Черниговские скутеристы объединились в клуб (фото)
В детстве дедушка частенько мне разрешал прокатиться на своем мотовелосипеде (селяне называли его «моторка»). Дед собрал его собственными руками после войны из трофейного немецкого велосипеда,
приделав к нему советский движок Д-6. Сверстники с нескрываемой завистью провожали меня взглядами, ведь я ехал почти что на мотоцикле. Подумать только, по хорошей дороге можно было разогнаться до 40 километров в час!.. Уже давно нет дедушки, на моторке гоняет соседский мальчишка, а я все равно вспоминаю то счастливое время. Все переменилось, теперь подростки гоняют на мотороллерах и скутерах и уже я с завистью смотрю им вслед. Детство не вернуть…
А недавно я волею случая познакомился с человеком, который сделал попытку (и по-моему довольно удачную) объединить людей, выбравших для себя этот демократичный вид транспорта.
Знакомьтесь, Игорь Герасимов (он же Gis) — координатор клуба «Moto.com.ua». В детстве, как и я, гонял на мотовелосипеде. Потом пересел на мотоцикл, но со временем попробовал скутер и с тех пор ему не изменяет.
Первый скутер Игорь купил в далеком 2000 году за 120 долларов — это была видавшая виды «хонда скай» 1982 года выпуска. Рассчитанный на «мелкокалиберных» японцев, мотороллер был к тому же маломощным, плюс при езде на нем ноги упирались чуть ли не в подбородок. Несмотря на эти неудобства, техника завидно отличалась от известных нам с детства украинских мопедов «Верховина» и «Карпаты», а также латвийской «Дельты»).
Сам себе веб-мастер
Понятное дело, в ходе эксплуатации скутера сразу возникло много вопросов по ремонту и обслуживанию, а спросить было не у кого. Все неполадки приходилось исправлять самому, ведь информации о ремонте такой экзотики не было даже на англоязычных сайтах, не то что на украинских. Возникла идея создания сайта для тех, кто передвигается на двух колесах. К тому времени уже было чем поделиться, появился первый опыт.
Игорь тогда работал у интернет-провайдера, поэтому была и техника, и возможность проконсультироваться (один из сотрудников занимался сайтостроительством) — и пробная версия сайта о скутерах открылась уже 14 августа 2001 года.
На других отечественных сайтах подобной тематики информации было немного, поэтому авторы сначала просто обменивались ссылками, перепечатывали друг у друга статьи. Что таить, администраторы других сайтов посмеивались над начинающим… А вот посетители проявили живой интерес, писали свои истории, делились секретами ремонта, просто что-то советовали. Львиную долю первых посетителей составляли киевляне, они оставляли свои комментарии на форуме, писали заметки о ремонте, путешествиях, приключениях и даже тест-драйвах.
Например, когда в Днепропетровске несколько лет назад начали собирать китайские мотороллеры Futong, производитель выделил киевским скутеристам несколько машин для проверки на украинских дорогах. Увы, изделие уже за воротами завода не хотело заводиться, а по пути в Крым регулярно выходило из строя. Но хотя до Крыма скутеры так и не доехали, благодарный производитель учел результаты тест-драйва и внес некоторые изменения в конструкцию.
Во время пробега участники тест-драйва регулярно сообщали администратору сайта о самочувствии техники и самих скутеристов, описывали характерные поломки, тем самым привлекая внимание посетителей сайта. Ведь многие любители уже собирались покупать именно этот мотороллер и, соответственно, хотели знать о нем всё.
Из виртуала — в реал
Пришло время, когда виртуального общения стало не хватать, появилось желание встречаться воочию. По примеру Киева, где скутеристы каждый четверг собирались на набережной Днепра, черниговцы начали формировать активное ядро своего будущего клуба (наши земляки с 2007 года собираются у Стрижня, около загса, и на Красной площади).
Устава у клуба как такового нет и поныне, но есть свои «10 заповедей», которые должен соблюдать каждый скутерист. Например, обязательная езда в шлеме, никакого алкоголя за рулем, обязательно появляться на сборах клуба не раз в год, а регулярнее (например, на последнем сборе как раз поднимался вопрос устава клуба и его символики). Сейчас неформальная организация объединяет полтора десятка «активных штыков» — вроде как кадровые скутеристы. Остальные люди могут появляться и исчезать, то «частят» на тусовках, то ложатся на дно. Боевой костяк себе этого не позволяет — дисциплина.
Кто они такие?
Клуб объединяет в себе людей разных профессий — специалистов информационных технологий, педагогов, правоохранителей, инженеров, программистов, электронщиков, дизайнеров, есть даже летчик-истребитель на пенсии. Средний возраст участников — 24 года.
Никто из скутеристов не причисляет себя даже к среднему классу. Говорят, средний класс — это когда предполагаемый доход минимум в тысячу долларов в месяц на каждого члена семьи. Избегая термина «небогатые», они употребляют украинское слово «незаможні».
Средняя цена скутеров, на которых ездят в клубе, около 1 тысячи долларов, в основном это бывшие в употреблении машины японского или итальянского производства. «Китайцев» не очень уважают из-за их невысокого качества.
Хотя ребята имеют какие-то свои политические симпатии, в клубе они политически нейтральны. Решили, чтобы не быть инструментом в чужих руках, не участвовать в политических акциях. А вот на участие в рекламе согласны — какой угодно, хоть подгузников.
На дороге может всякое случиться…
Автомобилисты к скутеристам часто относятся довольно пренебрежительно, и объяснить это просто: дороги страны заполонили маменькины сынки, которым припекло двухколесную игрушку. Игрушку купили, да вот «не прикупили» мозгов. Вот они и носятся как угорелые, часто «под газом», не соблюдая правил. А сми только успевают писать о жутком травматизме…
Черниговский клуб скутеристов намерен объединить под своей эгидой всех здравомыслящих и законопослушных молодых людей, дабы заявить о себе как полноправных участниках дорожного движения. Более того, кредо участников клуба — популяризация безопасной езды. Ведь не секрет, что летом с экранов телевизора и газетных полос не сходят кровавые сводки о ДТП с участием скутеров. Ребята решили исправить эту порочную практику.
Принцип прост — уважение ко всем участникам дорожного движения и взаимная помощь. Едет скутерист по городу, видит — ДТП или просто кто-то возится с мотором — обязательно поможет не делом, так советом. Ведь черствость нынешних людей просто ужасает. Летом Gis ездил в Репки, и на дороге у него лопнуло колесо, да так, что не заклеишь. Он три часа голосовал, но никто не остановился, пока случайно проезжавший знакомый не помог добраться на микроавтобусе домой.
Зато сотрудники ГАИ от скутеристов заслужили похвалу за гуманизм. Зимой один скутерист гнал из Киева мотороллер, а под вечер пошел снег, в придачу еще и мотороллер заглох. К счастью, остановились гаишники, поинтересовались, какие проблемы и, погрузив в грузовик, помогли обмороженному бедолаге добраться до Чернигова.
***
В свою очередь и члены клуба стараются помогать ближнему. Как говорят, в жизни всегда есть место подвигу. Летом на «Золотом пляже» парни искупались и собирались домой: уже смеркалось. Подошла хмельная компания и расположилась рядом, а со стороны горсада ехал их друг с «добавкой». Решив полихачить, водитель разогнался, проскочил пляж и влетел в воду, перед этим порядочно подпрыгнув. Беспечный ездок, судя по всему, что-то себе сломал, потому что лежал на воде без движения, как бревно, а потом начал погружаться. Скутеристы тут же сориентировались, вытащили пострадавшего из воды, вызвали «скорую». На пляже было довольно много народу, но им всё происходящее было «по барабану»… Только минут через пять подошли друзья забрать скутер. А причина произошедшего банальна – пьянство за рулем.
Скутеристы стараются и по жизни друг другу помогать, например в магазине менеджер-скутерист сделает скидку «брату по асфальту» без всякой дисконтной карточки, без лишних просьб помогут в выборе техники, проконсультируют в вопросах законодательства, естественно, окажут помощь в выборе скутера, и даже назовут «черный список» фирм, где не стоит ремонтировать мотороллер.
«Плотник супротив столяра»
Время от времени летом в Количевке устраивают свой фестиваль байкеры, появляются там и скутеристы. И хотя на мероприятие приглашают всех желающих, некоторые байкеры смотрят на скутеристов с улыбкой, мол, мелочь пузатая! Хотя основная масса относится все-таки с уважением, как к братьям – и те, и другие ездят на двух колесах. Некоторые мотоциклисты, которые накопили денег и купили себе хороший байк, еще вчера сами ездили на скутере — и не забыли, как на своей шкуре испытывали дискриминацию со стороны таксистов, водителей маршруток и большегрузных фур.
Есть и принципиальное отличие между байкерами и скутеристами. Первые — довольно состоятельные люди, которые достигли некоторых высот в жизни и теперь используют мотоцикл для укрепления своего имиджа или просто для отдыха. Как правило, у них есть порядочный автомобиль, квартира, дача, счет в банке… Но в нерабочее время они просто отключают мобильные телефоны и, как мальчишки, гоняют допоздна. На двух колесах можно быть собой, поэтому байкеры и упиваются свободой. А завтра им опять нужно появиться на своей фирме в пиджаке, с галстуком и играть роль менеджера, банкира, администратора...
В отличие от байкеров, скутеристы на своих «железках» ездят на работу, передвигаются по городу и просто зарабатывают деньги. Скутер для них – это жизнь, а не развлечение.
Отличные от других
Почему-то даже законопослушных скутеристов мало кто считает полноценными участниками дорожного движения. Особо не замечают, дорогу не уступают, выскакивают откуда попало. Отношение отчасти просто пренебрежительное. Хотя многое, конечно, зависит от самого водителя. Например, какой-нибудь «лексус» или внедорожник запросто уступит дорогу, мотороллеру, пропустит его, а водитель «жигуля» специально демонстративно этого не сделает.
Иногда скутеристы жалуются и на сотрудников ГАИ. И тут дело не столько в самих инспекторах, а в законодательной чехарде. Несмотря на то, что скутер с двигателем до 50 «кубиков» приравнивается к мопеду и ездить на нем может любой, у тебя запросто могут отобрать скутер при отсутствии паспорта или документов на транспорт. А откуда взяться документам, если мотороллер куплен на базаре? Хотя в законе не сказано, что скутерист должен с собой возить эти самые документы, подтверждающие, где, когда и у кого вы купили свой скутер. С другой стороны, масса скутеров угоняется, а как проверить, не находится ли транспортное средство в угоне? Это такая головная боль для гаишников! Вот они и придумывают всякие хитрости. Но если вы сможете доказать свою правоту и покажете инспектору элементарное знание законов, то вы тут же благополучно и уедете. Если же нет — ваш мотороллер на эвакуаторе увезут на штрафплощадку, где на следующий день вы его сможете забрать за 150 гривен. Вот только нет никакой гарантии, что в том же месте тот же инспектор не заберет его повторно. Документов-то у вас нету…
Поэтому одна из задач клуба — защита законных прав скутеристов.
Братья есть, а где же сестры?
Скутеристы пропагандируют здоровый образ жизни и позитив. Отсюда частые выезды на природу с ночевкой — на рыбалку или покупаться. Времени хватает и для общения, и обмена информацией о «железе». Когда празднуют чей-то день рождения, не обходится и без алкоголя, но… Специально для того и остаются на ночь, чтобы хмель выветрился. Никто, конечно, никому в чарку не заглядывает — все люди взрослые, — но в случае нарушения правил человек попадает в своего рода «игнор». С ним прекращается всякое общение, и он сам уходит. Членам клуба скутеристов не интересно с «планокурами» или любителями ездить под хмельком, поэтому перед тем, как принять в братство неофита, к нему некоторое время со всех сторон присматриваются, изучают, что за человек, чем дышит, как ведет себя на дороге, интересно ли с ним общаться. Стоит отметить, что отбор весьма строгий, поэтому «пустышки» больше одного раза на тусовке не появляются. Решение о приеме в клуб принимается коллективно. Понятное дело, никто не примет в клуб 14-летнего подростка (ездить можно с 16-ти). Главный фактор отбора – уважение правил дорожного движения и адекватность на дороге.
Все хорошо у скутеристов, да вот одна проблема — мало девушек (собственно, в клубе нет ни одной). А ребята молодые и будут рады видеть в своих рядах девчат. К тому же девушка в мужском коллективе дисциплинировала бы мужчин по многим параметрам. Мужчины признают, что женщина на дороге хоть и ведет себя несмело, зато и не нарушает. Она держится правого края дороги и потихоньку себе «чухает».
Родину посмотреть, себя показать
В этом году скутер-клуб планирует экскурсию по историческим местам области — в Новгород-Северский, Батурин, Качановку… Поход планируется многодневный, с ночевками в палатках (скутеристы-киевляне ночуют в отелях), народ надеется слегка поностальгировать о студенческих временах. Плюс скутер — идеальный транспорт, чтобы глазеть на пейзажи и достопримечательности вдоль дорог. Опыт показывает, что факторов повышенной опасности два — фуры и разбитые дороги. Мотороллер едет по краю дороги, фуры несутся со скоростью 80—90 км/ч, и он просто засасывает за собой.
***
Напоследок я спросил Игоря, как он отнесется к тому, что его шестилетняя дочурка через несколько лет попросит купить ей скутер. Ответ был категоричен: только с 18 лет, когда хорошо выучит правила дорожного движения (ездить на мотороллере можно уже с 16-ти). Gis говорит, что не допустит распространенной ошибки многих родителей, когда ребенку только-только исполнилось 16 и они покупают ему дорогую игрушку, а в голове-то у подростка еще ветер…
Кстати
По результатам проведенного среди украинских скутеристов опроса (участвовало около 2500 респондентов) на тему «Что на дороге вас раздражает больше всего?», на первом месте оказались разбитые дороги, потом уже назывались милиция и водители маршруток. И уже где-то в числе последних – блондинки. Разбитые дороги действительно проблема, ведь колеса у грузовика и скутера очень отличаются. Попал колесом в яму — и ты уже на асфальте.
Ветераны движения советуют по городу не разгоняться больше 30—40 км/ч, потому что просто не успеешь отреагировать на изменение ситуации; обязательно на перекрестке притормаживать, ведь многие автомобили выскакивают, а то и вовсе проезжают на «красный». Был случай, когда один из членов клуба летом ехал по черниговской дороге, а на ней был ремонт (полили смолой), но соответствующих знаков не выставили. Парень въехал в смолу и упал вместе с пассажиром, сломал себе руку.
Роман ВЕСЕЛОВ, фото из архива Игоря ГЕРАСИМОВА, еженедельник «Взгляд», №12 (093)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.