Украины, когда распоряжение об этом подпишет министр.
Чтобы сохранить объективность при освещении данной ситуации в ЧГТУ, мы предоставили возможность высказаться обоим сторонам конфликта.
Комментарий
«Я не собираюсь оправдываться!»
Александр Денисов так комментирует сложившуюся ситуацию:
- Против меня развязана клеветническая кампания в местной прессе со стороны и.о. ректора Чередниченко П. И. и главбуха Вершняка Г. А. Ее организатором и спонсором является Бутко Н. П., претендент на кресло ректора нашего университета. В чем же они меня обвиняют? А в том, что „державні кошти” в сумме 6 млн. грн. я будто бы направил в коммерческую структуру, и они меня поймали, как они говорят, на горячем.
О чем идет речь? С 2001 года наши коммерческие студенты в соответствии с Типовым договором министерства вносят плату за обучение со своих банковских счетов, открытых ими в банке «Демарк» на счет университета в казначействе „за надані освітні послуги”, что находится в полном соответствии с законом «Про вищу освіту». Эта операция осуществляется по распоряжению студента.
Что это дает университету и студентам? Во-первых, при отчислении и переводе они не теряют свои деньги, а во-вторых, банк оказывает спонсорскую помощь университету и студентам в среднем около 100 тыс. грн. в год. Кроме того, существенно снижается нагрузка на нашу бухгалтерию.
За восемь лет существования этой системы нас четыре раза проверяло КРУ, а в августе прошлого года и городская прокуратура - и никакого нарушения закона обнаружено не было. Однако Бутко Н. П., Чередниченко П. И., Вершняку Г. А. в последнее время захотелось увидеть в этом криминал, о чем они стали регулярно писать в министерство, которое вдруг почему-то решило им поверить, т.к. фактически министерское КРУ нас не проверяло. Акта проверки министерского КРУ у нас нет.
Но если все же это и криминал, то следует признать, что исполнители этого криминала - Чередниченко П. И. и главбух Вершняк Г. А., т.к. в течение последних пяти лет они подписывали коммерческие договоры со студентами. Моей подписи под ними нет! Мои бывшие подчиненные «прозрели» насчет криминала тогда, когда им надо было поддержать претензии Бутко Н. П. на кресло ректора.
Я предложил рассмотреть этот вопрос на совете, мы создали комиссию, у нас же работают квалифицированные люди, кафедра готовит специалистов, есть своя аудиторская фирма. Они проверили всю цепочку. На этом совете присутствовал и проверяющий из министерства. Все единогласно проголосовали за сохранение существующей системы. Но, как мне сказали в министерстве, на министра шло колоссальное давление. В прошлом году он меня защитил, а на этот раз не выдержал.
Фактически он даже не взял у меня объяснительную записку.
Естественно, я буду обжаловать это решение в судебном порядке! А как же иначе? Меня обливают грязью! Я создал хороший вуз, один из лучших в Украине. Все было спокойно, пока к нам не пришел Н. Бутко. В первые годы он вел себя нормально, но когда стали приближаться выборы ректора… Я не хотел отдавать ему университет, готовил П. Чередниченко на эту должность, но его перекупили. Я мог бы рассказать, какие провокации устраивал Бутко, как он действует! У меня сейчас душа болит: университет попадает в руки аморальных людей. Вот это меня больше всего беспокоит.
«Захищатиму свою ділову репутацію в суді»
У Николая Бутко совершенно иная точка зрения:
- В цій ситуації я виглядаю, як опонент. Втім, я до вас не звертався, самі зателефонували. Мене звинувачують у тому, що це замовна справа, що міністр виконав замовлення. Яке замовлення?! Чиє?! Мова йде лише про те, що було в матеріалах КРУ. Стосовно дій Денисова щодо мене, то моя позовна заява «Про захист честі, гідності та ділової репутації» вже в суді. Журналісти можуть коментувати, але все буде вирішувати суд.
Я не розумію, чому моє законне право брати участь у конкурсі на посаду ректора було розцінено, як посягання на особисте майно. Це що, чиясь вотчина? Це що, у спадок можна передавати дітям? А до того моменту я був шанованою людиною в університеті. За період завідування кафедрою менеджменту я маю СІМ навчальних посібників, ТРИ ще в роботі. Є кафедри, які за весь період свого існування таких здобутків не мають. У мене ШІСТЬ захищених кандидатів, які працюють в Технологічному університеті. Дехто за всю свою трудову діяльність нічого подібного не зробив.
Чому ми - Чередниченко, Вершняк, Бутко і ще Ступа Володимир Іванович, якого десь загубили - попали в розряд неугодних? Де і в чому я наніс йому образу? А він мені – скільки? За що? За те, що Денисов керується одними нормам, а я іншими? У нас є закон. Якщо я його порушив, готовий відповісти. Я не був ініціатором у цій справі. Все, що я роблю – захищаюся. Хто в газеті написав «Я з Бутком не розмовляю»? Я не думаю, і я це озвучив Олександру Івановичу, що після виборів ректора ми маємо переходити на протилежну сторону вулиці. Якщо жити за такими принципами, то всі, хто балотувався на мера, депутата, повинні дивитися чортом на тих, хто був їхнім вчорашнім опонентом. Треба навчитися жити в демократичному середовищі, треба навчитися керуватися нормами права, а не емоціями.
Олександр Іванович використовує всі засоби, аби сформувати якийсь образ. Каже: «Бутко закінчив скандально керівництво підприємством». А що було скандального в тому, що на сесії обласної ради голова вніс мою кандидатуру і депутати проголосували за моє переведення з посади директора на роботу в обласну державну адміністрацію? А чого так подається? Тому, що ви нова генерація, ви того не знаєте. Вам простіше дати зручну комусь інформацію, і ви в неї повірите, тому що людина поважна, 70 років, нема підстав їй не довіряти, титулована. То ви подумаєте, що Бутко дійсно такий ідіот.
Ректора звільнили не за корупцію, не за хабарництво, а за «одноразове грубе порушення норм чинного законодавства у фінансових питаннях». Мова йде про закриття студентських рахунків і переведення коштів на рахунок університету. Сьогодні, коли керівництво пробує це зробити, банк каже, що у нас з вами немає ніяких стосунків, яке ви маєте відношення до цих грошей?.. Про це ж не говориться, а йдеться, що це - «Вершняк з Чередниченко, а Бутко є спонсором».
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.