Лошадь - это еще и «хвостатое такси»
Мы, украинцы, домашнюю лошадь традиционно называем трудягой, сравниваем с ней людей, которые на своем веку долго и тяжело работают физически. Для семьи же 69-летнего Александра Ковбасюка из Талалаевки лошадь намного больше, чем просто трудяга: домашнюю лошадку здесь называют хозяюшкой. А для внучат и ребятишек со всего конца Ковбасюкового Манушка долго была еще и «хвостатым такси».
Веселый и энергичный ее хозяин, бывало, едет лошадкой от своего дома в центр поселка (а это километра три) и приглашает на телегу или на сани всех желающих.
Сегодня Александр Серафимович с нескрываемой печалью вспоминает эти моменты. Внучата (их у него четверо) выросли, а он постарел, очень болят ноги. Вероятно, дает о себе знать тяжелая работа на свиноферме.
- Чтобы коня дома держать, нужно его очень уважать, да еще и силу иметь. Я всю жизнь хотел, чтобы у меня был конь. Однако в советские времена это было как-то вроде не принято. Да и времени на коня не было. Я сам родом из села Ярославки, что в Ружинском районе Житомирщины. Сразу после семилетки пошел в колхоз дояром. 18 коров трижды в день доил вручную. В 1968-м о моей трудовой славе знали во всей области. Послали меня в Киев на какой-то большой форум (не скажу точно какой) как передовика. Я растерялся ужасно, когда меня в президиум посадили. А рядом Сергей Шарлай - директор совхоза «Барсуковщи-на» из Талалаевки, Герой Социалистического Труда. Разговорились с ним. Он меня и переманил в Талалаевку в 1969 году. Потом я и свою девушку Елену сюда забрал, поженились. В 1972-м у нас Оля родилась, а через полтора года - Тоня и Люда. С того времени, как приехал сюда, и до полного развала хозяйства я выращивал племенных хряков. Всю жизнь сапог резиновых не снимал, а теперь хочу, чтобы ноги не болели...
В 1996-м я стал работать на конях в районном потребительском обществе. Вот тогда и узнал по-настоящему, что такое конь в жизни человека. Купил свою Мануш-ку в Чернецком, когда в 90-х стали из колхозов продавать лошадей. Не знаю, сколько ей тогда уже лет было, но за 30 точно. С ней будто еще один хозяин во дворе появился. Я пахал, бороновал, окучивал и копал картофель, все с огорода перевозил, сено косил, сгребал, возил — все своей Манушкой.. Стадо коров тоже верхом на ней пас. Аня, внучка, уже в 6 лет верхом на ней ездила, и все внучата, и дочь Люда. Но пришел грустный момент, когда довелось расстаться со своей старенькой любимицей... Отжила она свой лошадиный век. Видите, старость и для человека, и для животных - беда...
Я вам скажу, что конь у хорошего хозяина - как член семьи. Теряешь - на душе страшная печаль. Купил я себе после Ману шки молодую лошадку Шаргу. Она еще совсем молодая, всего 5 с половиной лет. Для коня это детский возраст. Большая - центнеров на шесть, выхолил. Коню надо на зимне-стойло-вый период примерно 2 тонны сена, столько же свеклы и с полтонны овса. Трудно мне это все заготавливать. А еще нужно, чтобы конь был в работе. Говорят, что от нее кони дохнут. Но все наоборот. У моего знакомого был случай — конь застоялся и пропал. Днем он должен трудиться, а есть — ночью. Моей Шарге молодого хозяина надо, чтобы в труде ее держал. Тогда она будет здорова. Не раз ко мне приезжали и выпрашивали, чтобы кобылку на мясо продал. Говорят, она же у тебя, дед, глуповатая, продай. А я им говорю, что сами они такие... — шутит Александр Серафимович. Характер такой у него, что за словом в карман не лезет — скажет, как завяжет.
Многим жителям поселка, да и мне лично, помнится Александр Серафимович за особой работой — конями он делал глиняный замес, когда хозяева организовывали толоку, как говорят в нашей местности, — мазали дом. Посреди двора делали несколькотонный замес из глины, лошадиных кизяков, опилок. Всю эту исполинскую массу нужно было хорошо вымесить. Когда дом большой, без коня не обойтись, ведь нововозведенные деревянные стены дома необходимо было обмазать этим глиняным раствором с обеих сторон, толстый пласт валков наложить на потолок. Одним словом, это особый процесс. Помню, как терпеливо делал замес Александр Серафимович и в моем дворе. Как заботливо выводил коней из замеса, когда те уставали. Люди, пришедшие на толоку, обмазывали замесом стены, сбрасывали на потолок и... пели. Все это незабываемо, как и молодость.
А сколько раз возил под старый Новый год Александр Серафимович щедрованцев украшенными санями, сам любил попеть и пошутить! «Хвостатое такси» неслось по поселку, и песня лилась.
Один мудрый человек сказал: «Когда мы едим то, что вырастили на огороде, вспоминаем ли коня. который пахал огород ?..»
пгт. Талалаевка.
Александра Гострая, еженедельник "Гарт" №2 (2651) от 9 января 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.