Наш человек дошел до Камчатки
Вернулся из очередного странствия знаменитый черниговский путешественник Александр Волощук. В этот раз была намеченная еще три года назад Камчатка, позже в маршруте появились Командорские острова.
Все по графику: полгода в дороге, полгода — дома, упорядочивает собранные материалы (в квартире места уже нет — нужно создавать музей). Сделано около 600 снимков, на многих — он сам, ставил аппарат на выдержку и увековечивал сам себя таким образом. Обычно из фотоснимков он составляет альбомы, по 300 в каждом. Часть их использует в публикациях и книге. Нужно еще закончить книгу по итогам прошлогоднего путешествия и… готовиться к следующему маршруту.
Эх, дороги…
В принципе, это были все те же любимые им север и восток. Александр заметил, что чем дальше в глубинку, тем проще и дружелюбнее народ. Никаких ЧП не допускает: веди себя мудро, избегай, прежде всего, разговоров о политике. Правда, в этом году появились неприятные тенденции. Стал хуже автостоп: гораздо реже останавливаются машины, хотя их стало больше, наверное, у них тоже кризис. Под Омском на федеральной дороге мимо прошло примерно 500 машин, и ни одна не остановилась: такого раньше никогда не было. Вообще-то принято, что за автостоп деньги не берут. Но в этот раз несколько человек, остановившись, сразу спрашивали: «Сколько дашь?». В такие машины наш путешественник не садился.
В Якутии очень мало дорог. Бывает, вырублена вдоль горы лентой ступенька шириной в метр – «черный прижим», по неписаному закону, машина, которая спускается с горы, прижимается к горе в «кармане» — площадке пошире — и пропускает таким образом встречную. А на построенных трассах можно проехать сотни километров и не встретить ни одного сотрудника ГАИ. Наверное, поэтому ездит много пьяных водителей. Но дороги интенсивно строятся. Велико было удивление путешественника, когда, проходя мимо бригады строителей, он увидел знакомое лицо. Подошел — действительно, парни из Чернигова, один из них, Юра Мельник, работал водителем на областном телевидении. Несколько лет подряд приезжают сюда на полгода, очень хорошо зарабатывают.
В дороге Саша иногда пересекался с другими путешественниками. В частности, шел некоторое время с монахом Николаем из Питера, который уже полтора года добирается на велосипеде до Анадыря. Но не спешит, останавливается по нескольку дней в монастырях.
Российско-украинские отношения на простонародном уровне
Также в этом году особенно он почувствовал негативное влияние российских СМИ на отношения между нашими народами. Выставляют Украину страной вечного политического кризиса и катастроф, а многие россияне им верят, как впрочем, и мы своим…. Стоило Саше сказать, что он из Украины — начинали полемизировать, приходилось объяснять, что он газ не ворует и в НАТО не стремится.
Принимали его одинаково тепло и русские, и украинцы, украинские землячества, бывшие репрессированные, знакомые, знакомые знакомых. Везде кормили, поили, в баньку водили. Саша почти не тратился на еду, хотя необходимые крупы всегда при нем.
Украинцы родину помнят: в роскошных народных костюмах дают концерты, вышивают украинские пейзажи, но уезжать не собираются, несмотря на ностальгию. А в поселке Елизово на Камчатке Сашу познакомили с праправнуком Иосифа Шевченко, родного брата Тараса Шевченко, — Андреем Лысенко, майором ГАИ.
Александр Волощук за 161 день путешествия, с 24 июня по 6 декабря, сменил 150 транспортных средств, среди которых: 87 автомобилей, 10 пассажирских поездов, 2 рабочих поезда, поезд грузовой, моторная лодка, катер, эвенкийская лодка «бурунда», 3 такси, 23 электрички, 8 автобусов, 7 паромов, 4 самолета, 2 мотоцикла. Истоптал 3 пары кроссовок.
Олово и уран рыли руками…
Одно из заданий Александра Волощука в этом путешествии — сбор материалов о репрессированных украинцах. Омский «Мемориал» по своей Книге памяти подготовил для него список своих репрессированных: после возвращения в Чернигов Александр передает такие списки в музей.
Поэтому он особенно тщательно обследовал остатки бывшего лагеря для заключенных. Бутугычаг на Колыме. В 30-х годах там добывали оловосодержащий кассерит, ручным способом выдалбливая его из скалы. Позже там нашли урановые руды, и даже сейчас сохранившиеся отработанные отвалы ядовито-желтого цвета сильно фонят — от 350 до 700 миллирентген при природном фоне 25. Лагерь состоял из 5 лагерей, со своими улицами, зданиями. До сих пор стоят железные качели, устроенные для детей коменданта и больше похожие на виселицу. Над всем этим разрушенным комплексом — дом охраны. Недалеко — холмики, в которых лежат останки заключенных, над ними — бревна с железной трафареткой, на которой сохранились номера: А—33 и т.д. Многие могилы разрыты медведями, хоронили зеков неглубоко, сантиметров двадцать на скальном грунте.
Анатолий Жигулин, русский поэт и писатель, отбывавший здесь заключение, увековечил Бутугычаг в автобиографической повести «Черные камни».
Увидеть Камчатку — и пойти дальше
Перелетев на самолете с восточного побережья Камчатки, он очутился на единственном обжитом из четырех Командорских островов. Возле могилы Беринга отпраздновал окончание своего путешествия распитием пятизвездочного коньяка, подаренного земляком, начальником Командорской милиции Александром Орлецким. Он же устроил Саше на острове режим максимального благоприятствования — можно было не платить по 560 рублей за каждый день пребывания в заповедной зоне. И действительно, непуганые песцы, куропатки и морские котики подпускали его к себе на три метра.
Так как все намеченное он выполняет, то Волощук не сомневается, что в следующем году пойдет опять на севера, но в этот раз европейские: Мурманск, Финляндия, Норвегия, на обратном пути зайдет на Беломор-канал. Этим маршрутом он загорелся после общения с путешественниками, кстати, тоже черниговцами, которые обожают скандинавскую культуру. Наверное, пойдут вместе… А так как это будет первый серьезный выход за рубеж, то придется основательно осваивать английский язык. На осень же путешественник запланировал посещение Ближнего Востока: Западный Иран, Восточная Турция, Сирия, Иордания, Ливан.
Александр Волощук с праправнуком Иосифа Шевченко, родного брата Тараса Шевченко - Андреем Лысенко, майором ГАИ и его женой и дочерью
Возле могилы Беринга отпраздновал окончание своего путешествия распитием пятизвездочного коньяка
Дорога "черный прижим"
На руднике "Бутугычаг", на Колыме. Отвалы урановой руды
Детские качели для детей коменданта лагеря "Бутугычаг"
Дом охраны лагеря "Бутугычаг"
В этом месте добывали вручную кассерит, оловосодержащую руду
Авачинская бухта — край света, вторая мире по размеру в бухта на юго-восточном побережье Камчатки. В ней может поместиться весь мировой флот
Непуганные "жители" Командорских островов
Лариса ДОБРЫНИНА, фото из архива Александра ВОЛОЩУКА, , еженедельник "Взгляд", № 50
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.