Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Черниговская актриса Оксана Гребенюк: «Пусть нашим выбором станет правда»

Черниговская актриса Оксана Гребенюк: «Пусть нашим выбором станет правда»

Говорят же, что талантливый человек талантлив во всем. Оксана Гребенюк, Заслуженная артистка Украины, успела на себя примерить сразу несколько ипостасей. Она и актриса Черниговского областного музыкально-драматического театра, и экскурсовод (для своих друзей проводит замечательные экскурсии по Чернигову и родной Полтаве), и мама двоих взрослых сыновей Андрея и Никиты, и даже садовод (без общения с природой невозможна творческая разрядка и зарядка). Домашний тыл моей собеседнице тоже достался непростой - оберегать покой и быт одного из самых маститых театральных режиссеров Украины Андрея Бакирова. Как утверждает пани Оксана, в быту постановщик весьма непритязателен. Единственный его недостаток - уж очень горит на работе. Без любимого дела не может высидеть даже вынужденные каникулы в виде новогодних праздников. Вместе эта пара вот уже более трех десятков лет. Правда, несмотря на такой солидный багаж, внешне Оксана Гребенюк выглядит как и положено настоящей музе творческого человека - свежа, стройна, ухожена и полна оптимизма. Хотя в жизни этой хрупкой женщине пришлось испытать всякое, и, увы, это были далеко не всегда овации.



С 19-го по 23-е июня в Черниговском академическом театре им.Т.Г.Шевченко состоится 18-й международный театральный фестиваль моноспектаклей «Відлуння», в котором примут участие актеры из Украины, Беларуси, Грузии, Германии, Швеции, США. Открывать фестиваль будет актриса нашего театра Оксана Гребенюк. А до открытия фестиваля запланирован благотворительный показ ее спектакля. «У меня есть сильная вещь по мотивам произведения армянской писательницы Каринэ Ходикян «Целлофановое счастье», о женской судьбе и вот на него я хочу пригласить жен участников АТО».
Как признается Оксана, дорогу в творческую профессию ей проторили родители, вернее, папа. И что удивительноо: отец сам был далек от театра, работал в нефтяной и газовой отрасли, но вот любимую дочку в своих мечтах видел только на сцене.
- В актерскую профессию меня направил мой отец. Он не имел никакого отношения к театру, работал нефтяником, руководил бурением скважин, но очень любил искусство. Помню, дома у нас был кларнет, на котором он все время пытался разучить грузинскую песню «Тбилисо», что ему так и не удалось…(напевает мелодию) Красивая очень песня. Он хорошо пел, любил украинские песни и вместе с мамой они часто пели дуэтом. Это было потрясающе. Сознательно или подсознательно он потихоньку подталкивал меня на сцену, Я закончила музыкальную школу, играла в драмкружке, и к моменту окончания школы пришла к мысли поступать в театральный институт как к единственно правильной. Как я ему благодарна за это. У меня в жизни был и уход из театра. Потом возвращение. И сейчас я понимаю, театр – мое любимое и главное дело. Правда, я считаю, что родители не должны делать выбор за своих детей, но папа в моей жизни сделал все настолько корректно, что... Он был очень чутким человеком. Его уже нет и я очень скучаю по нему.

- А вы родились в Чернигове?

- Нет, я коренная полтавчанка, но Чернигов очень люблю. И прожив здесь 24 года, конечно же, считаю себя и черниговчанкой. Был период, когда пришлось жить и работать в Донецке. Поверьте, есть с чем сравнить. У нас здесь удивительная территория, ниша со своей атмосферой, духом, это невозможно передать словами, это надо ощущать. В молодости как-то это не особо чувствовала и понимала. Я закончила Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого и приехала сюда работать за мужем по распределению. Конечно, после столицы попасть в маленький Чернигов...

- А что шокировало?

-Ну представьте. Я-папина-мамина дочка после столичной учебы и жизни приезжаю в маленький провинциальной городок, одна (мужа забрали служить в армию), никого не знаю, поселяюсь жить в театральное общежитие - известный всем «Замок Броуди» (на тот момент мне казалось он населен монстрами, где помимо людей водилась всякая живность, ха-ха, только холодная вода, койко-место, ха-ха). В общем- шок. Но потом увидев город, церкви, соборы, пещеры, музеи, парк впечатление поменялось. И главное - люди.
Никогда не забуду моего первого театрального директора, нет, я назову ее Человек-Директор-Актриса незабываемая Латыш Елена Павловна. Руководил тогда театром Народный артист Украины и Советского Союза Грипич Владимир Григорьевич. Через полгода из армии возвращается мой муж и здесь собирается классная актерская команда. Именно тогда был поставлен известный спектакль «Ромео и Джульетта» (режиссер Ластивка Петр Петрович), где мы с супругом играли главные роли и который спустя вот уже 30 лет еще кое-кто помнит в городе. Значит мы уже оставили какой-то след. (смеется).
И началась «жара»: рождение детей, пеленки, днем репетиции, вечером спектакли, ночи напролет разговоры о театре и жизни, литры кофе, бывало чего и покрепче. В общем шок превратился в эйфорию. Кстати, все это происходило на фоне разрушения Советского Союза, чего мы просто не замечали (а может я не замечала?). Вот вам волшебная сила искусства. Романтика. И так 18 лет.
Знаете, я даже сама себе завидую. Потом было приглашение в Донецк и мы с супругом какое-то время работали и жили на Донбассе. Но с Черниговом связь никогда не разрывалась. Здесь живут наши самые лучшие друзья - наша вторая семья. Они не из мира театра, но между нами сложились такие отношения, что даже живя в разных городах – мы постоянно виделись. Они приезжали на все наши премьеры в Донецк, потом к Андрею на премьеры и в Киев, и в Харьков, и даже в Беларусь. Мы практически каждый год приезжали сюда. Спасибо Богу, в отношении друзей-мы счастливые люди. Так что вот так живя, уезжая, возвращаясь я и научилась понимать Чернигов. Здесь чувствуется история, здесь есть места с потрясающей энергетикой. Когда депрессирую иду в Елецкий монастырь, там есть икона Божьей матери. Ой, а какой там огромный старый дуб. Кстати, для всех, кто приезжает к нам в гости я прокладываю маршрут, чтобы они тоже увидели всю нашу красоту. Подобный маршрут есть и в Полтаве, там тоже есть что посмотреть: уникальная Гоголевская усадьба, замок Кочубея, поля Полтавской битвы, а финальный аккорд - полтавские галушки. Все, кто приезжали просились на повторное посещение (улыбается). Так что милости просим. Так же и в Чернигове. Только мне кажется, что Чернигов для туристов еще не до конца раскрыт. Нужен здесь толковый менеджер что ли.

- А не боитесь ли, что с толпами туристов город растеряет свой шарм, домашность и камерность?

-Да вы что? Такой красотой нужно гордиться и обязятельно делиться! Если у людей есть желание ехать сюда, смотреть, нужно только радоваться, зачем это все прятать - я не понимаю?

- Я вот смотрю, что если бы у вас не сложилось с актерской профессией, то у вас получился бы хороший туристический бизнес.

- Не знаю. Но я просто вижу: какая у нас красота и сколько у нас уникального. Ведь это очень важно - направить сюда человека и показать. Мы настолько сейчас погружены в суету. Мы не знаем своей истории. Думаю, если бы мы глубже ее знали, то могли бы избежать многих современных ошибок. А история в нашем городе на каждом шагу.

- А вы для себя определились: кто вы больше - черниговчанка или полтавчанка?
- Не знаю. Полтава - моя родина, там живет моя мама, я ее очень люблю. Когда я подъезжаю к городу - у меня часто комок в горле. Чернигов люблю безумно. Кстати, у меня давно есть идея, чтобы одной из остановок в туристическом маршруте по Чернигову был наш театр, чтобы все, кто к нам приезжает потом говорили - это уникальный город, а какой потрясающий там театр. Поверьте, нам тоже есть что показать и чем гордиться.

- От истории - к современности. Говорят, что когда у актрисы муж режиссер, то они очень часто работают вместе в общих проектах. Так удобнее.
-Что значит удобнее? Это наша работа, актер не выбирает что играть. Репертуар выбирает режиссер, он же назначает на роль.

-А Бакиров часто занимает вас в своих спектаклях?
-Если есть соответствие роли и твоих способностей, то занимает. Были спектакли, где вообще не была занята. Жизнь жизнью, работа работой. Я не обижена по жизни интересной ролями, и не только у Бакирова. Да и дело не в ролях. Для меня важен спектакль. Если он яркий, интересный, то достаточно и небольшой роли, только бы быть в этом процессе. Я не кривлю душой. Был период, когда мы работали в Молодежном театре и Бакиров ставил «Двенадцатую ночь» Шекспира. Я не была занята, возникли проблемы со здоровьем, и я уехала в санаторий. По приезду попав на премьеру, я была просто шокирована. На сцене было буйство положительной энергии, придумок, юмора, фантазии. Зрители просто « стояли на ушах»! Я взмолилась, чтобы он пустил меня хотя бы бегать в карнавале, который несся по сцене. Пусть массовка, но так хотелось быть вместе со всеми на этом празднике жизни!

- Пустил?

- Пустил. Сначала в карнавал. А потом одна актриса ушла в декрет. Так я и роль сыграла в этом спектакле. Классная была постановка.

- А какие у вас есть любимые авторы, в чьих пьесах для вас играть - как праздник для души?
- Я люблю играть в хороших спектаклях и с хорошими режиссерами. Конечно, автор важен. Еще сложнее его понять и разгадать. А это уже режиссерская трактовка. Главное – режиссер. Даже самое гениальное произведение можно безнадежно испортить.

- Каверзный вопрос: а кто ваш любимый режиссер?
-Есть такой режиссер - Бакиров (улыбается). Я обожаю с ним работать. Не потому, что он мой муж. Мне с ним всегда интересно, каждая работа - это что-то новое, он не перестает удивлять и поражать. Я не кривлю душой. И мне кажется его секрет - он безумно любит свою работу. Вот и все! Поэтому он всегда будет искать, мучиться, страдать и конечно же получать удовольствие! Поверьте, это адский труд, но и огромное счастье!

- Тяжело быть музой такого человека?
- (задумалась) А я муза? Не знаю. Я счастлива находиться рядом с ним и помогать чем могу. Мне кажется талант дается откуда-то свыше, и у него, помимо призвания, есть главный талант - он любит людей, и даже если есть недоброжелатели - он все равно старается их понять и, знаете, ему это удается. Я очень хочу этому научиться, но мне еще топтать и топтать. Я Овен, вы понимаете, о чем я. Может это самооправдание. А муза ли я для него, надо у него спрашивать (смеется).

- Но советуется, консультируется?
- Знаете, мы часто с ним говорим о том, что наше время потихоньку уходит. Сейчас так быстро все меняется, и нужно успевать идти в ногу с ним. Это уже время моих детей, они умеют то, что нам дается с трудом. Конечно, у нас есть то, чего нет у них - опыт. Но чтобы быть для них интересными, нам нельзя успокаиваться, нужно стараться понять и принять то новое, что сейчас, у меня такое ощущение, просто наваливается на нас. Поэтому он говорит - если ты увидишь, что я впадаю в маразм, ты мне скажешь об этом? Конечно, - отвечаю, - если на тот момент я сама буду адекватна(смеется). Вот так и консультируемся.

- А муж постоянно на работе?
- Да. И в выходные. Даже на актерском капустнике это стало одной из тем. Там были монологи 6 разъяренных актрис. То есть, каждая высказывала свои претензии режиссеру: одной - мало текста в роли, другую - не пускают на учебу. Комедия. А у меня была претензия, что мой муж - режиссер! Однажды, он пошел на работу не просто в выходной день, к чему я уже привыкла, а в выходной 1 января. Вот недавно была Пасха. Два дня мы отдохнули, а на третий день он сказал, что это безумие столько дней «бить баклуши» и ушел на работу. Ох, если бы мы все так работали, включая и меня!

- Юлию Высоцкую когда-то спросили: "Имея такого мужа как ваш - режиссер Андрей Кончаловский - каков он в быту? Помогает ли по дому?". На что она ответила: "Каждый миг жизни моего мужа должен быть потрачен на что-то прекрасное. И да, он не моет посуду". А режиссер Андрей Бакиров тоже тратит каждый миг дома на что-то прекрасное?
-Он не успевает дома заниматься «прекрасным», потому что дома его практически нет. А заниматься «прекрасным бытом» в свободное от работы время, у него желания нет. Да это, думаю, и не нужно. Пусть каждый талантливо делает свое дело.

- А забота о младших членах семьи ложится на чьи плечи?
- У нас двое взрослых сыновей, и хотя для нас всегда останутся детьми, они уже сформировавшиеся личности и живут отдельно в разных городах.

- И они тоже горят актерской стезей?
- Нет. Младший сын Никита - программист, а старший Андрей - юрист, пробующий стать программистом. Жизнь вносит свои коррективы. Дело в том, что Андрей после нашего уезда из Донецка, остался там жить. А после начала войны (не могу привыкнуть к этому слову), был вынужден со своей девушкой уехать и начать жить с нуля: ни своего жилья, ни работы, ни знакомых улиц, ни друзей. Это очень тяжело. Но таких, как он, к сожалению, сейчас много и я просто преклоняюсь перед ними. Это сильные люди, с четкой сформированной своей позицией и такой верой в будущее, что я уверена - все у них получится.

- Волновались, когда сын был в те дни в Донецке?
- Очень. Потом уже узнали, что втайне от нас, чтобы мы не волновались, они ходили на первые проукраинские майданы, видели первую пролитую кровь. Конечно же журили их, но внутренне гордились.

- Приходилось среди тех друзей, кто остался в Донецке, сталкиваться с невосприятием вашей позиции?
- Конечно. Я думаю, что разъяснить людям, которые не хотят слышать что-либо очень тяжело, может даже невозможно. Объяснить можно лишь тому, кто хочет разобраться. На одну и ту же ситуацию мы смотрим совершенно по- разному. Дело в том, что часть моей семьи живет в России и могу сказать, что то, что сделала эта война с человеческими отношениями в семьях просто ужасно. Очень больно переживать полное непонимание твоих близких и любимых людей, тех, кто раньше понимал тебя с полуслова. Я все-таки надеюсь, что время все расставит на свои места и когда-нибудь к ним придет осознание ситуации. Но самым страшным может быть то, что к тому времени все мосты уже будут сожжены. Поэтому для меня главное сейчас оставить хоть какие-то связующие нити. Это то, что касается близких людей. Что до остальных... Я не держу ни на кого зла. Я их просто жалею и вычеркиваю. Я не знаю права я или нет, но…

- Тем более, что в вашем случае нервная энергия очень важна, вы же актриса, а актерский труд очень эмоционален. А может быть каждая роль это своего рода возможность сбросить стресс, выбросить пар?
- Конечно! И даже скажу больше - когда ты на сцене ощущаешь истинную эмоцию, то переживаешь невероятный катарсис, и если у тебя хоть раз были эти счастливые мгновения, то хочется, чтобы это повторилось еще и еще. Ну прямо наркотик какой-то. Большая часть зрителей хотят видеть в театре комедии, и лишь очень небольшая часть хотят смотреть драму, я уже не говорю о трагедии. А очень зря. Ведь если актер на сцене переживает катарсис, то тоже самое может произойти и со зрителем, если, конечно, актеру удастся заставить зрителя сострадать ему. В этом, мне кажется, настоящая сила театра. Ой, все это очень сложно, но и интересно.

- А вам приходилось выходить на сцену в минуту, когда вас обуревали тяжелые эмоции и было нелегко на душе?
- Да, конечно. Но как ни странно, драму легче играть, чем комедию. Без хорошего настроения вообще сложно работать на сцене, по крайней мере, мне. А выдавать истинную положительную энергию, когда на душе кошки скребутся еще тяжелее. Ну с опытом можно и на технике поработать, но при этом ни ты, ни зритель удовольствия не получит. А мы ведь «наркоманы», нам катарсис подавай. Вот и начинаешь тормошить себя, мотивировать, да так , что после этого полночи спать не можешь. Но такова наша профессия.

- Некоторым, говорят, нужен допинг: 50 граммов и актер готов идти в бой…
- Ну нет. Подобный допинг не для меня.

- Бывали ли с вами форс-мажорные ситуации на сцене?

- Да постоянно. Вы не представляете, какой это стресс, когда на сцене «вылетает» текст, а если он еще и в стихах. О, это взрыв мозга! Но тут вдруг в тебе просыпается талант поэта, и ты на ходу дописываешь строку, да еще и в рифму. А театральные падения. Я даже в люк улетала! Был у меня концертный номер - пародия на Лайму Вайкуле. Все было красиво обставлено: свет, шикарное черное пальто, огромная шляпа. И вот иду я вся такая из себя Лайма. А в номере использовался сценический люк, и его забыли закрыть. И только я начинаю петь второй куплет (поет с неподражаемой интонацией «а-ля Вайкуле»): «Зачем вы меня забыли?» - проваливаюсь в этот люк и с высоты нескольких метров лечу в оркестровую яму, приземляясь на пюпитр. Вот это экстрим!

- Ноги хоть целые остались?

- На удивление отделалась сильным ушибом, да еще в тот же вечер уехала в Харьков к мужу на премьеру.

- А зрители что?
- Наверное, подумали, что так и нужно (смеется).

- Кстати, давно хотела спросить: а как актеры учат тексты?

-А мы их не учим.

- А как?

- Многократное прочтение, понимание смысла и текст укладывается сам. Но для этого нужно время, поэтому очень не люблю вводные роли. Знаете, иногда даже сама удивляюсь, сколько текста держится в голове. Но еще больше удивляюсь, сколько текста запоминает Бакиров. Ведь я в точности знаю текст только своей роли, а он знает наизусть целые пьесы. Вы не поверите, но часто на репетиции, когда актеры забывают слова, он просто на ходу подсказывает.

- Вы – супруга художественного руководителя театра и часто вам приходится сталкиваться со сплетнями. Как ограждаете себя?
-Я не думаю, что со сплетнями сталкивается только супруга художественного руководителя. Эта неприятная информация сопровождает любого человека и достаточно часто. Я стараюсь во все это не вникать. Я ведь человек эмоциональный могу и ударить. Шучу.

- Вы эмоциональны? Да вы как английская леди - само спокойствие!
- Да это только кажется.

- От внутреннего переходим ко внешнему. Вот вы сейчас сидите рядом и лицом к окну. Цвет лица у вас – просто потрясающий! В чем секрет? Вы отказались от тяжелого театрального грима?

-Спасибо за комплимент. Кстати, хочу вам сказать, что театральный грим делается на натуральной основе и многие актеры до сих пор гримируются им. Так что он не вреден для лица. Но я использую декоративную косметику, которой пользуюсь в жизни. Сценический макияж сейчас стал намного легче, чем был во времена моей молодости. Как, кстати, и прически. Чем больше хаоса в волосах, тем моднее (ерошит свои волосы). Мне лично это все нравится. А лицо. Я считаю, что это наш рабочий инструмент и за ним нужно ухаживать: массажы, масочки, хорошие крема, а главное не лениться. Будь моя воля, я бы в должностные обязанности актера внесла пункт: ухаживать за своим инструментом - лицом и телом. Актер должен быть нормальной конституции, чтобы иметь возможность уменьшится или увеличится – если это необходимо для роли. Для этого нужно давать физическую нагрузку, ну хотя бы легкую утреннюю зарядку.
Это ведь и для здоровья хорошо. Я стараюсь постоянно заниматься, кстати тренировки - отличное средство от депрессии.

- Муж присоединяется?
- К сожалению, нет. Но когда видит, как я качаю пресс, говорит что уважает и гордится мной (смеется). Так что мои секреты – это спорт, здоровое питание и хорошие мысли.

- А косметологи, ботоксы и прочие бьюти-процедуры?

- Ой нет. Я за естественность. Все равно время не обманешь.

- А у вас есть дача?
-Мама моей близкой подруги выделила мне клаптик земли на своей даче на Старой Подусовке. Очень милый уголок. Для меня это лучшая трудотерапия.

- Вам недавно присвоили звание Заслуженной артистки Украины. Что-то поменялось в вашей жизни после этого?
-Да, я бы не сказала. Хотя всегда приятно, когда тебя отмечают. Но как радовалась моя мама! А как бы радовался отец. Дай, Бог, чтобы и мои дети давали нам как можно больше поводов гордиться ими. Хотя и сейчас мы ими гордимся и любим. Они замечательные.

- Что бы вы пожелали нашим читателям, своему зрителю в напутствие?
- Мы все хотим мира. Все мы хотим жить в стране, которой будем гордиться и мы и наши потомки. Я очень хочу пожелать нам всем понимания - никто за нас ничто не сделает. Все мы на своем месте каждый день делаем выбор - как жить. Пусть нашим выбором станет ПРАВДА. И пусть нам всем хватит сил, здоровья и веры, чтобы «выживание» превратить в полноценную и счастливую жизнь. Ну, а зрителям, как впрочем, и себе, искренне желаю интересных спектаклей в моем любимом Черниговском академическом театре!

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Гребенюк, Бакиров, актриса, театр

Добавить в: