Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Русские имена на литературной карте Черниговщины

Русские имена на литературной карте Черниговщины

Русские имена на литературной карте Черниговщины

Недавно Институтом иностранной филологии Национального педагогического университета им. М. Драгоманова, Посольством Российской Федерации в Украине, Российским центром науки и культуры в Киеве, Украинской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы и Всеукраинской общественной педагогической организацией „Российская школа" был проведен конкурс по литературному краеведению „Российские имена на литературной карте Украины", на котором работа студентки Черниговского государственного педагогического университета им. Т. Г. Шевченко Татьяны Ткаченко (руководитель — кандидат педагогических наук, доцент кафедры славянской филологии ЧГПУ им. Т.Г. Шевченко Виктория Сенина) была награждена дипломом. Подаем эту работу в сокращенном варианте.

Мы гордимся тем, что выдающиеся представители русской культуры прикоснулись к черниговской земле. В 1820 и 1824 годах проездом в нашем городе побывал А.С.Пушкин (ехал в Михайловское и возвращался из него). В 1900 году по инициативе и на средства общественности в Чернигове в честь 100-летия со дня рождения этого великого русского поэта ему был установлен памятник (на снимке). Постамент для него спроектировал местный литератор и художник Г. Коваленко, а бронзовый бюст был отлит по готовой модели в одной из петербургских мастерских. В Нежинской гимназии высших наук учился великий Николай Гоголь. В Качановке Ичнянского района в дворцово-парковом ансамбле (усадьба Петра Румянцева-Задунайского, затем Тарновских — 70-е годы XVIII в.) постоянно бывали как украинские, так и русские художники: Николай Гоголь, Тарас Шевченко, Василий Штернберг (написал здесь картину «В Качановке у Тарновского» и пейзажи Качановки). Посещали этот заповедный уголок Михаил Максимович, Виктор Забила, Михаил Глинка (написал в Качановке романсы «Гуде втер вельми в полі, «Не щебечи, соловейку!» на слова Виктора Забилы), Николай Ге и Илья Репин (работал над своими картинами «Запорожцы» и «Вечор-ниц!») и другие.

Михаил Глинка в 1833 году приезжал в Чернигов, отобрал в городе пятерых музыкально одаренных мальчиков для столичной хоровой капеллы.
На реке Ревна, в 20 км от районного центра Семеновка и в 24 км от железнодорожной станции Семеновка на линии Новгород-Северский-Новозыбков, расположено село Погорельцы. Здесь находилось имение писателя Антона Погорельского (настоящая фамилия и имя Перовский Алексей Алексеевич), внебрачного сына графа Алексея Разумовского. Имение писателю досталось в наследство в 1822 году после смерти графа. Погорельский вышел в отставку и поселился в селе, с ним жила и его сестра — графиня Александра Толстая вместе с сыном, будущим писателем Алексеем Толстым. В 1829 году для племянника Алеши Погорельский написал сказку «Черная курица» о жизни Петербурга. Эту сказку очень любил Лев Толстой. Так что детские годы Алексея Толстого прошли на Черниговщине. В автобиографии он писал: «Я считаю Украину своей настоящей родиной». Он и позже часто приезжал и подолгу жил в Погорельцах, где гостеприимно принимал поэтов Александра, Владимира и Алексея Жемчужниковых — своих двоюродных братьев. Алексей Толстой с Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми выступал под псевдонимом Козьма Прутков. В работе над некоторыми комедиями принимал участие Александр Жемчужников. В Погорельцы в 1852— 1858 гг. приезжал русский и украинский художник Лев Жемчужников (1828-1912). Здесь гостили русские художники — братья Владимир, Константин и Николай Маковские.

В дореформенном Чернигове прошло детство и отрочество известного русского писателя-демократа Глеба Ивановича Успенского. В 1856 году его отца, коллежского регистратора, чиновника казенной палаты государственных имуществ, из Тулы перевели в Чернигов. Семья поселилась в районе Лесковицы, недалеко от западной части центра в направлении Елецкого монастыря. Болдины горы, особенно курганы Гульбище и Безымянный (XII-XIII вв.), — любимое место лесковицкой молодежи. Глеб Успенский с 1856 по 1861 год учился в мужской гимназии, которая была открыта в 1805 году на базе главного народного училища. Обучение было платное. Обучались в гимназии дети из податных сословий. Глеб Успенский принимал активное участие в жизни гимназистов, в частности, редактировал рукописный гимназический журнал «Молодые побеги».

Что представлял собой в эти годы Чернигов? В 50-е годы площадь его возросла до 583 десятин, насчитывалось около 43 каменных и 803 деревянных домов, преобладали одноэтажные деревянные постройки. Несмотря на то что на протяжении первой половины XIX в. производилась регулярная перепланировка Чернигова (в центре валы и другие земляные укрепления были срыты, рвы засыпаны, появился административный центр с домом губернатора), однако это коснулось центральных улиц и кварталов. Окраины оставались прежними — е лабиринтами узких кривых улиц и переулков. Ни одна из 38 черниговских улиц из-за недостатка камня не была вымощена. Деревянные тротуары имелись лишь на некоторых главных улицах. Горожане жаловались на нестерпимую пыль летом и непроходимую грязь осенью и весной. Улицы, преимущественно центральные, освещались керосиновыми фонарями... В центре города был разбит бульвар... Перевозки осуществляли 24 извозчика (внутригородские). В 1851 году всего было 14 колодцев, снабжение водой осуществляли водовозы: из загрязненной части реки Стрижень, в которую стекали нечистоты со всего города.

На окраине Чернигова, в северной части, были богоугодные заведения: больницы, дом умалишенных, богадельня; функционировали детский приют, сиротский дом.

В общем, дореформенный Чернигов, как и другие города России и Украины, производил довольно унылое впечатление. К изображению его жизни неоднократно возвращался в своем творчестве Глеб Успенский. Так, в 1865 году был написан «Фельетон (Из провинциальной жизни)» с такой расшифровкой под заглавием — «Затруднительное положение корреспондента при изображении города Чернигова», «Систематическое описание на казенный лад», «Будничный день», «Признания Черниговца», «Гулянья», «Пожары», «И проч., и проч.».
Покажем, каким изобразил писатель-демократ наш город 50-х годов XIX века.

Прежде всего он отмечает, что Чернигов очень беден, что является корнем всех его бед-. ствий и несчастий. Нет даже маленького промысла, нет даже пристани на Десне, значит, нет и торговли настоящей, только множество канцелярий и судов. Чернигов — город чиновников. Безлюдье и скука — вот и весь Чернигов.

Авторская ирония достаточно «едкая», даже в отношении достопримечательности Чернигова 800-летнего собора: «Если же испанские мухи, болота, соборы и саранча действительно считаются замечательностью — в таком случае Чернигов тоже замечателен, а если же нет, то Чернигов вовсе не замечателен, скучен, безжизнен и безлюден».
Совершая ознакомительную прогулку по городу с черниговцем, корреспондент убедился, что в городе действительно скука, уныние и отсутствие у жителей каких-либо интересов. И общий вид города унылый: по обеим сторонам улицы стояли маленькие деревянные домики, многие едва держались от ветхости. Физиономии шинков почти одинаковы - подтверждали пословицу, что «человек не свинья, больше ведра не выпьет». Из-за «нескончаемой скуки «жизни» всякое необыкновенное явление собирало толпу. Оживлению в городе способствовали пожары, странно, дико, но это было развлечением. «Посмотрите, с каким терпением целый город Чернигов стоит на пожарище, как он свободно, непринужденно пускается в рассуждения, и откуда у него является эта бойкая речь! На пожаре все: духовные особы, гимназисты, чиновники, отцы с дочерьми-невестами. И стремятся они на пожар сломя голову не для спасения погибающих...

Все дело в том, что на пожаре можно встретить знакомых, поговорить... Тем более что тут и общий интерес существует... Этим отсутствием общих интересов смертельно болен Чернигов».

Но Успенский показал, что есть другой Чернигов — Чернигов молодых людей. «Благодаря этому маленькому кружку молодых людей в маленьком городке четвертый год успешно идет библиотека. Если та же черниговская скука, которая толкает и заставляет деревенеть других, соединила все свежие силы над дельной работой, то я не могу не поблагодарить эту скуку, потому что она дает нам людей, которым радоваться будет, конечно, не Чернигов».

Глеб Успенский еще раз приезжал на Черниговщину, уже будучи известным писателем-демократом — автором очерков и повестей: летом 1891 года он гостил у своего брата в Батурине, работавшего лесничим.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой приезжал в 1884 году к художнику Николаю Ге, который жил в селе Шевченко (бывший хутор Ивановский) Бахмачского района в 1876-1894 гг. Дважды побывал на станции Плиски Борзнянского района (на железнодорожной линии Бахмач — Нежин).

В 1828 — 1897, 1901 гг. в мастерской Николая Ге работал русский художник Михаил Врубель, создавший знаменитые картины «Царевна-лебедь», «Богатырь», панно «Утро», «Вечер» и другие. В эти же годы в селе жила жена Михаила Врубеля, русская оперная певица Надежда Забила-Врубель, для которой композитор Николай Римский-Корсаков написал много лирических партий в своих операх. В 1887 году здесь побывал основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков. . В селе сохранилась могила Николая Ге, на которой установлен памятник.

Яркой страницей единения украинской и русской литературы была дружба Михаила Коцюбинского с Максимом Горьким. «Отношения эти, — писал Алексей Максимович, — с первых же дней сложились как очень дружественные и тесные». В Чернигов на имя Коцюбинского неоднократно приходили письма от Горького. Максим Горький побывал в Чернигове в 1891 году. Правда, это оспаривалось современниками, потому что достоверных архивных документов нет. Однако позже в письме к Антону Чехову он писал, что «недавно чуть-чуть не переехал на жительство в Чернигов».
Вместе с родителями несколько лет в Чернигове провел Теодор Юзеф Кондрат Коженевский, впоследствии известный писатель, классик английской литературы Джозеф Конрад.

Все сказанное выше — пример тесного единения искусства и литературы украинского и русского народов, часть истории культуры Черниговщины, которая еще ждет тщательного исследования.

Татьяна Ткаченко, еженедельник «Гарт», № 11(2399)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: русские имена, Татьяна Ткаченко

Добавить в: