Слушает глазами

Она уже почти не помнит, как трещат в печке дрова, как стучит дождь по стёклам и поют птицы. Большую часть своей жизни Светлана Скрипах провела в непонятном и шокирующем здоровых людей мире, имя которому — абсолютная тишина. Каждый день — не слыша ни единого звука. Год за годом.



Мы встретились перед Международным днём глухих, который отмечается с 1951 года в последнее воскресенье сентября. По иронии судьбы Светлана Ивановна родилась именно в этот год. С недостатками слуха. До того как он пропал окончательно (ещё до совершеннолетия), успела накопить достаточный словарный запас. Поэтому может говорить. Что говорят ей, читает по губам. Иногда понимает не всё: артикуляция, как и почерк, бывает неразборчивой. Но хуже, что не слышит интонации. Сердит собеседник или настроен доброжелательно, догадывается только по мимике.

— Зато не дано знать, о чём сплетничают у июня за спиной, — улыбается. Улыбка получается грустной.

- А откуда знаете, что сплетничают?

- Разве это секрет? Сплетничают всегда. Особенно когда появляется новый человек.

В Кучиновке Сновского района она «новая»: переселилась сюда из Чернигова. С годами захотелось поменять город на село.

Рассказывает: зять нашёл по Интернету выставленный на продажу дом. Сначала не понравилось, что он далеко от центра и долго был нежилым. Теперь (прошло почти 6 лет) радуется: просторный двор, есть летняя кухня, гараж, небольшой сад, рядом лесок. Огорода — 10 соток. Раньше была целина. Над ней пришлось попотеть. Зато сейчас всё хорошо родит — и овощи, и клубника.

- Неужели Вы это всё обрабатываете самостоятельно?

- В основном Виля, мой муж.

- А где он сейчас?

- Картошку копает.

Вскоре он завозит во двор большую тачку с отборным картофелем.

- Это Вилен Николаевич, — громко знакомит нас хозяйка. — Он не только на огороде молодец - уже почти всеьдом обновил. Сам сделал печку, мебель, веранду.

В отличие от жены, Вилен немного слышит. Смущается от похвал жены. Говорит: что туг такого, мужчина должен уметь всё.

Они ровесники. Учились вместе в Березовском интернате для глухонемых детей.

- Это в Житомирской области. Я оттуда родом. А Виля с Черниговщины - из Прилукого района.

- Наверное, первая любовь?

- Нет, впервые я влюбилась в 19. Его звали Павел. Был почти на 10 лет старше. Но это несчастливая история. Павла очень сильно избили. Он умер. Это было в Чернигове. Я приехала сюда на работу. Была швеей на редприятии УОГ. Жила в общежитии.

Виля учился в Кременчуге. У него - несколько профессий. И столяр, и электрик. Но всю жизнь проработал закройщиком на нашем предприятии.

После школы мы не виделись несколько лет — пока он не приехал в Чернигов, поближе к дому. При встрече я его не узнала. Такой богатырь стал. Оберегал меня, защищал. В 1974 году мы с ним поженились.

Я очень хотела детей, но переживала, что они родятся с такими же недостатками, как у нас. К счастью, наша Наташенька«говорящая».

Так глухие называют тех, кто слышит. Потому что при общении они шевелят губами.

— У глухих всё иначе.

Для общения друг с другом у них вместо губ, диафрагмы, гортани, голосовых связок, нёба, языка — всего речевого аппарата — руки. Вместо слов — жесты. Если слову нет эквивалента в языке жестов, его показывают по буквам специального жестового алфавита — дактиля: А — пальцы сжаты в кулак, Ш — указательный, средний и безымянный направлены вверх, Т — те же пальцы — вниз...

Когда «разговор» на эмоциях, всё происходит быстро, энергично. «Так глухие показывают свои переживания», — говорит Светлана Ивановна.

Со стороны это может показаться нервным. Даже агрессивным. Кто не знает, думает, что глухие такие и есть. Поэтому сторонятся их.

Мешает глухим вжиться в социум и их абсолютная прямолинейность. Она, как и импульсивность, не из-за «плохого характера», утверждают специалисты. А из-за того, что глухим людям не свойственна лесть. Они не уходят от прямых вопросов: что думают, то и говорят.

Поэтому и в Кучиновке без недоразумений не обошлось. Местные даже в старостат жаловались: Светлана Ивановна, хоть и приезжая, никогда не смолчит, если что-то не нравится.

- Я не сержусь. Люблю людей, — говорит Светлана Ивановна.

Пытаясь сделать для односельчан что-нибудь приятное, в первые свои сельские зимы (в тёплое время было некогда) она за маленькую плату шила для них обновки. За халат, вспоминает, брала всего 20 грн.

- Потом Виля убедил прекратить: надо беречь зрение. Ведь глаза заменяют мне слух.

- А для себя шьете?

- Теперь редко. Красивую одежду сейчас можно купить. Есть выбор. Раньше много шила для сцены.

- Для сцены?

- Конечно. Я была артисткой. Участвовала в художественной самодеятельности. Выступала в областном Доме культуры УОГ. Пела песни из репертуара Пугачёвой и Ротару. А в постановках играли вместе с Вилей.

- Как? — вовремя сдерживаю готовый сорваться вопрос, потому что смотрю на её руки на снимке, сделанном во время выступления, и понимаю: «пели» они. Глухие не слышат музыки, но, как выяснилось, очень сильно чувствуют вибрацию (через ноги). Это своеобразная компенсация от природы за отсутствие слуха. Как у слепых отсутствие зрения компенсируется осязанием.

На концерте вибрация шла от динамиков. «Под неё» глухая певица показывала жестами слова песни.

Глухие зрители «слушали» песню глазами, точно так же, как она — их аплодисменты.

«Как у всех» были только цветы после выступления.

- Это были очень счастливые минуты,—теплеет взглядом Светлана.

Говорит: забывалось о том, что завтра будет новый день с новыми огорчениями — в магазине, в автобусе, при переходе улицы. Здоровые люди не понимают: как это — быть глухим. Одни поднимают на смех, другие просто отмахиваются. Большинство — без зла. Просто не имеют времени или не знают, как себя вести. Но от этого не легче.

- Однако другой жизни в запасе нет. Нужно вносить радость в ту, что имеем.

Вот сейчас цветут цветы, разросся виноград - во дворе теперь «живая» беседка. Поставили новый забор. Пошила ламбрекены на окна. Красиво, приятно.

Ещё одна радость — шляпы и шляпки. Они есть на все случаи жизни и для всякой погоды. Шляпы — её слабость. И... лишний повод для пересудов: в селе такого не носят.

- Ну и пусть. Ей идёт, - поддерживает жену Вилен.

- Как вы общаетесь между собой— словами или жестами?

- По-разному: Зависит от ситуации.

- А ссоритесь? Жестами — не интересно для соседей: ничего не слышно.

Светлана смеётся:

- Виля - очень добрый. С ним не из-за чего ссориться. Да и некогда. Целый день есть работа.

Из-за того, какую передачу смотреть по телевизору, перебранки тоже нет: хочешь не хочешь, приходится выбирать ту, где есть текстовое сопровождение. Газеты читают по очереди. Телефон у каждого свой. Хотя он — только для СМС. Пишут в основном дочери. Она живёт в Чернигове.

- Работает главным бухгалтером.

Зять на заработках за границей.

- Выход один - не сдаваться, — говорит Светлана Скрипак.

И у неё это получается.

Анна Ефименко, «Гарт» №39 (2895) от 27 сентября 2018

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вилен Николаевич, Светлана Ивановна Скрипах, глухие, с.Кучиновка, Сновский район, Анна Ефименко, «Гарт»

Добавить в: