Александр Добрица: Чернигов – это город который постоянно задает вопросы
Этот сентябрь для нашего города особенный день города, широкое празднование первого летописного упоминания, и, конечно, форум великих черниговцев, - события далеко не рядовые. И крайне полезно накануне этих мероприятии вспомнить великую нашу историю, и прежде всего княжеский период. А для этого - встретиться с человеком, который об этой эпохе знает куда больше других...
— Александр Павлович, с чего началась увлечение историей?
— Чернигов — это город, который постоянно задает вопросы, на которые хочется найти ответы. Еще в школе у меня проснулся интерес к истории. Его вовремя заметили педагоги, и моя учительница истории сказала мне, если хочешь быть историком, поменьше читай учебники, побольше — первоисточников. Я последовал ее совету. Особенно было трудно с летописями, но когда я научился читать и понимать их, то понял, что история, изложенная в учебниках, и история реальная имеют очень много различий. С возрастом увлечение историей не прекратилось, я даже жертвовал отпуском, чтобы принять участие в археологических раскопках, копал в Чернигове, в Новгороде-Северском. И конечно пытался читать как можно больше литературы, связанной с историей Черниговщины, особенно по истории Киевской Руси.
— Как появилась идея книги о черниговских правителях?
— Когда Украина стала независимой, у ее граждан вырос интерес к истории своего государства. И оказалось, что люди не могут найти ответы на свои вопросы в учебниках истории. Ощущение — как в театре, когда входишь перед началом спектакля и видишь одни декорации, действующих лиц нет. Об экономических формациях писали, а о людях, которые жили в то время, информации практически не было. Да и сейчас попробуйте остановить в городе прохожего и попросить назвать черниговских князей — уверен, возникнут сложности с правильными ответами. В лучшем случае вспомнят Михаила Черниговского или Игоря Святославича, герои "Слова о полку Игоревом».
Задумавшись об этом, я и написал в одной из черниговских газет статью о князях. Редакция одобрила, появился цикл статей, который потом и был издан. Первое издание вышло в начале 90-х годов, без иллюстраций, небольшим тиражом, который практически полностью скупил исторический факультет нашего педуниверситета. А в прошлом году б издательстве «Деснянская правда» вышло иллюстрированное издание. Оно уже выдержало два издания, сейчас готовится третье.
— Ваша книга прекрасно оформлена. Как вы подходили к подбору иллюстраций?
— Мне помогло увлечение филокартизмом. Некоторые иллюстрации, в частности, картины Рериха, просто стояли у меня перед глазами. Когда изучаешь какую-то эпоху, надо ее представлять, желательно в зрительных образах.
— Какую же роль играл Чернигов в истории Киевской Руси?
— Это был один из наиболее крупных и развитых городов государства. Такой пример: территория черниговского детинца в полтора раза больше киевского. Не потому что Чернигов был больше, чем Киев, просто так сложилось. Чернигов масштабно разоряли только один раз, когда его взяли татаро-монголы, а до этого здесь жизнь была мирной, развивалась торговля, И это отобразилось не только в памятниках истории, но даже в былинах. Например, именно здесь можно было выпить настоящей медовухи, которая настаивалась сорок лет. Такого периода спокойствия не было в других городах Руси. А Чернигов мог себе позволить настаивать меды. В одной из былин говорится, что Алеша Попович, выйдя из киевского кабака, собрался екать в Чернигов опохмеляться, а его урезонил Добрыня Никитич, мол, «не езжай, Алеша, осрамишься!», подразумевая крепость черниговских медов.
В былинах славились черниговские женщины. Они выступали умными и сильными, и даже женили на себе богатырей. Есть былина о том, как черниговская девушка-богатырь женила на себе Добрыню Никитича, попросту запихнув в мешок и привезя домой к родителям.
Через века былины донесли статус нашего города как одного из наиболее знаменитых и развитых в период Киевской Руси. Победить Чернигов было практически невозможно: дело в том, что по традиции наши князья женились на половчанках. А у половцев считалось главным родство по матери, и если остальные князья обязаны были выкладывать деньги, чтобы позвать на помощь половцев для решения военные конфликтов, то черниговским князьям стоило только кликнуть, и половецкий хан шел на выручку родственнику. Создалась своего рода конфедерация со степью. Это помогло Черниговской династии утвердиться среди других княжеских родов Руси, но сыграло отрицательную роль во время монгольского нашествии. Монголы были врагами половцев, а черниговские князья выступили на защиту своих союзников. Естественно, что самый сильный удар достался черниговским землям, где в лесах прятались половцы.
Кстати, по той же причине, была самоубийственной попытка Михаила Черниговского поехать за ярлыком на княжение. Он отказался стать татарином, за что и поплатился головой. После этого ярлык на Черниговское княжество никому не давали. Но, возможно, по-иному черниговские князья и не могли поступать. У Игори Святославича, который прославился своим неудачным походом, мать и бабушка были половчанками. Кто он после этого? Гвардии у князя состояла на половцев. И по городам и селам жили ославяненные половцы. Арабский путешественник ехал по территории княжества и писал, что здесь, как и раньше, живут половцы, но уже христиане...
Справка.
Александр Добрица родился в 1947 году в Харькове, но в три года привезен родителями в Чернигов. Длительное время работал в органах госбезопасности, после выхода на пенсию работал в пресс-службе облгосадмистрации, потом заместителем гендиректора ОГТРК, потом снова в органах, а с 2006 года на пенсии. Печатался в журналах «Пам'ять сторіч» и «Сіверянський літопис», в черниговских изданиях. Лауреат областной премии им. Михаила Коцюбинского за 2008 год в номинации «Народоведение» за книгу «Князья Черниговские». Увлечение: филокартизм. В его коллекции около 6 тысяч открыток, посвященных, в основном, шедеврам мировой живописи.
Книга Олександра Добриця "Князі Чернігівські"
Иллюстрации из книги
Беседовал Николай Игнатенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.