Мама пятерых детей вручную доит 16 коров
32-летнюю Татьяну Дубодел в Рудне Сосницкого района знают все. Она, мама пятерых детей (15-летнего Вити, 11-летнего Ромы, 4-летних близнят Марийки и Софийки и 3-летнего Сережи), работает на двух работах одновременно: в местном СХОЗ «Руднянское» и сельском клубе. А чтобы справляться с работой, женщине приходится вставать в три часа ночи. Так как работает она дояркой, а коровы ждать не будут. Их у Татьяны 16, и всех нужно успеть подоить вручную.
Татьяну мы застали на огороде. Внимание привлекли ее руки: натруженные, черные, как земля, на которой работает Татьяна.
— У меня только одна дорога, — сказала Татьяна, поймав мой взгляд, — на работу и на огород. Потому что нужно детей на ноги ставить. Муж, Василий, нигде не работает. Стоит на учете в службе занятости. Срок помощи по безработице у него заканчивается, а работу ему так и не нашли, так что скоро наше и без того не очень хорошее материальное положение ухудшится. Но ничего плохого я о муже сказать не могу — не пьет, не курит, ходит по людям, чтобы заработать какую-то копейку. А «официальные» деньги пока зарабатываю я. Встаю ни свет ни заря — и на ферму. Коров доить. А поскольку наше СХОЗ находится в соседнем селе — Козляничах, это в нескольких километрах от нас, добираюсь туда велосипедом. Управиться нужно как можно быстрее — дома ждут свои корова и коза. Да и кур, гусей, индюков, кролей и поросят накормить нужно. Только со скотом управлюсь, как младшие дети просыпаются. Нужно их накормить. Школьники уже сами справляются. После завтрака иду на огород. Детей часто беру с собой, потому что детского сада в нашем селе нет. Иногда к нам приходят соседские дети (друзья). Приходится и за ними смотреть. А ведь еще и убрать, и постирать, и приготовить нужно. После обеда я иду в клуб, где работаю уборщицей. Вечером — опять на ферму. Прихожу домой в одиннадцать, когда дети уже спят. И так шесть дней в неделю!.. Руки болят очень. Платят неплохо — в прошлом месяце заработала 850 гривен. Правда, из-за того что я работаю, у меня уменьшились социальные выплаты, которые я с таким трудом оформила. Спасибо, что наш сельский председатель Людмила Маценко помогла собрать необходимые документы, потому что у меня нет на это времени. Дополнительной земли взять тоже не могу, потому что потеряю те копейки, которые мне дает государство. Выбора у меня нет, благодарна и за такую работу и стараюсь выполнять ее хорошо!
— Кроме социальной помощи, государство вам помогает?
— В этом году один депутат Верховного Совета ко Дню матери дал денежный подарок. Мы на эти деньги немного птицы докупили, а так тянем все сами. Продали корову—купили диван, продали поросенка — приобрели ковер и мягкий уголок в кухню. Один мужчина помог огород вспахать, а денег не взял, так мы ходили к нему отрабатывать. Свекровь помогает. Когда мы с Васей только поженились, дом нам отдала, который ей колхоз выделил. И со своего огорода разные овощи дает.
— А если бы кто-то согласился вам помочь, что бы вы попросили?
— Велосипед! Он у нас один на всех. Старший сын, пока я с фермы вернусь, в школу не успевает (она тоже в Козляничах), иногда пешком в школу добирается. Мы одолжили у родных еще один, но его придется отдать. А еще бы хотела получить микроволновую печь, чтобы детям еду быстро разогревать. И, возможно, какую-то путевку детям на море. Я там никогда не была, мечтаю, чтобы хоть мои дети его увидели. Мы с мужем такого позволить себе не можем, потому что даже из тех копеек, которые мы получаем, приходится ежемесячно "выбрасывать" около 50 гривен на поездки в районный центр занятости.
Я была удивлена, что в наше время, когда Украина хочет вступить в ЕС, женщины доят коров вручную. Поэтому поинтересовалась у председателя СХОЗ «Руднянское» Дмитрия Есипенко, почему в хозяйстве доение не автоматизировано.
— Я взял Таню на работу после декретного отпуска. Она работает у нас три месяца и не знает, что год назад я предлагал дояркам поставить механизированную линию, но они отказались. Во-первых, человеческий фактор. Сейчас у нас пять постоянных доярок и две подменных. Это 7 женщин. Если механизировать доение, то пятерых мне придется сократить, и они останутся без работы. А во-вторых, на ручное доение расценки выше.
Ольга Мусий
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: мама, хозяйство, Ольга Мусий