Михаил Барбаш – директор школы №3

Михаил Барбаш

Сентябрь пора знаний и поэтому мы выбрали в собеседники  директора школы №3 Михаила Григорьевича Барбаша. Выбор собеседника не случаен. Михаил Барбаш уже 33 года работает в сфере образования,  из них 29 лет директором школы, последние 11 — в школе №3. Так что все изменения и развития системы образования (как он сам уточняет, по крайней мере, в родной школе), Михаилу Григорьевичу знакомы не понаслышке.


-  О чем же думает директор школы, вступая в очередной учебный год? И каково это вообще — быть директором?
 —  Каждый сентябрь по-своему отличается от предыдущих. В этом году за парты сядут 1550 учащихся, с ними будут работать 114 учителей. Цифры сами по себе сухи, но за каждой стоят новые судьбы, новые личности. Сравнивать сегодняшний образовательный процесс с тем, что было, допустим, 20 лет назад, трудно и не всегда корректно. Когда я начинал работать директором школы в Черниговском районе, то по-доброму завидовал тем, кто руководил большими школами. У меня тогда в школе было столько учеников, сколько — учителей…

Конечно, с таким большим коллективом работа стала более ответственной и интересной.  Изменился и подход к работе. Воспитать личность может только личность.  Талант ребенка может раскрыть только талантливый учитель. И задача директора, по моему мнению, и заключается в поддержке талантливых педагогов, которые в свою очередь развивают талант и создают личности из своих воспитанников.  Я не стремлюсь все курировать сам: доверяю своим заместителям. Сегодня у нас сложился крепкий, достойный коллектив.

 

…Воспитательный процесс многогранен. Нужно и воспитать любовь к родному краю, и научить сохранять его экологию, помнить историю и гордиться победами и достижениями своего народа. Всем этим мы стараемся заниматься.
 
 — Сегодня много говорят о независимом оценивании знаний выпускников. Что вы думаете по этому поводу?
— Есть здесь свои  плюсы и минусы: не совсем отработана система проведения, не во все вузы принимают по тем предметам, которые стоят в  тестировании. Несогласованность в этом вопросе бьет и по выпускникам, и по вузам.

Наша школа  в 2007/08 учебном году в рейтинге городских школ заняла второе место. По независимому оцениванию выпускников мы на третьем месте по украинскому языку и на втором месте (после12-ой школы) по математике. Однако от предложения стать специализированной школой с углубленной программой по математике мы отказались — так как я считаю, что нет у нас условий для размещения отдельных специализированных классов.

—  Школа, похоже, переполнена? Я слышал, что уже третьи классы будут заниматься во вторую смену.
— Действительно, часть начальных классов будет заниматься во вторую смену: у нас 9 кабинетов для 1 — 4 классов, а их в школе 16. Школа популярна: сегодня у нас четыре первых класса, по 30 учеников каждом, — а где-то не набрали и одного класса… Родители ведут к нам детей и мы стараемся оправдать их доверие. А набор проводим согласно положению о наполняемости классов в средней школе. Не принимать детей в школу, если есть места, мы права не имеем. А согласно законодательству, любые родители могут привести своего ребенка, к нам учиться. 

— Что изменилось в техническом оснащении школы?
— Это легко объяснить на примерах. Значительно расширилась информационная возможность учащихся и педагогов, они получают информацию не только из ближнего окружения, но и с помощью  Интернета  —  из любого уголка планеты. Развиваются наглядные средства обучения. Развитие различных аналитических программ позволило учащимся поднимать интересующие их вопросы и на равных обсуждать их с педагогами. Компьютер сегодня появляется и на кафедре трудового обучения, физической культуры. Я специально не называю кафедры физики, химии, здесь он прижился уже давно. А вот на уроках трудового обучения появление компьютера дало возможность улучшить качество учебного процесса и больше заинтересовать детей этим предметом. Мы сегодня имеем компьютер и домашний видеозал в библиотеке, что помогает и учащимся, и педагогам.

— Что вам не нравится в нынешних школьниках? Что тревожит?
— Волнует — здоровье и физическое развитие молодежи. Молодые люди, если не сказать дети, употребляют пиво, у каждого третьего подростка в руках сигарета... Здоровье нации — это не пустые слова, а  физическое состояние нашего подрастающего поколения — наше будущее. И совместно с родителями, органами самоуправления, педагогическими коллективами на реальных примерах и жизненных ситуациях мы должны воспитывать внутреннее самосознание каждого школьника — помочь понять, что вопрос здорового образа жизни — это, в общем, вопрос самосохранения. Увы, последнее особенно трудно укладывается в нашем сознании…

— Михаил Григорьевич, какие чувства вы испытываете накануне первого сентября? — задаю я последний вопрос.
— Ох, каждое первое сентября — как первый раз в первый класс, — отвечает директор улыбаясь.

Марьян Пышный, «Взгляд»

 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Добавить в: