Свои - чужие

30 июня вступило в силу решение Городнянского районного суда об усыновлении американской семьёй двух детей из нашей области: 15-летней Анны Николаенко и 16-летнего Бориса Демиденко (имена и фамилии изменены). Сейчас они уже обживают новый дом. А почти 700 детей Черниговщины — сирот и лишённых родительской опеки, которые находятся на учёте на усыновление, — только мечтают об этом.



Анна и Борис стояли на учёте (в Государственном департаменте по усыновлению и правам ребёнка) целый год. Желающих усыновить их, взять под опеку или на воспитание в Украине за это время не нашлось.

Почти столько же ждали Эмили и Дэвид Смит (фамилия изменена) — американские кандидаты в усыновители. Предоставили все необходимые справки (в частности, о здоровье, доходах и т.п.). Справки об отсутствии (относительно них) информации компроментирую-щего характера были получены от правоохранительных органов США и Генерального секретариата Интерпола.

После проверки документов супруги Смит были поставлены на учёт и получили право на ознакомление с информацией об украинских детях, которые могут быть усыновлены, на знакомство и установление с ними контакта.

— Сначала мы планировали усыновить Анну и её брата Степана, — сказала Эмили (через переводчика, украинский язык она только начала изучать. — Авт.). — Мы знали эту девочку. В 2013 и 2014-м принимали её (как ребёнка, лишённого родительской опеки. — Авт.) у себя. На отдых.

Но Степан отказался. В этом году он окончил 10 классов. Захотел учиться в ПТУ.

— Я много общалась с усыновителями в Америке. Все они хотят детей до 5 лет. У подростков шансов почти нет. Захотелось помочь хоть кому-то из них, — продолжает Эмили. — Когда приехала в Украину (в нынешнем мае. — Авт.) оформлять документы на Анну, перечитала много анкет детей, которым нужны родители. И выбрала Бориса. Теперь в нашей семье будет четыре мальчика и три девочки - наша дочь Люси, Анна и я.

Борис высокий и статный. Похож больше на брата Эмили, чем на сына. Братом он мог бы быть и по возрасту. Эмили всего 32 года. Её мужу — 35. У них трое своих детей — двое сыновей (7 и 8 лет) и пятилетняя дочь.

Как всё сложится? Найдут ли супруги общий язык с почти взрослыми — с уже сформировавшимися характерами, привычками, взглядами, но всё ещё детьми? Не станут ли они (несмотря на то, что дальнейшую, судьбу усыновленных иностранными гражданами детей контролируют дипломатические представительства Украины) живым товаром? Не пожалеют ли о своем решении? Об этом должны были бы болеть головы у биологических родителей подростков. Но отцу Бориса и матери Анны не до того, у каждого из них своя жизнь.

Борис уже давно рассчитывает только на себя. Его мама умерла в 2004-м. Тогда ему было только 5. Через два года отца лишили родительских прав. Затем были интернаты (последний — городнянский) — вместо дома, воспитатели — вместо родителей. Отец сыновьями (у Бориса есть старший брат) не интересуется.

Парень сам принял предложение об усыновлении — одним ударом отсёк от себя прошлую жизнь. Уверен: хуже не будет.

— Анна сомневалась, — говорит о своей теперь уже бывшей воспитаннице директор Бе-резнянского многопрофильного учебно-реабилитационного центра (бывшая школа-интернат) Мария Шевченко. — До последнего надеялась, что родные заберут ее. Она ждала этого почти 1 лет. Именно столько она жила и училась у нас. А попала сюда по рекомендации областной психолого-медикопедагогической консультации (девочка не усваивала школьную программу. — Авт.). Тогда ещё был жив её отец. Через год он умер. В скором времени мать была лишена родительских прав.

Она живёт в Бегаче. До Березны - рукой подать. При желании можно и пешком дойти. Но своих детей Людмила не навещала.

Степан и Анна — её младшие. Самый старший уже покойный. Средний на заработках. Купил машину. Дочь замужем, у них с мужем двое маленьких детей.

Но никто из этой большой семьи не сказал Анне слов, которые она так хотела услышать: «Оставайся, будешь жить с нами».

- Они были не против, чтобы я ехала в Америку, — вздыхает девочка. — Домой не позвали. А в интернате больше не хочу. Я стала какая-то не такая. Раньше была весёлая, а теперь обижаюсь за каждую мелочь. Что-то не так, сразу иду в комнату и плачу. Ничего не ем, ни с кем не разговариваю. Мне тяжело.

А у Дэвида и Эмили в Арканзасе было хорошо. Нам не мешало, что они не знают украинского языка, а я - английского. В школе мы его не изучали. Я самостоятельно зазубрила, может, с полсотни слов. Но мы всегда понимали, кто что хочет сказать.

Эмили - домохозяйка, Дэвид - фермер. Он рано встает и идёт работать. У них большое хозяйство. Когда Эмили приехала за мной, я у неё и о живности расспросила. Моя любимая корова, оказывается, уже с телёнком, кошка родила пятерых котят. И у овечек есть маленькие.

Я люблю ухаживать за животными, а учиться — не очень. Окончила 8 классов, а должна была 9. Два года сидела в шестом.

В августе мне исполнится 16. День рождения будет уже в Америке. Как и в прошлом году. Тогда Эмили с Дэвидом возили меня к Атлантическому океану. Мы рано встали и долго ехали. Мне очень понравилось. Такое - чтобы делалось именно ради меня — было впервые в жизни. Этого подарка я никогда не забуду

А ещё накупили всего. Домой гостинцев передали. А Эмили, когда приехала в Украину забирать нас с Борисом, много чего подарила и моему брату Степану Он на последнем звонке был одет красивее всех мальчиков.

Я по нему буду скучать. И по всем тоже. По маме...

— Мы не раз говорили Людмиле: восстанавливайся в правах, забирай детей в семью. А у неё на это один ответ: нет работы, нет денег, — говорят учителя и воспитатели Анны.

Людмиле Колоде (у них с Анной разные фамилии) 49. Живёт с молодым (разница в возрасте 8 лет) сожителем. В селе говорят: ради него завязала с выпивкой, завела хозяйство.

А судьбу младшей дочери (во многих семьях последний ребёнок — самый любимый) будут вершить ещё недавно совершенно чужие люди. Они будут выдавать её замуж, рождённые ею дети станут их внуками.

Родные, как сказала девочка, не против. Они — не калеки, не больные, не безнадёжно старые и немощные. Они — равнодушные. Это страшно.

Анна Ефименко, "ГАРТ" №29 (2729) от 16 июля 2015

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: усыновление, опека, Городнянский район, Анна Ефименко, "ГАРТ"

Добавить в: