Два аиста сдружили шесть семей из Турьи
Леонид Сентябрев с Гузей
— Наш подошел к моей жене Наде, когда она привязывала корову, — вспоминает Леонид Сентябрев. — За ней пришел во двор. Его крыло волочилось по земле. Шея, скорее всего, тоже была повреждена - он ее почти не поворачивал. Был такой одинокий и больной. А на улице — сентябрь. Аисты уже улетели. Как не пожалеть беднягу?
Дали ему хлеба, картошки. Надя — на гостинец — отняла у кошки пойманную мышь.
Аист ходил за нами целый день: свеклу рвем - рядом топчется, во двор зашли — и он тут как тут: клювом щелкает, будто сказать что-то хочет.
Вечером мы оставили открытыми калитку и ворота на огород, чтобы птица сама выбрала, как ей быть дальше. Когда утром увидели ее возле крыльца, даже обрадовались.
Аист живет у Сентябревых больше месяца. За это время он окреп, набрал вес. Хлеба и картошки уже не хочет.
— На его счастье, к нам в курятник залез какой-то хищник. Задушил курицу и петуха, — продолжает Леонид. — Надя их распотрошила, я порубил на кусочки. Аист роскошествовал почти две недели.
Не скрывает: иногда из-за квар1 тиранта они с женой даже ссорились. Ее правоту мужчина не отрицает: осенние дни короткие, по хозяйству работы полно, а он берет удочку и идет ловить для аиста рыбу
— тут ни одна женщина не смолчит. А с другой стороны — приютили, значит в ответе.
«Помогла» теплая осень: и с работой справились, и аиста на куриный корм не пришлось переводить ни сначала, ни позже — когда Леонид сломал руку и не мог рыбачить. Рыбу для аиста стал приносить сосед — Валерий Крымский. А дочка другой соседки — Евдокии Мороз, когда приезжала к маме из Беларуси, принесла Сентябревым 50 гривен — на еду для птицы.
Все три семьи живут на Андру- шах — улице, удаленной от центра Турьи (Щорский район) более чем на километр, а Сентябревы — на самом ее конце. Рядом по обе стороны — пустые дома.
— Мы и раньше хорошо ладили между собой, — говорит Леонид Сентябрев, — а Гузя (так его жена назвала аиста. — Авт.) сдружил нас еще больше. И не только нас. Недавно наведывался в отцовский дом Леня Приходько. Узнал о нашем аисте, наловил в погребе лягушек — принес его угощать.
Людмила и Николай Железняки ждут возвращения своего аиста
Похоже развивались события и в центре села, где живут Николай и Людмила Железняки. Их аисту (он пришел во двор вместе с хозяйскими гусями) соседи Роговенко и Клименко тоже каждый день носили всякую птичью вкусноту: мелкую рыбу, крыс, ужей.
— Он поправлялся на глазах, — рассказывает Николай Железняк. — Хоть крыло и волочилось, ежедневно по нескольку раз забирался на картофельный бурт и пробовал взлететь.
- Перед самой Пречистой это ему наконец удалось, — добавляет Людмила. — Я как раз была во дворе. Он долго - раз десять — кружил надо мной, а я стояла и плакала.
Потом опустился на соседский стог и затанцевал. Радовался, как человек.
А через несколько дней его не стало.
— Куда делся, что с ним? — переживают все три семьи. Признаются, что не хотят думать о плохом — верят: аист вернется (два Владимира — Роговенко и Клименко — складывают для него в холодильники мелкую рыбу) и в теплом сарае доживет до весны.
Сентябревы ждут заморозков с опасением. Выдержит ли их Гузя? Не отощает ли на зимней диете?
Обратились к сельскому председателю Валентину Чепурко, чтобы помог устроить аиста на зиму в Менский зоопарк.
К сожалению, сделать это не удалось. Как сказала директор зоопарка Зинаида Чирва, пополнение живых коллекций путем исключения животных из естественной среды осуществляется только ПО разрешениям, которые выдаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Нарушение тянет за собой не только штрафные санкции — может быть изъята вся зоологическая коллекция.
Пользуясь случаем, Зинаида Сергеевна рассказала: за то, что приняла без такого разрешения в зоопарк от частного лица скопу — редкую, занесенную в Красную книгу птицу семейства соколиных, вынуждена была отвечать в суде.
Председатель села пообещал ежемесячно выделять из своей зарплаты определенную сумму — на питание Гузе.
Хочется надеяться, что не останутся в стороне и другие сельские жители и птица, символизирующая у христиан чистоту, благочестие, воскресение и считающаяся хранителем домашнего очага, не только переживет зиму, но и взлетит — поплывет в небе с попутным ветром, благодарно закружит над домами людей, которые не дали ей погибнуть.
Щорский район
Мария Исаченко, газета "ГАРТ" №45 (2590) от 08.11.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.