Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Черниговский каскадер раскрыл секреты трюков фильма «Тарас Бульба» (фото)

Черниговский каскадер раскрыл секреты трюков фильма «Тарас Бульба» (фото)

Евгений может научить коня любым трюкам

Фильм «Тарас Бульба» сейчас обсуждают на каждом шагу. Говорят, что он пророссийский, что в фильме чересчур много эпизодов, которых нет в повести Николая Гоголя, что режиссер Владимир Бортко не умеет снимать батальные сцены и тому подобное. Есть и другое мнение: этот фильм — непревзойденный и легендарный. Как бы там ни было, а тот факт, что за первые четыре дня проката фильм окупил почти половину своего бюджета (516 миллионов рублей, или около 20 миллионов долларов), говорит сам за себя! И если вы еще не видели картину, обязательно посмотрите. Хотя бы потому, что в ней снялся наш земляк — 28-летний Евгений Кругов, конный тренер, жокей, каскадер и просто казак. В фильме Евгений дублировал Игоря Петренко, который сыграл младшего сына Тараса Бульбы Андрия. И не только.

Всю жизнь на коне
Мы с Евгением долго не могли встретиться. Он постоянно то на тренировках, то на выступлениях. А планировать свое время Евгений не привык, говорит: «Я живу одним днем». Это и понятно: каскадер — профессия небезопасная. В конце концов я поехала в Черныш Черниговского района — на базу, где Евгений как раз тренировался. И не пожалела. Джигитовка (сложные упражнения на скачущей лошади) — это увлекательное зрелище. Верхом на лошади, на полном ходу Евгений скакал вниз головой, пересаживался задом наперед, фехтовал двумя сабля ми, поднимал с земли шапку и т. п. И при этом не забывал по-казацки выкрикивать: «Гей-гей!», после каждого трюка победно выбрасывать руку вверх и хвалить   лошадь: «Бравушки!» Что вы хотите — всю жизнь на лошади!

Евгений родился в российском городе Сочи, а вырос в Абхазии. С самого детства мечтал заниматься лошадьми. Откуда у него такое увлечение — и сам не знает. В его роду были художники, конструкторы, а вот любителей животных — ни одного. В любимом журнале «Коневодство. Конный спорт» Женя прочитал об училище в Кабардино-Балкарии, где можно выучиться на тренера лошадей и жокея. Туда и поехал после 8 класса. Получив диплом, ушел в армию. Служил на Украине (на Волыни, в войсках связи). И даже в армии не остался без любимого дела. Ухаживал за скакунами в своей части, еще и помогал объезжать лошадей в близлежащих селах. Председатели колхозов, бригадиры были очень довольны Евгением — за месяц-два он объезжал им любого, даже самого строптивого коня.

По окончании службы Евгений остался на Украине, так как в Абхазии началась война. Его родные потеряли квартиру в Пицунде и разъехались кто куда. На время Евгений утратил связь с семьей. Свою маму он больше не увидел, а через несколько лет узнал, что она умерла.

Долгое время Евгений работал по всей Украине — тренировал коней у частников. В Луцке познакомился с будущей женой Ярославой (она тоже работает в конном спорте). Потом ездили по конным заводам уже вместе.
— Как-то я увидел джигитовку. Это такая красота! — говорит Женя. — Я был поражен и понял — вот чем хочу заниматься. Пока молод, надо дерзать, творчески развиваться и работать для людей.

Сначала он сам начал учиться трюкам, а через некоторое время попал в киевский конный театр, которым руководил тренер Олег Юрчишин. С его казаками Евгений побывал в Италии, Германии, Греции. В Лондоне они даже выступали перед английской королевой. А затем в театр пришел другой тренер, выступления прекратились, и Евгений с Ярославой решили ехать искать работу в ее родной город — Чернигов. Здесь они живут уже четвертый год.

От казака до поляка – один шаг
— На съемочную площадку «Тараса Бульбы» я попал случайно, — рассказывает Евгений. — В 2007 году на съемки пригласили моего тренера Олега Юрчишина с его командой. Надо было подготовить 20 специально закупленных лошадей, чтобы они умели падать, не боялись стрельбы, взрывов, прыгали в воду с кручи и т. п. Но ребята Юрчишина не умели «класть» лошадей. А я этим занимаюсь постоянно, и тренер об этом знал. Звонит мне: «Женька, приедь на несколько дней, подучи моих ребят». Я справился неплохо и уже собрался уезжать. Вдруг кто-то из съемочной группы говорит: «Женька — прекрасный каскадер. Задействуем его в съемках». Тренер сказал, что я вольнонаемный, у него не работаю, поэтому он не может взять меня на съемки. Я расстроился, приехал домой, рассказываю мамке (так Евгений называет жену. — Авт.): «Там такая классная картина намечается, такие батальные сцены на целое лето!» Она успокоила: «Тебе еще позвонят». И в самом деле, через несколько дней позвонили: «Тебя берут ассистентом (ухаживать за лошадьми, подводить их к артисту и т. п.)».

К съемкам мы готовились зимой, почти два месяца. Уже через две недели подготовки я неплохо себя зарекомендовал и... попал в двадцатку лучших каскадеров (а их приехало много, только из России где-то полсотни). А потом мне не повезло, лучше бы я был простым каскадером. Один из постановщиков трюков Густав, понаблюдав за мной, сказал: «Будешь дублировать в конных баталиях младшего сына Бульбы Андрия».

— Что же тебе приходилось делать вместо Андрия, то есть Игоря Петренко?
— Принимать участие в боях, делать проскачки, например, когда его заманивают в лес, где его ждет отец, спасать брата Остапа (актер Владимир Вдовиченков), когда тот срывается с лестницы. Это было что-то! Приходит Густав и говорит: «Так, Женька, надевай спецодежду и лезь на стену». — «Так я ведь конный дублер», — отвечаю. «Ты дублер актера и будешь делать все, что надо». — «Без вопросов», — говорю. Стена — высотой 20 метров. Я, держась одной рукой за канат, другой ловлю Остапа за руку. При этом должен еще уклоняться от летящих сверху камней. Я так схватил словака, который дублировал Вдовиченкова, что чуть руку ему не выкрутил. Актеров для этого эпизода снимали на небольшой высоте. Специально построили двух или трехметровую стену и камеру выставили сверху.

— Женя, а какой твой трюк был самым сложным?
— Когда я в роли поляка скачу навстречу Бульбе (на самом деле Ступку везли на джипе, потому что из-за травмы спины он не мог сидеть на лошади), он бьет меня в грудь, я падаю со своего коня под копыта другого. За этот трюк я получил 800 долларов.

А еще планировался один прекрасный трюк — прыгнуть на лошади с 42-метровой кручи в воду. Конь разбивается насмерть, а вероятность того, что всадник выживет, — 30%. Но за это обещали заплатить 50 тысяч долларов. Все отказались, мол, мы и так неплохо заработаем на других трюках. Тогда я говорю: «Можно, я попробую?» Густав, как услышал, крикнул: «Дайте мне саблю — я его сейчас убью! Ты дублер актера, тебя готовили специально дублировать Андрия. Тебе нельзя! Тебе даже в массовке драться нельзя — а вдруг покалечишься, кто будет вместо тебя?!» Ну а я бы попробовал. В конце концов решили этот трюк не делать, потому что очень дорогой и рискованный. Трюк упростили, использовали компьютерную графику.

— Ну а что было самым легким?
— О, это когда казаки спят. У нас тогда шли ночные съемки, мы очень уставали, отсыпались днем. Поэтому, когда нам сказали, что надо просто лечь и спать, мы сделали это охотно. А затем нас разбудили: «Все, снято!» Так что и без наших особых усилий вышло очень правдоподобно.

— Выходит, ты не только дублировал Андрия?
— Да, еще снимался в массовке, в отдельных эпизодах. Приходилось быть и казаком, и поляком-шляхтичем, и драгуном. И мертвым валялся на земле под копытами коней, и сам нападал. На мне испытывали убийство казака, которого играл покойный Александр Дедюшко (его накололи на три копья).

— И сколько же получали каскадеры за свою работу?
— Нам платили по 600 долларов в неделю, плюс где-то по 3-4 тысячи долларов в месяц за трюки.

— Каких эпизодов, на твой взгляд ярких, мы не увидели?
— Ой, очень много таких. Например, сцену, где поляки (и я среди них) окружают казаков и Тараса Бульбу. Казак бьет хлыстом мою лошадь по ногам, мы падаем, и казак убивает меня саблей. Или: Остап помогает Андрию отбиться от поляков, потом они съезжаются галопом и обнимаются — брат спас брата. А еще: поляки гонятся за Тарасом, мы с драгуном подскакиваем к нему сзади, он бьет своего коня рукояткой сабли по шее, конь вскакивает и убивает нас.

— Наверное, без травм на съемках не обошлось?
— Конечно. Синяки, царапины — это обычное дело. А как-то мы делали так называемую расческу: скачем верхом в метре-двух друг от друга и на ходу рубимся. Две лошади очень сблизились, и я колено в колено столкнулся с другим каскадером. Такой был удар, у меня и речь отнялась! Я упал с коня и стал вертеться юлой под его копытами. После этого вышел из строя на неделю. А тот каскадер травмировался серьезнее — колено «полетело», загипсован был от пятки до пояса, лечился месяц.

— Чем еще, кроме здоровья, пришлось пожертвовать ради фильма?
— Усами. На съемках только у нас — конного театра казаков — были свои оселедцы, остальным их цепляли. У Андрия усы должны были быть короткие и прическа — «горшок», а у меня ведь свои длинные усы и оселедец. Оселедец я сматывал и прятал — не дал резать, а вот усы обрезали. Жалко было!.. Долго я потом их отращивал. К тому же после съемок я должен был ехать с конным театром за границу. А на фото в загранпаспорте я с длинными усами. Боялся, что не пропустят. Обошлось.

Вообще, оселедец и длинные усы я ношу уже четвертый год, ведь постоянно выступаю в роли казака. Знакомые шутят, что со мной если и можно ходить, то разве что метрах в 15 сзади, потому что такого о моей внешности наслушаешься! Одни плюются, другие улыбаются, третьи тычут пальцем.

— Женя, тебе приходилось общаться с известными актерами вне съемочной площадки. Каковы впечатления?
— Володя Вдовиченков — молодец! Очень простой. Кому-то проспорил, так выставил ящик пива. Богдан Ступка — очень интересный и веселый. Лето, жара, мы паримся в тех шубах, шапках, а Богдан Сильвестрович нас развлекает — травит анекдоты. Такой хохот стоит! Бортко переживает: «Настройтесь, сейчас будем снимать важную сцену, нужно, чтобы вышло с первого дубля». А Ступка знай себе смеется. Зато как встанет, как войдет в образ, как выдаст речь — мороз по коже! Было приятно с ними работать и многому можно было у них поучиться.

— Полностью фильм уже посмотрел?
— Да. Пошли с Ярославой в кинотеатр. Откровенно говоря, я немного разочарован. Столько было работы, столько классных батальных сцен, и почти половина из них пошла в «корзину»! Баталии ставил Ник Пауелл — известный постановщик трюков в фильмах «Ричард Храброе Сердце», «Александр», «Патриот», «Мумия», «Последний самурай». Бортко все переделал на свой манер. Впрочем, он тоже профессионал, просто у него свое видение.
С другой стороны, мне было интересно смотреть на то, что я видел на съемочной площадке. Столько знакомых лиц. Я даже чуть не прослезился.

Всей семьей верхом
После съемок «Тараса Бульбы» Евгений вернулся в Чернигов. Они с Ярославой решили пожениться (до этого семь лет жили в гражданском браке). Свадьбу отгуляли... на лошадях.

— Поскольку брал в жены украинку, то хотел сделать свадьбу в украинских традициях. У тренера взял костюм казака (это уже впоследствии по его эскизам я пошил себе костюмы, в которых сейчас выступаю), украинский наряд для невесты попросил в филармонии. Для лошадей купили красивые покрывала. Было классно!

Ярослава всегда рядом с Евгением. И тоже на лошади. Да и их доченька Саша, которой почти три годика, буквально выросла на конном заводе, так что в седле держится уверенно. Знает клички каждой лошади. Кстати, два гривастых красавца с этого завода тоже снимались в «Тарасе Бульбе» — это скакуны Скальд (он отработал всю картину!) и Мустанг.

Справка
Повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» экранизировал Владимир Бортко (режиссер фильмов «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»). Он говорит, что впервые снимал такое количество людей (в некоторых эпизодах в кадре — до тысячи человек). Главных героев играют такие известные украинские и российские актеры, как Богдан Ступка (Тарас), Владимир Вдовиченков (Остап), Игорь Петренко (Андрий), Михаил Боярский (казак Шило), Ада Роговцева (жена Тараса), Лесь Сердюк (казак Товкач). К сожалению, актеры Борис Хмельницкий и Александр Дедюшко не дожили до премьеры картины. Работа над ней длилась с 2007 до 2009 года. Съемки проходили на Хортице, в Каменец-Подольском, Киеве, Варшаве, Санкт-Петербурге. Некоторые костюмы для «Тараса Бульбы» были задействованы из фильма «Огнем и мечом», а около двух тысяч — специально пошиты. Музыку к фильму написал Игорь Корнелюк (автор саундтрека к «Бандитскому Петербургу»).

Вот такой я польский драгун!

Одолеет ли поляк Бульбу? Кадр из фильма (Евгений и Богдан Ступка)

"Вот так и попался казак!" Женя и Ярослава на своей свадьбе

Только что Женя был в роли убитого казака

Верхом - всей семьей

Алина Долинец, еженедельник «Гарт», № 17(2405)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Тарас Бульба», Евгений Крутов, Алина Долинец

Добавить в: