Касьянов Геннадий
Одной из визитных карточек Чернигова считается Молодежный театр. В начале 90-х годов за билетами на его спектакли люди занимали очереди с 5 утра, грелись возле костров.
Сейчас ажиотажа нет, но, по утверждениям зрителей, уровень спектаклей не снизился.
Недавно Молодежному исполнилось 20 лет. Все это время идейным вдохновителем "Молодежки" является его режиссер Геннадий Касьянов.
- Вы родились в Запорожье. Заканчивали институт искусств в Харькове. Почему выбрали Чернигов?
- Название города понравилось. Чернигов - красиво звучит. А еще мне понравилось, что здесь в обычных советских магазинах продавалась картошка, грибы-лисички в банках и какое-то молдавское вино. Именно в таком сочетании. Нигде подобного не видел.
Я заканчивал институт, к нам приехал директор кукольного театра искать режиссера. В Чернигове сразу пообещали квартиру. Звали и во Львов, и в Черкассы - не получилось. Так вот, квартиру пообещали, но потом говорят - пока только комната. Сказал, пока квартиры не будет - не приеду. Мне в институт и грозные телеграммы на официальных бланках директор театра Табу-рннская присылала: "Срочно явитесь на место работы!" А я не еду. Выделили служебную двухкомнатную квартиру на пятом этаже пятижтажки в районе Рокоссовского. Сейчас живу в однокомнатной возле "Градецкого". Ту отдал молодой семье из театра.
С 1982 года я в Чернигове. Сначала кукольный театр репетировал в филармонии. В 1985-м появилась "Молодежная сцена" Репетировали тогда в художественном музее, в подвалах. Играли везде - и в Доме культуры строителей, и на втором этаже магазина "Янтарь".
Помню, на репетициях в художественном музее я сидел в старом кресле зубного врача, которое осталось со времен средней школы, и давал указания актерам. А во время представлений в Доме культуры строителей умолял уборщиц, которые в семь вечера начинали мыть коридоры, не греметь ведрами. А дирекция кухольного театра тогда была в старом доме на углу Комсомольской. Окна моего кабинета как раз выходили на тюрьму. (Следственный изолятор. - Авт.).
- Со спектаклем "11 страниц военной прозы" мы были на фестивалях в Одессе, Киеве, Москве. Однажды в Москве, в командировке, был секретарь Черниговского обкома партии Владимир Половец. Побывал на нашем спектакле. А после представления он воскликнул: "Да у нас же своя "Таганка!" И нам дали это здание, напротив столовой "Чайка". Чиновники от культуры тогда недоумевали: "Как может быть театр на 107 мест?" Как писать планы на 107 мест? Но писали же.
С 1988 года работаем здесь. Стали называться театром для детей и молодежи. Было две труппы - драматическая и кукольная. Потом кукольная отделилась и переехала в свой театр, а наш получил название "Молодежный".
Интересное было время. Были новые буржуи, но не было ночных клубов. Надо же было им куда-то ходить В Молодежный театр прийти было очень престижно: у нас зрителями были - интеллигенция и молодой бизнес, билеты на спектакли - не достать. За 15 дней до представления люди в пять утра становились в очереди, жгли костры.
"Новые украинцы" - спонсоры - привозили нам канистры вина. Сейчас время меценатов прошло. Но есть такие, кто и теперь к нам ходит. Единственный, кого я знаю с тех времен, один из директоров фирмы "ВВ" Влад Стамбурский, и сейчас приходит на все премьеры с корзиной цветов.
- Говорят, что вам покровительствовал экс-губернатор Валентин Мельничук...
- Дружбу с "нужными людьми" никогда не водил. С теми, кто стоит выше, стараюсь поддерживать только деловые отношения. Да и друзей у меня не много.
Валентин Мельничук, когда вступил в должность, на второй или третий день подписал у президента бумаги о присвоении звания заслуженной артистки Украины нашей актрисе Любови Веселовой и заслуженного деятеля искусств Украины - мне.
Наверное, до того они где-то пылились. А это было перед Новым годом. Губернатор пришел к нам в театр, переоделся в костюм Деда Мороза. И со сцены зачитал документ.
- Театр знаменит не только своей сиеной. Были еще театральные проекты вне стен...
- Для программы "Билет на "Казбек" отобрали только 40 зрителей - соучастников действа. Билеты были очень дорогие. По теперешним меркам - большая часть моей зарплаты. Для гостей мы на киностудии им. Довженко подобрали костюмы и платья XIX столетия. Отстирали, отгладили и подогнали под индивидуальные мерки каждого. Заказали коляску, занряжен-мую тройкой лошадей, и на ней поехали в речной порт. Там всех нас провожал духовой оркестр. Полгорода сбежалось посмотреть. Думали, что кино снимают.
На "Казбеке" было просторно. играл струнный квартет... Потом в старинных костюмах гуляли по Валу и шли через весь город домой. Говорили, что впечатления были незабываемыми. Даже две студентки, которые собирали деньги полгода, не жалели, говорили, что будут вспоминать всю жизнь. Еще был проект - "Театр (на дому". Как-то включаю телевизор, а там новости. Новость номер один. Кучма куда-то поехал. Новость номер два: в Чернигове открылся "Театр на дому". Такого нигде не было. Мы вдвоем с Женей Лебедевым на заказ ходили по домам и играли серьезные спектакли по Байрону, Набокову, Рильке. А потом с хозяевами и их гостями обсуждали спектакли, вели интеллектуальные беседы.
Хозяева волновались больше нас. Театр ведь придет! Убирали дом, готовили на стол, сами прихорашивались. Частенько случались курьезы. Пригласили два парня и девушка. Сварили картошки... Помню, напились мы тогда ужасно...
Потом вообще отказывались есть и пить по домам. Проработали с 1994 по 2000 год. По 10 спектаклей в месяц. "Театр на дому" побывал и в_Киеве и в Тольятти.
Самый шикарный стол после спектакля был в Тольяттинском бизнес-клубе. И заработали мы за каждый спектакль по 100 долларов. Страшно было, но ничего. Ставили Платона "Четыре доказательства бессмертия души". Пятерым серьезным дядям два актера четыре раза доказывали, что душа бессмертна. А это, поверьте, было очень сложно.
Распался наш с Женей дуэт сам по себе. Я стал еще и директором театра. Хлопот добавилось. Да и время прошло. Хотя сейчас Евгений остался лучшим другом. Который придет, когда плохо.
Женя один стал играть. Не на дому, а в школах. А с 2004 года и этого театра нет. Евгений живет в Александровке, увлекся огородничеством. Наверное, теперь играет перед солнцем, ветром и помидорами.
- С актерами Вы - кукловод?
- Театр требует таких близких, интимных отношений - единства духа... Зто как половой акт. А когда ты с актером не на одной волне... Ты постоянно говоришь: "Сделай так". Человек сопротивляется. Его ведь насилуют. А актер, особенно, если на взводе, - страшная сила.
У актеров-мужчин в большинстве - два начала. Мужское и женское. Выходит адская смесь. Актера в гневе трудно остановить. Лишить премии? Пожалуйста! Он и так голый - все отдаст.
- Как Вы с ними справляетесь?
- А я их пугаю (показывает пальцем в небо). Они - как дети. Ревнуют друг друга, к ролям...
Вообще, актеров с мужским стержнем можно по пальцам пересчитать.
- Пересказывают Вашу любимую фразу "художник должен быть одиноким" (Это о том, что до сих пор не женат. - Авт.)
- Надо же мне какую-то отмазку придумать (смеется). Просто не сложилось. Я привык жить один. Даже когда друзья ко мне приезжают и живут больше двух дней, я начинаю раздражаться. В квартире - порядок, а тут, например, чья-то расческа лежит...
- А влюбленность у Вас была?
- Была. Однажды я на месяц забыл даже о театре. Репетиции, спектакли - мне было все равно. Кум мой радовался - Касьянов влюбился... Каждый раз думаешь - неужели это последняя...
- Театру уже двадцать лет. Что дальше?
- Самое большое мое утешение - то, что в этом году прибыла "молодая кровь". К нам пришли шесть перспективных молодых актеров из Нежина и Харькова
Я уверен, что эту лавочку - финансирование театра государством - скоро прикроют. Немного страшно. Но будет очень интересно.
Геннадий Гнып (газета "Весть")
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.