Влюбленные в небо

Каждый год в третью субботу августа выпускники Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков встречаются в своей альма-матер. А в этот раз курсанты далекого 1974-го соберутся, чтобы отметить юбилейную дату – 40 лет с того дня, когда получили путевку в небо…



Будто только вчера переступили порог этого престижного заведения, готовились к занятиям, сдавали экзамены, впервые прыгнули с парашютом... А прошло уже 40 лет, как «выпорхнули» из стен родного училища. Но за это время летчики не только не забыли, чему их здесь научили, но и приумножили знания, к теории и практике добавились опыт и честь, храбрость и самоотверженность.

Виктор Андреевич Григорьев - тому пример. Это ныне он полковник, военный летчик-истребитель 1 -го класса (летал на самолетах Л-29, Л-39, УТИ-МИГ-15, МИГ-21, МИГ-23, общий налет 1750 часов), а в 1974 году - выпускник, лейтенант Григорьев, только что получивший долгожданную путевку в жизнь. Сегодня он делится своими воспоминаниями с читателями «Деснянки».

Ни минуты не жалею, что мой выбор пал на Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Я вырос в белорусском городке Слоним. Сказав родителям, что еду поступать в Минский политехнический институт, направился в Чернигов. Но первая попытка закончилась неудачей. Из-за простуды глаз я не прошел окулиста. Но это меня не остановило - твердо решил: что бы там ни было, буду поступать снова. Год проработал на заводе - и снова в Чернигов. Ведь авиацией я увлекался еще с детства: посещал авиамодельный кружок, читал запоем книги о военных летчиках, смотрел фильмы. Часто с замиранием сердца следил за летящим самолетом и по-детски завидовал пилоту. Уже тогда решил, что непременно стану летчиком. Со школьной скамьи начал готовить себя к этой нелегкой профессии. Усиленно занимался спортом - гимнастикой, плаваньем, греблей, волейболом, лыжами, баскетболом, футболом.

И вот сбылась моя мечта! Я узнал, что зачислен в Черниговское летное училище. Только тогда сообщил об этом родителям.

Учиться было сложно, но очень интересно. Впервые я так близко увидел самолет, прикоснулся к нему с трепетом и восторгом. Теоретические занятия, лекции, семинары, самоподготовка, занятия спортом - все это давало азы летной подготовки.

Первый прыжок с парашютом запомнился на всю жизнь. Это было незабываемое впечатление, сердце билось от волнения и восторга. С какой гордостью мы прикрепляли к своим гимнастеркам значки парашютистов. Первый самостоятельный вылет, как было радостно на душе - не описать.

С какой благодарностью я вспоминаю своего первого летчика-инструктора лейтенанта Леонида Рудецкого, сколько он отдавал сил и внимания, обучая нас, молодых курсантов.

Благодарен всем преподавателям, летчикам-инструкторам за то внимание, заботу и терпение, с которыми они относились к нам, обучая премудростям летного мастерства. Ведь не сразу у ребят вырабатывались летные навыки. Не все курсанты дошли до выпуска, некоторых списали по здоровью или по другим причинам.


Капитан Виктор Григорьев с капитаном Алексеем Демидовым (справа), 1978 г.

1974-й - год выпуска. Гордость, счастье, волнение! Я вместе с группой выпускников получил назначение в 296-й Истребительный авиационный полк 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 16 ВА ГСВГ в Альтенбург (ГДР).

Встретил нас командир полка подполковник Павел Эттингер. Началась новая жизнь, интересная и в то же время напряженная. Ставили нас, как говорят, «на крыло» опытные мастера летного дела - майор Владимир Соболев, который после строевых частей служил в ЧВВАУЛе замначальника училища, и командир эскадрильи капитан Александр Щукин - летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Он погиб 18 августа 1988 года при выполнении испытательного полета на самолете СУ-26М.

Они учили нас летать в сложных метеоусловиях, перехватывать и атаковывать воздушные цели, а также групповым полетам и другим премудростям военного дела. Были строги с нами и требовательны, и мы благодарны им за это. Через 8 месяцев нам была присвоена квалификация военного летчика 3-го класса.

В конце ноября 1975 года меня и еще несколько человек из нашего выпуска перевели в 31-й Гвардейский истребительный авиационный полк 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 16 ВА ГСВГ в Фалькенберг осваивать новую авиационную технику.

Мне много приходилось летать и с командиром полка подполковником Николаем Григоруком, и с командиром эскадрильи капитаном Ярославом Скалько. Благодаря их профессионализму, требовательности, организаторским способностям мы успешно переучились летать на самолете МИГ-23, и в октябре 1976 года нам присвоили квалификацию военного летчика 2-го класса, а немного позже и 1-го класса.

Были в нашей жизни и печальные дни - в мирное время погибли товарищи по выпуску: Виктор Крикунов, Владимир Баско, Валерий Капранов.

С 1983-го по 1986-й я учился в Москве в Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Туда съехались выпускники ЧВВАУЛа со всех уголков Советского Союза. Часто вечерами вели беседы о полетах, делились летным мастерством. Каждый день старались провести с пользой - посещали театры, музеи, выставки, кружки, студии.

После окончания академии я получил назначение в Забайкальский военный округ, а оттуда направили в Монгольскую Народную Республику в истребительный авиационный полк на должность заместителя командира полка по политической части.

В 1990 году я стал заместителем начальника политического отдела в родном ЧВВАУЛе. Работа в училище несколько отличалась от службы в строевых частях, поэтому приходилось учиться и привыкать к знакомой, но в то же время новой обстановке. Время летело быстро. Но вскоре судьба внесла коррективы в нашу жизнь - в 1995 году, несмотря на все наши усилия, Черниговское летное училище закрыли.

Вот так в 44 года по выслуге лет мне пришлось уйти в запас. Жаль, очень жаль! Так еще хотелось летать и передавать знания и опыт молодым. Такая судьба была уготована не мне, одному, ушло много наших летчиков, офицеров, прапорщиков, служащих.

Но мой надежный тыл - семья. Жена Лариса Ивановна, с которой мы вместе уже 42 года, и сын Владимир, выпускник Черниговского военного лицея и Харьковского института ВВС Украины, тоже военный, майор, всегда разделяли со мной радость и поддерживали, в трудную минуту.

...Не слышно больше привычного гула самолетов, не надо спешить на полеты. И сейчас, когда вижу в небе белый след от летящего самолета, - на душе становится грустно. Ведь каждый летчик остается летчиком в душе навсегда. И жить без неба ему тяжело...

Алена Шевченко, член Национального союза журналистов Украины, еженедельник «Деснянка» №33 (509)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: летчики, выпускники, Чернигов, «Деснянка», Алена Шевченко

Добавить в: