Отец Анатолий Товстогон: "Не важно сколько ты прожил, важно - как!"
Если заглянуть в эту пору на подворье храма Рождества Христова, что на Масанах, там все утопает в цветах. Сразу же слева от входа – небольшая беседка, опять же, нарядно украшенная вазонами с цветами, рядом – небольшое рукотворное озерцо с водопадом. Его оградили ажурной оградой, чтобы уберечь детвору. По выходным дням и во время праздников, когда в храме совершается служба, во дворе кипит веселая возня. Пожалуй, детей здесь больше, чем в каком-то другом черниговском храме. Именно в беседке чаще всего, особенно ближе к вечеру, можно застать настоятеля храма – отца Анатолия Товстогона. Здесь он отдыхает, общается с прихожанами, отвечает на звонки, любуется прекрасными розами, за которыми ухаживают заботливые руки его духовных детей. Моя беседа с отцом Анатолием происходила под мелодичное журчание ручейка.
«Гордыня губит любой талант»
- Батюшка, когда в отпуск собираетесь? - начинаю с самой актуальной для многих темы.
- Летом я обычно никуда не езжу, потому что работы много: огороды, ремонт храма, видите, вон фундамент осыпается, иконы рисую, картины, внуков нянчу. Хочу написать несколько списков чудотворных икон Черниговской епархии. Правда, каждый день работать не выходит. Иногда пишу рано утром, иногда - вечером, а вечер у меня начинается, когда стемнеет. Днем люди приходят, многие спрашивают советы по строительству, я эскизы делаю, консультирую. Все, что вы видите в храме и во дворе, мы сами сделали – расписывали, ковали, варили, мебель собирали. У нас настоящие мастерские под храмом, станки стоят.
- Мне кажется, что, в случае чего, Вы бы в мирской жизни не пропали – у Вас вон сколько профессий!
– Тот, кто с Богом, никогда не пропадет! Еще апостол Павел говорил: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Не важно, сколько ты прожил, важно - как! В верности Христу или нет. Можно день прожить, но этот день будет стоить чьей-то целой жизни, а можно жить долго, но, кроме грязи и мусора, ничего по себе не оставить.
- Вы рассказывали когда-то, что принимали участие в росписи 33-х храмов. Эта цифра увеличилась?
- Для одного храма я иконы делал, для другого - расписывал иконостас. Думаю, это количество увеличилось - я же без дела не сижу, но силы уже не те, да и гордыни, к сожалению, стало больше. А гордыня - это то, что любой талант разрушает. На иконах, росписях в старинных храмах нигде не увидим имена живописцев, потому что их автором всегда является Господь Бог. Я когда эту мысль услышал, тоже перестал подписывать свои работы. Со мной такое случалось неоднократно: как только гордыня проявляется, что-то происходит – то упал, то руку повредил. Два года я не мог ничего делать – отказывали руки. Я понимаю, что Господь меня так учил, заставлял отдохнуть и понять, что без Него я - ничто. Любой талант должен служить Творцу, иначе ничего хорошего не жди.
«Ребенок понимает больше, чем взрослый»
- Я знаю, что у вас в храме всегда много молодежи. Как так вышло?
- В основном, молодежь к нам и приходит, старенькие бабушки меня не любят. Я не разрешаю им поучать молодежь в церкви. Надо было учить своих детей и внуков, дома и раньше, когда они еще были под их крылом. А то получается: своих неизвестно как вырастили, а здесь поучают чужих. Эти-то уже пришли, батюшка их и научит. Пусть лучше они ведут себя не совсем правильно - но в храме, чем правильно - но вне храма! У нас дети во время службы, бывает, шумят, бегают, но, может быть, Богу их баловство и гораздо приятнее, чем наше притворное благочестие... А вообще, кто раздражается, отвлекается во время службы, то это говорит о невнимании! Если мы глубоко вникнем в ход богослужения, дети нам не помешают. Господь говорил: пустите детей приходить ко Мне!
- Ваш сын Павел – священник, Светлана – регент хора...
– Да, и внуки все в храме.
- А как же Вы их воспитываете? Внуков балуете?
– Кто же внуков не балует?! Когда надо - балую, но и строгость должна быть. Если ребенок встал, то, в первую очередь, должен умыться, одеться, почистить зубы и стать на молитву, а потом уже все остальное. И нас так воспитывали! Иногда хотелось раньше покушать, чем помолиться, но мать никогда в жизни не дала бы завтрак. Это вошло в хорошую привычку: как же я сяду за стол, не поблагодарив Бога, что ночь прошла спокойно, что есть эта пища?! Своих детей я никогда не контролировал, но иногда подглядывал в щелочку – молятся они или нет. Если замечал какое-то охлаждение, мог подсказать, но ни в коем случае не заставлял. Ребенок понимает больше, чем взрослый. Он знает, что есть Господь, которого надо благодарить из любви, а не из страха – как я благодарю Того, кто больше всех меня любит.
«На женщин надо смотреть, как на цветы»
- Батюшка, правда ли, что священникам нельзя разводиться?
- Развод – это всегда трагедия, в любой семье, а тем более - в семье священника. Но если уж жена сбежала или изменяет мужу, то приходится разводиться, только вот жениться во второй раз священнику уже нельзя. Разведенный священник живет, как монах в миру, и никуда от этого не деться. Уйти в монастырь можно, конечно, но если у тебя есть дети и внуки, о которых надо заботиться, то как же ты уйдешь? Надо стараться, насколько это возможно, вести монашескую жизнь.
- А если вокруг много красивых, интересных, одиноких женщин?
- На женщин надо смотреть, как на цветы: пока они на клумбе, то цветут и радуют взгляд, и благоухают, а как только цветок сорвали, то красота и завяла. Думаю, пока ты недоступен, тебя ценят, а если стал доступен, то цена уменьшается и перед Богом, и перед людьми. Конечно, участь разведенного священника тяжела, но пережить возможно. Говорят, сложнее всего пережить первые двадцать лет после расставания, а потом становится легче.
Биографическая справка
Будущий священник родился в с. Друцкое под Черниговом. По его словам, это самое красивое село в Украине: рядом Десна, озера, лес. После окончания восьми классов Анатолий Товстогон поступил в медицинское училище, выучился на фельдшера, год работал по специальности, в армии тоже служил фельдшером. На том медицинская карьера Анатолия Григорьевича закончилась. Он устроился на работу в Художественный комбинат, ведь рисовать любил с детства и параллельно с медучилищем заочно окончил народный Московский университет искусств. Зарабатывал очень приличные по тем временам деньги. В то время, когда учитель получал ставку 120 рублей в месяц, у него выходила тысяча.
Быть священником, как его отец Григорий Товстогон, он никогда не хотел. Говорит, даже мысли такой не было. Но в один прекрасный момент его духовный наставник сказал: «Бросай все и уходи!» У верующих людей к словам духовника принято прислушиваться. Вот и о. Анатолий послушался, его рукоположили в дьяконы практически на следующий день. Когда он неожиданно ушел с работы в церковь, директор комбината получил выговор по партийной линии. Еще бы! Такого ценного работника проворонили! Это было в 1985 году.
Отец Анатолий начал служить в Свято-Воскресенском храме, потом его перевели в Троицкий собор, далее - в Спасский. Когда батюшка служил в Казанском храме, к нему частенько прибегали школьники из соседней СШ №20, налетали со всех сторон и висели - настолько полюбили священника. Конечно же, он отвечал им взаимностью. Через некоторое время отец Анатолий попросил выделить под строительство храма пустырь в новом микрорайоне, где тогда была свалка. Строительство нового храма началось в 1994 году, а 6 января 2001 года большой храм был торжественно освящен в честь 2000-летия Рождества Христового.
Виктория Кудина
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.