Джазмен Сергей Царевский: «Музыка меня кормит»
Коллеги отзываются о черниговском музыканте Сергее Царевском как об одном из лучших джазовых импровизаторов в нашем городе. За плечами музыканта солидная школа, Сергею посчастливилось работать с лучшими музыкальными коллективами Чернигова. Среди них - эстрадно-симфонический оркестр Дмитрия Егорова, который существовал на базе бывшего Дворца культуры химиков, Военно-музыкальный центр Сухопутных войск Украины под руководством Владимира Дашковского. Бывало, Сергею приходилось работать одновременно в нескольких местах: штатно - в оркестре и в двух-трех ресторанах. Музыка до сих пор «кормит» нашего героя: Сергея приглашают на корпоративные праздники и приватные вечеринки не только в Чернигове, но и в столице.
Музыка сродни хирургии - требует постоянной практики
- Сергей, насколько джазовая импровизация востребована в нашем городе?
- Сейчас немного другие приоритеты и ценности. Джаз - это ведь элитарный жанр, для подготовленных людей. Речь идет не об образовании, я имею в виду тех людей, которые к этой музыке тяготеют. К сожалению, в нашем городе немного мест, где музыкант мог бы себя проявить. А ведь, как говорят Егоров и мой учитель Святослав Чарковский, музыкой нужно заниматься 24 часа в сутки. Это как хирургия, в которой практиковаться нужно постоянно. Было время, когда у меня не было ни одного выходного дня, я работал в пяти местах. С одной стороны, это была работа на износ, жена меня видела только по ночам, а с другой - было очень интересно. Приходилось общаться с интересными людьми в мире искусства, музыки, и приходилось работать для сильных мира сего.
- Если не секрет, для кого именно?
- Например, для экс-мэра и экс-губернатора Валентина Мельничука. Даже сейчас, когда встречаю его в городе на прогулке, он всегда здоровается. Для Александра Соколова совсем недавно мы с моим коллегой-скрипачом играли в кафе «Сомелье». Мы ведь команда камерного типа. Мой коллега Эдуард Ярошевич - прекрасный скрипач, очень талантливый человек, чуть ли не единственный струнник в нашем городе, играющий только вживую! Последняя «официальная» точка, где мы очень успешно работали целый год, - «Кабачок в подвальчике» по ул. Пирогова. Параллельно нас приглашали еще «на корпоративы» — и на лыжную базу, и на «Золотой берег», где мы играли для экс-мэра Виталия Косых и его друзей.
Черниговцы скупы к музыкантам
- В каких еще заведениях вы выступали?
- В бывших «Дружбе», ресторане «Ливадия», кафе «Гурман». Бывало, что в один день нам нужно было находиться в нескольких местах. Выручало такси. Приглашали в «Колыбу», но там мы выступали фрагментарно и недолго. Основная беда нашего города — люди не отличаются щедростью. Какие-то залетные гости — одесситы или москвичи - могут спуститься с высот и сделать широкий жест, иностранцы готовы отблагодарить музыканта, а наши хозяева заведений очень скупы. Они хотят, чтобы было «дешево и сердито».
- Сколько сегодня стоят ваши услуги?
- До нового года такса была одна, сейчас — другая. Два мероприятия недавно сорвались, потому что мы попросили за выступление $100 на двоих. А в заведениях музыканту платят за вечер около 50-100 гривен, а иногда и вообще не хотят платить: что дадут клиенты — то и твое. Работать здесь — это работать на износ, в Киеве достойнее оценивают наш труд.
Если говорить о хороших временах, сколько за вечер вы могли заработать?
Таких случаев было не так уж и много. Раз семь-восемь бывало, когда гонорар составлял сумму с несколькими нулями. Запомнился случай, когда я играл для голландцев. Это было еще до Помаранчевой революции, когда к нам приезжало много иностранцев. Я сидел за роялем в ресторане «Дружба», когда там обедал аматорский хор из Голландии. В составе делегации было около 120 человек. Я играл «фирменную» зарубежную музыку, им очень понравилось. Подошел переводчик и от их имени пригласил меня «озвучить» ужин. Заработал я тогда около 1800 гривен, мне принесли поднос с горкой купюр — там были и евро, и доллары - и поставили на рояль. Я был страшно горд и доволен собой! На прощание дамы отправляли мне воздушные поцелуи. Но администрация ресторана хоть и пела мне дифирамбы, отдала мне только 500 гривен.
Литургия Царевского и Евангелие в стихах
Правду говорят, что вы написали музыку для церковного богослужения?
Да, написал, но уверен, что моя литургия никогда не будет исполнена. При старых регентах некоторые мои вещи звучали в храме, а нынешним, по-видимому, присущи такие качества, как меркантильность и зависть. Хотя, по большому счету, моменты зависти проявляются у большей части моих коллег и творческих людей. Я писал музыку к спектаклям, но чтобы она звучала, приносил ноты под другой фамилией. Приходилось идти и на такие ухищрения. Идей у меня много! Раз уж мы являемся Божьим творением, то и сам человек обязан творить. Не говоря уже о том, чтобы дерево посадить, дом построить, детей вырастить. Это становится особенно важным, когда человек взрослеет. Мне очень хочется оставить после себя что-то в этой жизни - не ради славы, не ради тщеславия, хотя и это было, а ради внутреннего удовлетворения.
- А о чем книгу пишете?
- О, это моя вторая, после музыки, болезнь! В Харькове готовы издать мой роман, но он еще не закончен. Это жанр духовной фантастики в стиле таких авторов, как Захария Ситчин, Эрих Деникен, Юрий Пернатьев, которые муссируют тему о том, что мы являемся продуктом неземной цивилизации. Роман называется «Прельщение ангелов», речь в нем пойдет о двух сторонах бытия — духовной и неземной. Известно ведь, что наша цивилизация развивалась скачкообразно, было несколько этапов эволюции после катаклизмов. К сожалению, все идет к негативному результату, но в моем романе окончание оптимистическое. Духовному человеку не следует впадать в уныние, хотя все мы подвержены каким-то слабостям, огорчениям.
- Когда же вы всё успеваете?!
- Бывает, по нескольку дней не подхожу к компьютеру, а потом могу за несколько часов написать главу — как будто шлюз какой-то открывается. У меня есть еще Евангелие в стихах, которое тоже готовы издать. Эту вещь я писал десять лет. За ночь мог написать одну-две главы, а потом целый месяц — ни строчки. Думаю, творческим людям это знакомо и все понимают, что это идет не от нас, а через нас. Меня захлестывает творчество, и какие бы проблемы ни возникали, какие бы кризисы ни наступали, когда человек внутренне наполнен, он всегда найдет себе занятие!
Досье
Возраст: 47 лет.
Место работы: концертмейстер во Дворце творчества детей и молодежи.
Образование: окончил столичные музыкальное училище им.Глиера и параллельно студию оперетты. В театральном институте его забраковали из-за профессионального заболевания — астмы.
Семья: жена, взрослая дочь.
Хобби: более 20-ти лет поет в церковном хоре, пишет музыку, книги.
Мысли вслух
О церковной жизни
Я начинал петь еще в Воскресенском храме, когда он один был открыт в нашем городе. Потом перешел в Троицкий собор, где служил прекрасный священник о. Григорий Трипутников, который был настоятелем православного подворья в Бейруте, а потом оказался в Лос-Анджелесе. Посещение храма — важнейшая сторона моей жизни. Когда здоров, стараюсь ничего не пропускать.
О работе во Дворце
Здесь я уже почти 20 лет, но с небольшими перерывами. Работа с детьми мне в удовольствие, но то, что здесь нельзя раскрыться в профессиональном плане — это факт.
«Белая кость»
О том, что у моей мамы дворянские корни, я узнал в тот год, когда женился. Когда делал генеральную уборку в доме, нашел старые папки, где оказались бланки с двуглавыми орлами. Примечательно, что качество бумаги тогда было отменным, а печати сохранились так, как будто были сделаны недавно. Так я узнал, что мой дедушка был офицером царской армии. Бабушка по линии мамы родилась в Варшаве, а ее отец был попечителем учебных заведений и был знаком с отцом Владимира Ильича Ульянова. Родные по маминой линии были врачами, дед окончил черниговскую гимназию.
Виктория Кудина
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Сергей Царевский, джаз, Виктория Кудина