Юлия Матросова – актриса Молодежного театра
Она как верлибр. Свободна и поэтична. Обладает своим собственным внутренним ритмом. Невероятно образна, легка в обращении с рифмами. На нее стихи выливаются, как дождь, а серый быт давно разукрашен фантазиями. Она -актриса. Даже если бы не играла на сцене... Летящая походка, какой-то невероятный штрих в одежде, глубина и загадочность в глазах. Иногда кажется, что в наш век она попала случайно... откуда-то из далека - то ли из средневековья, то ли из пушкинских времен.
А может быть, ее выдумали поэты серебряного века. Выдумали, как Блок свою Незнакомку или Коломбину. Впрочем, нет. Она намного реальнее. Она женщина, а не бестелесная иллюзия поэтической души. Порой капризна, взбалмошна и нелогична. Но это иногда, на то она и женщина. Ее душа - ларец с драгоценностями, ключик к которому еще нужно подобрать. Не знаю, удалось ли мне это за долгие годы? Иногда кажется, что да. Блажен, кто верует...
Немногим менее года в Молодежном театре состоялась премьера музыкального спектакля "Госпожа твоих снов", проходящего в рамках театра-кафе. Главная актриса этого проекта Юлия Матросова долго вынашивала идею представить черниговским зрителям песни Ирины Богушевской, хорошо известной российским слушателям.
Тонкие, умные, образные и невероятно мелодичные творения Богушевской подходили Юле не только голосово, но и соответствовали ее душевному состоянию, собственному пониманию мира и любви. Любовь - это вообще основная тема творчества Юлии Матросовой, будь то театр, музыка, поэзия, графика, да что угодно, даже вязание крючком и расшивание платьев кружевами и пуговицами. Именно любовь - окрыляющая, фонтанирующая, вдохновляющая сила, видимо, потребовала своего выхода таким непосредственным образом - через рождение спектакля. Своего рода сублимация творчеством.
Но об этом психологи уже написали не один том исследований. Моя же задача - рассказать о "госпоже моих снов". Строчка, вынесенная в название спектакля, как нельзя кстати отражает Юлию Матросову через собственное преломление. Она, зачастую, легко, как дуновение ветерка, входит в дремлющее подсознание, сея в нем зернышки новых идей. И точно так же свободно может разбудить телефонным звонком глубокой ночью, скажем, накануне дня рождения, чтобы прочитать только что написанные строки:
Как, леди Винтер,
Вы некстати лишили нас осенних нег,
Вот, кажется, -еще немного –
И упадет на землю снег,
И станет белым и пушистым
Мой покосившийся порог,
Какой же драный кот
В экстазе не станет печь
себе пирог?
Все будет так,
Как ты захочешь,
Мой самый белый,
Мудрый снег,
Лишая смысла время суток,
Страны название и век,
Но только нежное терпение,
Но только снежная мольба:
- Живи, трава, трава под снегом!
- Живу, - подснежная трава.
Юля человек безгранично талантливый, с богатым внутренним миром, даже не миром, а вселенной. Она не любит давать интервью и избегает журналистов очевидно оттого, что, создавая словесные образы, попросту что-то рассказывая, она путешествует по разным планетам и галактикам, ее мысли иногда бывают нематериальны, и верно отразить их на бумаге способен только поэт.
Каждый раз журналисты тщетно думают, что вот мне-то удастся написать о Матросовой материал, которым она останется довольна. И пишут про дом без удобств на Лесковице, про ее троих детей, про собаку Дрэда, про последние сыгранные роли в Молодежном театре. А ролей у нее действительно много. А вот как они создаются? И почему, скажем, на премьере спектакля "Гарольд и Мод" вдруг на сцену выпорхнула самая настоящая бабочка, и все первое действие перелетала с декорации на декорацию, согреваясь лучами прожекторов в еще холодном апреле? Разве это не чудо?
Юля создает роли по какой-то своей особой системе. В репетиционном процессе она тиха и, как кажется окружающим, медлительна. Когда ее партнеры по сцене уже готовы ступать уверенным шагом и говорить в полный голос, Юля все еще продолжает ходить на цыпочках и бормотать текст. И так может быть до самой премьеры, будто она боится спугнуть роль, боится не расслышать и не разглядеть слабо уловимые нюансы. Роль, как и режиссера, она должна почувствовать, понять и полюбить. Если не возникает душевный контакт, то ничего не будет. Не будет, потому что в этом нет смысла. Понятия производственная необходимость и еще что-то невероятно реальное ей чужды. А когда ее к чему-то принуждают, она закрывается на сотни замков. Не достучишься, не дозовешься. Ларец заперт. Отмычки не действуют. И где тот самый заветный ключик?
Была Пасха. Мы сидели на покосившемся крылечке ее дома. Солнце грело почти по-летнему. Соседская вишня, усеянная белыми лепестками, перевесилась через забор и господствовала в Юлином саду. Вспомнился чеховский "Вишневый сад", в котором Юля - Раневская. Мы пили вино и болтали ни о чем, будто набираясь вдохновения. Капала вода из водопровода, сновали кошка и котята, рычал Дрэд. Неподалеку, в домике Монтанелли копошились кролики. Домик Монтанелли - это обычная времянка, но так как в жизни Юлии Матросовой обычного быть не может, времянка получила свое литературное имя. Как раз в то время в Молодежном репетировали "Овода", один из персонажей которого -кардинал Монтанелли. Это маленькая толика тех фантазий, которыми Юля украсила свой быт. А еще у нее в аквариуме - жабы. Не рыбки, ведь это так банально, а три зеленых лягушонка. А еще она умеет плыть по звездному небу, просто сидя в санках и запрокинув голову. А еще она очень ранима, как любой художник, творец. Да и сама она - творение. Нежное и хрупкое, как богемское стекло ручной работы. Много можно перечислять "а еще, а еще"... А еще она - госпожа снов Юлия Матросова.
Алла ПУШКИНА, еженедельник «Черниговская неделя», № 3 (908)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.