Валентин Мельничук – откровения экс-мэра Чернигова
Досье:
Родился 26 октября 1947 года. Закончил Черниговский филиал столичного КПП (ныне технологический универ). Экс: мэр Чернигова, генеральный директор ЗАТ пивкомбината «Десна», губернатор, народный депутат Украины. Семья: жена, дочь и сын, две внучки. Преподает стратегический менеджмент в Государственном институте экономики и управления.
Много читает, следит за последними событиями в Чернигове, области и Украине. Чего и другим желает.
В молодости активно занимался спортом: легкой и тяжелой атлетикой, боксом и футболом. Сейчас свободное время предпочитает проводить в Брусилове. Там имеет домик (хатынку). Рядом река. Летом плавает по полтора-два километра, рыбачит, работает в саду, занимается внуками, словом — отдыхает душой.
— Нынче Вы работаете с молодежью. Какое оно, нынешнее будущее нашей страны?
— К сожалению, кругозор у них гораздо меньше, чем у нас, тогдашних. Это влияние сегодняшних законов, которые выбивают молодежь из сектора мировой литературы. Мы вычеркнули из нашего образования Пушкина, Фета, Есенина и других великих писателей и поэтов. Русский сегодня изучают как иностранный. А это пласт культуры, к которой Украина имеет непосредственное отношение. Мы удивляемся, что в США люди не знают географию.
С нашим подходом к образованию, мы доживем до того, что и наши дети не будут знать географию. Литературу мы уже похоронили. А предвзятое отношение к истории? Пытаются зачеркнуть прошлое и переписать его по-новому. На свой лад и свое видение. Но ведь оно было. Те, кто определяет образовательный уровень молодежи, забывают, что без прошлого нет будущего. Мы все дети большой страны. И этот раздор не делает нам чести.
— Долгое время Вы находились на различных производственных и чиновничьих Олимпах. Был ли трудным переход из одной ипостаси в другую?
— Нет. Уходя, уходи. Я никогда не оставлял мосты для возврата. Чтобы работать эффективно, неважно в политике или экономике, нужно полностью отдаваться своей деятельности. Если же, находясь на руководящей должности, думать о том, в каком кресле будешь сидеть завтра — ты не состоялся, как руководитель.
— «Государеву» службу и бизнес нельзя совмещать. Об этом говорит закон. На самом деле мы наблюдаем другую картину. Что Вы об этом думаете? Вы ведь тоже из бизнеса пересели в государственное кресло.
— Заниматься политикой, экономикой области или государства, и одновременно иметь в арсенале какой-то бизнес нельзя. Это вещи несовместимые. Свое всегда ближе. Поэтому, так или иначе, ты все равно будешь заботиться о своем бизнесе больше. Но нельзя, не значит, что такого не существует. Примеров достаточно. И в Кабмине и в Нацбанке и, тем более, в парламенте. Эти люди лоббируют интересы автомобильной, пищевой промышленности и других направлений. Становясь чиновниками, они переписывают бизнес на родственников или кого-то еще. А на самом деле продолжают им руководить. Хотя и нелегально. Поэтому экономика страны летит в пропасть.
У меня никогда не было личного бизнеса. Да, я был председателем правления пивкомбината. Но он никогда мне не принадлежал. Если бы у меня было свое предприятие, я не смог бы эффективно работать и решать экономические вопросы области. О своем думал бы больше.
— Не было ли сожаления, когда Вы расставались с депутатским мандатом переходя в кресло губернатора?
— Да меня заставляли постоянно. Выборы были в марте, а в мае я уже был представителем в области от парламента. Меня вызывал и Президент Леонид Кучма и глава Администрации Президента Виктор Медведчук. Атаковали со всех сторон. Тогда губернатором работал Николай Петрович Бутко Мне не хотелось идти на чье-то месте А потом, когда его сняли, пришлось со гласиться. Вызвали в 11 вечера, а в полдвенадцатого подписали указ.
— Кризис. Ныне модное слово Как бы охарактеризовали его Вы?
— Обидно за все, что делается е государстве. Такое впечатление, что у нас создают не программу решения проблемы, а программу ее усугубления. Каждое сегодняшнее заявление политиков подрывает стабильность нашего общества.
Экономика и политика взаимосвязаны. Это две стороны одной медали. К сожалению, в государстве нет человека, который взял бы на себя ответственность за происходящее. А это потому, что придя к власти решают сначала политические, потом частные, а только потом человеческие вопросы. А люди... Им бросили кусок мяса — и они готовы видеть в бросавшем благодетеля. Тоскливо все это. И обидно.
Сегодня кризис не в экономике, а в мозгах чиновников. Нацбанк, Минфин — каждый ведет свою политику. Экономикой должен управлять один человек, а не так, как у нас.
— Мы уже пережили кризис 90-х годов. Было сложнее тогда или сейчас?
— Сложнее было тогда. У нас была другая психология. И это влияло на экономические рычаги управления. Сегодня такого нет. Сегодня люди уже не ждут от власти решения своих социальных проблем. Занимаются этим сами. Раньше был Госплан и госсобственность. Сейчас больше собственность частная. За бизнесом будущее. И частник ценит хороших специалистов. Он будет за них держаться зубами и в трудные времена. Он понимает, что кризис, в конце концов, закончится и нужно будет работать дальше.
— Как Вы оценили ситуацию на ЧеЗаРе?
— Это нонсенс. Раньше там работало 16,5 тысяч человек, а осталось 2,5. Сейчас сокращают еще полторы тысячи. Специалисты ЧеЗаРы лучшие в Украине по своему профилю. И так ими разбрасываться. А мы что делаем? Мы содержим аппарат управления. А рабочим не платят несколько месяцев зарплату. Да если бы я на пивкомбинате не выплатил зарплату, меня б выгнали за два дня. Люди, имеющие больше 50% акций, не могут провести собрание акционеров!? Фонд госимущества должен вопросы решать, а не выступать в роли третейского судьи. Нужно назначать антикризисного менеджера, привлекать инвестиции и рассчитаться с долгами. Нужно что-то делать, а не заниматься говорильней и борьбой за место на праздничном пиру.
— Как Вы видите реконструкцию центра Чернигова?
— Сегодня менять обличие центра за счет пристройки новых офисов, все равно, что плевать в прошлое. Мы зачеркиваем историю. Кроме Вала у нас нечего смотреть. Слава богу, у нас хватило ума его не застроить. Центр трогать нельзя. Его нужно просто поддерживать в нормальном состоянии. У нас есть Массаны и другие микрорайоны под застройку. Почему-то во Франции Елисейские поля не перестраивают. Бизнес-центры находятся за Триумфальной аркой.
— А как бы Вы решили вопрос парковки в районе центрального рынка?
— Обустроил бы подземные паркинги. У нас дают разрешение на строительство торговых центров и не думают — где будут ставить автомобили. Почему мы не выставляем условия обустройства парковок? Парадокс! В центральной части у нас строятся новые дома. Здорово! А где парковки? Это что же получается? Живу в центре, а машину должен ставить на Котах?
— Кризис кризисом, но Новый год он отменить не может. Ваши пожелания черниговцам?
— Я желаю всем здоровья, уверенности в завтрашнем дне. Пусть впереди у каждого черниговца блестит лучик надежды. И пусть он будет очень ярким. И пусть обязательно достанется каждому.
По материалам еженедельника «Эспрессо», №35
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.