Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Для кого приют на Святониколаевской?

Для кого приют на Святониколаевской?

Для кого приют на Святониколаевской?
Не прошло и двух лет с начала его обустройства, как в Чернигове в середине декабря 2009 года открылся приют для бездомных. Но уж так тяжело даются все шаги по его созданию, столько сомнений в организационной и финансовой части вызывает предложенный проект! 

Неясное начало


В апреле 2008 года в Чернигове была создана  общественная организация «Черниговский центр социальной адаптации бездомных и беспризорных». Для ремонта помещения из городского бюджета  согласно «Программе поддержки общественных организаций инвалидов, ветеранов и многодетных семей  в Чернигове в 2009 году» выделили средства в сумме свыше 44 тысяч гривен. Потом еще  и еще. Заместитель мэра Оксана Туник-Фриз на февральской этого года сессии горсовета сообщила, что всего на ремонт ушло 142 тысячи гривен. 

Около полутора лет приютом занимался некий молодой человек, «под которого» и была основана общественная организация. Говорил о поиске иностранных грантов, о будущей регистрации и трудоустройстве бездомных. При этом  исправно потреблял средства из городского бюджета, в том числе себе на зарплату. Что было сделано, кроме очень скромного косметического ремонта этого одноэтажного здания и установки газового отопления, сейчас остается только догадываться, потому что этот «основатель» уже в приюте не работает.  

Нежная любовь к бездомным

Местом для приюта был назначен одноэтажный дом  в тесном соседстве с другими жилыми домами на улице Святониколаевской, 33.  Это здание коммунальной собственности в принципе всегда было палочкой-выручалочкой для городских властей,  в него легко заселяли то музыкальную школу, то ассоциацию предпринимателей. Когда понадобился приют для бездомных, не сильно напрягаясь в поисках подходящего здания, остановились на этом. Несмотря на то, что по строительным нормам обитель  для бомжей требуется  устраивать в отдельно стоящем помещении, вдали от жилья. Несмотря на многие жалобы жителей этой улицы лично мэру города и его заместителю Оксане Туник-Фриз, которая, как говорилось журналистам, «сама занимается этим вопросом».

Но ничто не остановило мэра на пути  создания такого приюта в этом жилом квартале.  Почему, понятно: прошлогодней теплой зимой в городе нашли замерзшими пять бездомных, а мэру это ни к чему, особенно за год до выборов. 

«За этот год ни одного обмороженного. Я просил, чтобы под приют выделили один из корпусов туберкулезного диспансера, но против этого категорически стала возражать санэпидстанция», — объясняет мэр.

На все возражения против  такого финансирования и такой организации приюта Александр Владимирович начинает сомневающихся стыдить и призывать их к милосердию. А голоса проживающих рядом с бомжами и рискующих, кстати, своим здоровьем — не в счет. А ведь в пяти метрах от приюта стоит дом, в котором живет многодетная семья. Но Оксана Туник-Фриз на сессии с торжеством докладывает о еще одном «преимуществе» этого проекта: выявлении больных туберкулезом.
  
Приют — любой ценой

На февральской сессии депутатов горсовета вопрос повестки дня «О программе поддержки общественных организаций, инвалидов, ветеранов, многодетных семей в г. Чернигове на 2010 год» превратился в обсуждение бюджета и деятельности приюта на Святониколаевской. О других общественных организациях почти не говорили. На поддержку городской общественной организации «Союз инвалидов Чернобыля», насчитывающей 1200 человек, предложено было выделить 15 100 гривен, городской благотворительной организации родителей и детей-инвалидов «Логос» — 44 864 гривны. А на нужды  центра социальной адаптации бездомных и беспризорных  — 262 891 гривну!

Из них предлагается: на газоснабжение — 32 000 гривен, электроснабжение — 10 200 гривен, водоснабжение — 9 999 гривен, вывоз мусора — 3 999, зарплату нескольких административных и хозяйственных работников — 129 600 гривен, санитарно-гигиеническую обработку — 12 000. В штатном расписании, согласно постановлению Кабмина, для содержания 20 бездомных должно быть 16,5 оклада должностных лиц. А за счет чего их будут кормить, ведь  в бюджет   на питание бездомных ничего не заложено?   

В других городах  аналогичные приюты имеют коммунальную форму собственности. Но Александр Владимирович настаивал на общественной, «приемлемой форме, которая,  как он считает, уменьшит затраты по содержанию.  Это нужно для того,  чтобы  общественная организация платила  нам же 32 тысячи за аренду и за оплату  коммунальных  услуг — 10 тысяч. В то же время содержание коммунального предприятия  обойдется в три раза дороже».

Оно, может, и разумно, но что дальше? Название «центр социальной адаптации» предполагает регистрацию бездомного по месту работы этого центра, трудоустройство, отчисления  в пенсионный фонд. Но общественной организации это не под силу, без регистрации юридического лица  это невозможно. Или это просто ночлежка?  Но видно было, что так далеко, в такие перспективы Александр Владимирович даже не заглядывает. Приют нужен сейчас...
 
«Лукавый — он в деталях»


Депутат Александр Мельник
считает по-другому.
— Соколов сказал, что 32 тысячи  аренды вернется нам? Так хочу обратить ваше внимание на то, что мы этой общественной организации уже дали льготу на аренду в 1 гривну. Лукавый — он в деталях.

Газоснабжение  обойдется нам более 100 гривен за 1 кв. метр, даже летом, так же по электро- и водоснабжению. Наша программа  поддержки общественной организации  инвалидов превращается в программу поддержки санитарной обработки людей без постоянного места проживания, на эту общественную организацию направлена значительная часть бюджета.  Но, может быть, помощь в приобретении инсулина для больных  нужна еще больше? А  еще требуют помощи многодетные семьи, в городе нужен приют для бездомных  собак. Ни одной общественной организации мы не платим зарплату работникам,  как предлагается это делать для приюта.  Соколов настойчиво представляет интересы этой организации. Но хочу напомнить, что представителю власти,  согласно закону о коррупции, отдавать предпочтение  каким-либо субъектам хозяйствования противоправно.

На двадцать  лялек — шестнадцать нянек


В самом конце обсуждения вопроса на трибуну пригласил Оксану Туник-Фриз:
— Общественная организация потужно сотрудничает с бизнесом и существует благодаря своей активной деятельности. (Т.е. еще и средства спонсоров? — Л.Д.)  Когда мы рассматривали место для приюта,  было много жалоб от жителей. Центр фунционирует  четыре месяца, за это время мы не получили ни одной жалобы, там все в порядке. Бездомные получают там  полное медицинское обследование, во время которого было обнаружено три больных туберкулезом, то есть центр выполняет несколько функций, в том числе выявляет такие болезни.

На вопрос из зала о том, имеют ли постояльцы приюта разрешение на очистку крыш от снега, Оксана Владимировна  лукаво погрозила депутату пальчиком: «Такое разрешение  для работ на крыше одноэтажного дома не требуется, я ждала такого вопроса и была к нему готова». Однако тут же проявила удивительную для куратора неподготовленность в  финансовом вопросе, когда депутат Лебедь спросил ее о 90 тысячах гривен, проходящих в отчете за 2008 год по общему фонду на реализацию государственных программ. «Я не розумію, про що мова, я пропоную сходити  туди і подивитись».

 — Мы не хотим, чтоб нас стыдили и агитировали за то, что мы не сочувствуем людям, попавшим в беду,  — не выдержала патетики Светлана Глущенок, — мы им сочувствуем. Совсем  не об этом речь. Когда на регламентной комиссии мы рассматривали финансовые  затраты, то не увидели их четкого распределения. Что будут делать несколько административных и хозяйственных работников?   На двадцать лялек мы  даем шестнадцать нянек. Распишите их функциональные обязанности, вместо того чтобы водить нас на экскурсии!»
В ответ прозвучало: «Вы знаете, что была проверка КРУ, ко мне не должно быть никаких претензий. Функциональные обязанности прописаны,  вы о них не спрашивали». Значит, все-таки готовилась…

Знать в лицо


Александру Владимировичу пришлось еще  раз поднажать на сессионный зал, так как продолжали  раздаваться голоса о том, что бюджет приюта нужно доработать, а пока за него не голосовать. Выручил Соколова опытный Виктор Демшевский, предложив поименное голосование:  «Город должен знать своих героев в лицо».  Это изменило решение некоторых депутатов, они проголосовали за бюджет приюта в предложенном варианте, кроме Светланы Глущенок, твердо стоявшей на своем: бюджет по приюту доработать. Но на  итог  голосования  это не повлияло,   26 голосами  решение  было принято.

Что же на Святониколаевской? Сторож дома, стоящего  напротив приюта, никакого недовольства таким соседством не высказывает: «Да их тут совсем немного, человек семь. Вечером приходят шаткой походкой то ли пьяные, то ли накуренные, а утром тихо расходятся. Жители улицы вроде, не против их, по крайней мере, протестов не высказывают».

Сложное все-таки  понятие — милосердие. Сомневающихся в нем тут же обвинят в бездушии. Но, оказывая его, наверное, нужно уметь различать, где оно действительно  станет поддержкой оступившемуся, а где — возможностью поволынить, пребывая в состоянии счастливого «трутня». Что движет нашими  мэром города и его заместителем в их упорном проталкивании такого приюта за счет содержания других  нуждающихся в помощи и инвалидов? О соседях речь даже не идет, они, оказывается, всем довольны. Какова цель этого милосердия? Чтобы не находили в городе замерзших, которые испортят предвыборную картинку?

Или действительно чувство сострадания и беспокойство за судьбу? Тогда почему только один Дмитрий Попов предложил трудоустроить постояльцев приюта на своем предприятии, принимая на себя определенный риск за их поступки? «Я видел довольно крепких мужчин, почему бы им не поработать на КСК?» Договорились, что приведут их в отдел кадров  предприятия, если они не будут пьяны на тот момент.

Так что там говорилось выше о деталях?

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», №10 (144)


Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, приют, улица Святониколаевская

Добавить в: