Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Александр Овдий разводит породистых лошадей под Черниговом

Александр Овдий разводит породистых лошадей под Черниговом

Александр Овдий

В Черныше Черниговского района живет, без преувеличения, уникальный человек – Александр Овдий. Его знают как фаната коневодства. Александр Кузьмич любит повторять: «Скажи, как ты относишься к лошадям, и я скажу, то ты». По мнению Овдия, человек, любящий этих грациозных животных, не способен совершить зло.

— Моя мама, Мария Павловна, очень любила лошадей. Она тридцать два года проработала зоотехником на опытной станции в селе Бобровица, — говорит Александр Овдий. — Тогда еще Бобровица не была микрорайоном Чернигова. Мы жили в ста метрах от конюшни. Там было голов тридцать. Уже в семь лет я научился ездить верхом. Мама за меня переживала и просила конюха не давать мне лошадей. Но где там, разве меня можно было удержать. У нас хозяйство было крепкое. Надои на корову составляли до пяти тысяч килограммов молока в год. В 1968 году к нам даже японцы за опытом приезжали. В конюшне стояли орловские рысаки. Это — универсальная порода. Об этой породе говорят, что она и в воду и под воеводу. Как не увлечься такой красотой! Тогда все делали лошадьми, ведь тракторов было мало.

 

В 1972 году Александр Овдий поступил в киевскую сельхозакадемию. Там он познакомился с известным профессором Борисом Попкой. Борис Максимович занимался коневодством. Его знали как непревзойденного специалиста в этой отрасли. В сельхозакадемии даже была небольшая конюшня. Но тогда Александр Овдий серьезно занимался самбо и дзюдо. Был даже чемпионом академии, поэтому на лошадей не хватало времени.

— Я вернулся к лошадям уже после учебы, когда стал работать в колхозе имени Войкова в Михайло-Коцюбинском Черниговского района, — говорит Александр Кузьмич. — Вспоминаю Василия Горбача, моего первого учителя-агронома. Потом были Ведильцы. В колхозе насчитывалось двести голов лошадей, но не племенных.

Когда Александру Овдию исполнилось двадцать девять лет, его избрали председателем колхоза имени Шевченко в Черныше (это было начало 1984 года). Овдий был самым молодым председателем в районе. Первым в конюшне появился российский рысак Свет. Его взяли на Гомельском конном заводе. Заплатили за коня 11 тысяч советских рублей! Света несколько раз похищали. Тогда по хозяйствам рыскали ночные любители покататься на лошадях. Бедных животных подростки загоняли до смерти.

— Когда Света похитили впервые, я его нашел в Чернигове. Он едва держался на ногах. После второго похищения нашел в поле, — говорит Александр Овдий. — Конь поквитался со своим обидчиком: ударил его — на снегу были пятна крови. Когда о ночных ворах узнал первый секретарь Черниговского обкома партии Леонид Палажченко, то приказал создать на базе нашего хозяйства конноспортивную школу. Построили конюшню и начали завозить лошадей. К нам приезжало очень много молодежи из города, которая хотела покататься верхом. Но в перспективе планировалось создать конный завод. Чтобы получить этот статус, нужно иметь сорок пять кобыломаток. Свозили их, как говорят, со всего мира. Пять кобыл арабской породы привезли из Абхазии. Брали лошадей также в Запорожье, на Полтавщине. И наконец в 1998 году тогдашний министр сельского хозяйства Юрий Карасик президент аграрной Академии наук Михаил Зубец подписали приказ о присвоении селу Черныш статуса конного завода. В то время на Украине было 14 конных заводов. Наш стал пятнадцатым. Сейчас же едва прозябают пять конных заводов и около шестидесяти мелких ферм. Мы держали лошадей до полутора лет, а затем передавали их на ипподромы.

Александр Овдий серьезно занимался разведением орловской породы. Эта порода всегда влекла Александра Кузьмича. Но ему не удалось в конце девяностых развернуться на полную силу — его уволили с работы.
— Я оставил двести голов лошадей. Не прошло и полугода, как их не стало. Не хочу называть фамилии тех людей, которые приложили руку к развалу хозяйства. На протяжении десяти лет я не имел возможности заниматься любимым делом. Вернулся к коневодству ради внука Максимки, — говорит Александр Кузьмич. — Ему сейчас три с половиной года, и он тоже очень любит лошадей. Когда с родителями приезжает из столицы (они там живут), всегда бывает у меня в конюшне. Сейчас у нас десять кобыл и два жеребца. Благодаря спонсорской помощи Валерия и Татьяны Зарецких, началось возрождение коневодства в Черныше. Сейчас здесь работает благотворительный конноспортивный клуб „Атаман". На День работника сельского хозяйства открыли собственный ипподром и по случаю праздника провели соревнования „Рысью под седлом". Приезжали мои воспитанники из конного театра, который когда-то действовал на базе нашего конного завода. Думаем вновь создать такой театр. Для этого есть все условия. Мой знакомый бизнесмен из Бельгии дал на развитие коневодства десять тысяч долларов. Нам трех лошадей подарил директор Одесского ипподрома Олег Кушнир. Хочу добрым словом вспомнить народного депутата от Партии регионов Григория Маньковского, генерал-хорунжего, директора Гончаровского военного лесхоза Леонида Мацарука, генерал-есаула корпуса „Возрождение" Юрия Богомольца, президента корпорации коневодства Украины Владимира Дубовика, директора дочернего предприятия „Коропский сырзавод" Виктора Шкурко, фермера из Дяговы Менского района Алексея Бутенко, фермера из Бегача Менского района Василия Остапенко, директора фирмы „Магнат" Николая Полуду, Вячеслава Опанасенко из Черныша. Коневодство в Украине имеет перспективы. Лошади — этой спорт, и здоровье (благодаря лошадям можно избавиться от тридцати восьми болезней), и бизнес. Вспоминаю, как на аукционе американский миллионер Хаммер купил за миллион долларов арабского скакуна Песняра, а дома продал его за шесть миллионов долларов.
— Александр Кузьмич, что это за история о Леониде Кучме и коне?
— Тогда еще президент Украины Леонид Кучма ехал из Новгорода-Северского. А у меня была мысль назвать конный завод его именем. Я остановил кортеж на повороте на Городню и подарил Кучме коня Самшита. И так, между прочим, попросил денег на конный завод. Из Киева в область поступило пятьдесят тысяч долларов, но в село пришло лишь пять тысяч. Остальную сумму ждем до сих пор.
Вместе с Александром Овдием работают Руслан и Евгений Журавлевы, Алексей Мартыненко, Виталий Кривец и Алексей Стриж. Кроме орловской породы, в конюшне Овдия есть конь Скальд — терской породы.
— Все, что я делаю,— ради внука Максимки, — напоследок еще раз подчеркнул Александр Овдий.

Андрей ДИМИЧ, еженедельник «Гарт», №48

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Добавить в: