Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Украина и мир » Все операторы мобильной связи постепенно повысили цены

Все операторы мобильной связи постепенно повысили цены

До конца года тарифы могут вырасти еще на треть. Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер.

Украинцы экономят на связи. В феврале, впервые за всю историю существования мобильной связи в стране, выручка сотовых операторов упала: на 14,9% — по сравнению с январем и на 11,5% — к февралю прошлого года.

Всего за месяц оборот рынка уменьшился на 334 млн грн: по итогам февраля компании мобильной связи заработали 1,908 млрд грн. Год назад их совокупная выручка составляла 2,156 млрд грн, в январе 2009-го — 2,242 млрд грн.

В режим жесткой экономии перешли частные пользователи — по сравнению с прошлым годом они стали тратить на мобильную связь на 35% меньше. Урезал расходы и корпоративный сегмент. По словам руководителя экспертной группы Netton.Telecom Романа Химича, падение дохода в расчете на одного бизнес-пользователя составило 15-20%. «Корпоративные клиенты не только сокращают персонал, но и существенно ограничивают расходы оставшихся сотрудников. Люди реже звонят и меньше разговаривают», — констатирует эксперт.

Пока украинская сотовая связь — самая дешевая в Европе. Правда, сами операторы придерживаются иной точки зрения. «Сейчас рынок мобильной связи замер, — говорит директор по маркетингу украинского подразделения МТС Василий Лацанич. — Однако проблем с гривневой выручкой у операторов нет. В этом году она уменьшится не более чем на 1-5%".

На первый взгляд, менеджмент сотовых операторов выдает желаемое за действительное. Если результат февраля станет тенденцией, то оборот рынка по итогам года может сократиться на 10-15% в гривне. А с учетом более чем 50%-ной девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте выручка от предоставления услуг сотовой связи упадет вдвое.

Впрочем, спокойствие связистов имеет вполне объяснимую причину. В январе-феврале практически все операторы «втихаря» повысили цены — в среднем на 15-25%.

Пока подорожание коснулось в основном самых дешевых или редко используемых сервисов. К примеру, стоимость SMS-сообщений в среднем по рынку выросла с 0,25 до 0,35 грн. Все без исключения операторы повысили стоимость услуг роуминга. У большинства компаний они и так были привязаны к долларовому курсу НБУ, тарифы, номинированные в гривне, проиндексировали. В результате стоимость роуминга выросла на 20-50%.

Рост тарифов вынуждает украинцев отказываться от лишних SIM-карт. К примеру, после февральского подорожания общая абонентская база уменьшилась на 215 тыс. пользователей.

Высокая конкуренция не позволяет операторам открыто повышать расценки. Компания, которая первой решится на подобный шаг, неизбежно столкнется с оттоком абонентов. Именно поэтому последнее увеличение тарифов носило скрытый характер. Среди приемов, используемых операторами, — повышение платы за соединение, изменение «шага» тарификации звонка, ограничение минимального платежа.

В прошлом году плату за соединение (ПЗС) повысил Киевстар: в новых тарифных планах она выросла с 27 до 35 коп. «В данном случае употреблять термин „повышение“ не совсем корректно», — возражает руководитель департамента по корпоративным связям Киевстара Жанна Ревнова. По ее словам, ПЗС в старых тарифных планах осталась неизменной. Абоненты могли выбирать: платить по-старому или перейти на новые тарифы.

Кроме того, в феврале крупнейший по числу абонентов украинский оператор заменил 25-гривневую скретч-карту пополнения счета новой, номиналом 30 грн. Изменение минимальных сумм пополнения счета — еще одна маркетинговая хитрость мобильных компаний, которая приводит к увеличению гарантированных расходов абонентов.

В феврале плату за соединение повысил и МТС: на 22% — с 0,27 до 0,33 грн.

Тогда же 30-секундную тарификацию звонков ввел Астелит в сети life:). Директор по маркетингу оператора Озджан Эрмиш утверждает, что в результате тарифы выросли всего на 4%. По мнению главного маркетолога Астелита, повышая плату за соединение на 30-40%, другие операторы фактически настолько же увеличивают тарифы. Однако эксперты телекоммуникационного рынка считают иначе. По мнению Романа Химича, реальный эффект от повышения стоимости платы за соединение или введения 30-секундной тарификации — увеличение стоимости минуты на 15-30%.

«В феврале некоторые операторы скрыто повысили тарифы на мобильную связь, — комментирует действия коллег по телекому директор по маркетингу Beeline Антон Володькин. — Подняли стоимость платы за соединение, увеличили «шаг» тарификации, ввели обязательные ежемесячные платежи и т.д. По нашим оценкам, за счет таких действий расходы абонентов могут увеличиться на 25-30%". Сам Beeline повысил расценки на SMS, роуминг и мобильный интернет.

«В этом году повышение тарифов составит около 15-20% в гривневом эквиваленте», — прогнозирует Александр Паращий. Операторы не отрицают, что цены на услуги мобильной связи в этом году вырастут. Но настаивают: дорожать будут лишь те сервисы, стоимость которых номинирована в иностранной валюте — роуминг и международные звонки. Это не вся правда.

К примеру, с 1 марта в МТС пересмотрели стоимость и «шаг» тарификации WAP GPRS для клиентов предоплаченных услуг. Сервис подорожал с 10,24 грн/Мб до 12,29 грн/Мб, интервал тарификации увеличили с 10 КБ до 25 Кб для переданных и полученных данных.

Скорее всего, следующим шагом будет введение платы за ранее бесплатные услуги: определитель номера, голосовую почту, уведомление о появлении абонента в зоне действия сети или о доставке SMS-сообщения.

Еще один прием, которым могут воспользоваться операторы, — введение разной тарификации на первую и последнюю (четную и нечетную) минуты. Возможно, некоторые игроки изменят правила использования бонусных акций, уменьшат срок действия платежных карточек, а также пересмотрят цены на мобильный интернет. При этом отечественным компаниям не нужно изобретать велосипед — такими маркетинговыми уловками давно пользуются транснациональные операторы уровня Tele-2, Vodafone или T-mobile. В итоге их абоненты ежемесячно тратят на связь в 2-7 раз больше, чем украинцы.

Менеджмент украинских сотовых компаний не считает подорожание дополнительных сервисов критичным для абонентов. К примеру, по оценке директора по маркетингу Beeline, такими бесплатными услугами, как конференц-связь или голосовая почта, пользуются в среднем 5-10% абонентов. «Введение платы за ранее бесплатные допуслуги возможно, — добавляет Антон Володькин. — Но только в том случае, если не менее двух крупных игроков украинского рынка мобильной связи сделают это одновременно».

Похоже, один крупный игрок отказ в будущем от бесплатных сервисов уже не отрицает. По словам Василия Лацанича из МТС, отсутствие платы — временное явление. «В любой сервис инвестированы деньги, и рано или поздно оператору нужно вернуть эти средства», — подчеркивает он.

Если мобильная связь подорожает в несколько раз, украинцы вряд ли начнут больше разговаривать. Поэтому в условиях кризиса выиграет тот сотовый оператор, который предложит абоненту оптимальные тарифы, найдя баланс между интересами своих акционеров и потребностями клиентов.

В дальнейшем такая компания с лихвой вернет недополученную прибыль благодаря естественному росту рынка. К примеру, сейчас украинцы выговаривают лишь 200-300 минут в месяц — меньше, чем абоненты любой другой европейской страны, где этот показатель доходит до 500-600 минут. Когда экономическая конъюнктура изменится, оператор, сохранивший абонентов, получит отличный старт для роста выручки.

Тем не менее стоимость мобильной связи в Украине будет зависеть от решений российских, норвежских и турецких собственников украинских GSM-операторов. Опрошенные Контрактами эксперты выдвинули два противоположных варианта дальнейшего развития событий. Первый — ориентация отечественных компаний сотовой связи на финансовые результаты российских акционеров Киевстара, МТС и УРС. Если от украинских «дочек» в 2009-м не потребуют превзойти результаты ВымпелКома и российской МТС, которые, по прогнозу Ренессанс Капитала, сократят долларовую выручку на 18% и 28% соответственно, — существенного повышения тарифов не произойдет. Второй вариант — повышение стоимости связи до уровня, позволяющего сохранить в 2009-м неизменным долларовый доход прошлого года.

Если под давлением акционеров хотя бы два из четырех операторов решатся на такой шаг — к ним, с высокой степенью вероятности, присоединятся и остальные игроки. В этом случае связь до конца года подорожает еще на 20-30%. Такой шаг вместе с февральским повышением цен полностью компенсирует потери сотовых компаний на курсовой разнице. Eсли, конечно, они не столкнутся с массовым оттоком абонентов.

Источник: kontrakty.ua  

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: мобильная связь, цены

Добавить в: