«Пульс»: внутри огня

«Пульс»: внутри огня
3 августа в Чернигове, на берегу Десны, несколько десятков людей отмечали неофициальный, но яркий праздник: День фаерщика. Это не всем пока известное слово означает артиста, работающего в жанре огненного шоу. И мы беседуем с Владимиром Кирилловым и Константином Давыденко, руководителями (и основателями) одного из самых известных в городе огненных коллективов «Пульс».

Мы все занимаемся огнем


Первым в Чернигове огненными шоу начал заниматься именно Константин Давыденко, у Владимира огненный стаж на год меньше. Оба пробовали создавать разные коллективы, искали себя – и свою среду. Объединяющим моментом стал конкурс «Чернігів має таланти», на котором новорожденный дуэт сразу вышел в финал. Сегодня в коллективе восемь участников: три девушки и пять парней. У каждого – своя жизнь, учеба, работа. И – то, что объединяет. Огонь.

– Скажите, зачем вам это нужно? Вам самим и тем, кто за вами идет?

– В первую очередь это удовольствие. И возможность себя проявить и реализовать. Сейчас непросто удивить людей, а нам хочется подарить что-то такое, чего они еще не видели. Огненные шоу – это творчество, которое, к сожалению, нередко перерастает в сферу услуг. Но у нас на первом месте стоит не коммерция. Мы бесплатно выступаем на разных фестивалях, и деньги не принципиальны абсолютно. Главное – что ты выступил, порадовал людей, к тебе подошли и сказали элементарное спасибо.

Сегодня большинство массовых мероприятий происходит очень однообразно, мы же пытаемся внести в них что-то новое. Правда, на городские мероприятия нас приглашают очень редко. Периодически сами пытаемся организовать уличные огненные шоу, например, в горсаду отработали на Ивана Купалу – все вышло замечательно, даже сами не ожидали, что будет настолько хорошо. Так красиво!

Огненные сердца

Основное огненное событие в Украине – это киевский Kiev Fire Fest. Этой весной он прошел в столице уже в шестой раз, на стадионе «Спартак», и черниговский «Пульс» тоже принимал в нем участие. И даже, вместе с еще тремя сотнями участников, установил рекорд Украины, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: 306 фаерщиков работали на стадионе одновременно, образовав огромное огненное сердце.

Не пропускают черниговцы огненные фестивали в Гомеле: в сентябре поедут туда уже в третий раз, с новой, «ирландской» программой.

Фестивали огня – события, всегда привлекающие множество зрителей. На стадионах, в парках, на набережных выступают артисты, жонглируя, фехтуя, дыша огнем – нередко действительно превращая шоу в театрализованное действие. Отдельно проводятся и «битвы» – фаер-баттлы, где выясняется, кто круче.

В «наградном списке» «Пульса» – награды с двух гомельских фестивалей огня, выход в финал конкурса «Чернігів має таланти», звание лучшего коллектива апрельской фаер-конвенции в Гомеле, две победы в баттлах. Кстати, в выступлениях фаерщиков главное не только техника, но и артистизм, сюжет, сценический образ. Для того чтобы построить шоу, просто «махать огнями» недостаточно. И выиграть в баттле можно за счет театральности, за счет того, что именно на твое выступление публика ответила более эмоционально и горячо.

Вчера и сегодня

Начинали тренироваться зимой, под плеер, на улице минус 20 – а мы стоим и «крутим»… Сегодня тренировки «Пульс» проводит от трех до шести раз в неделю, а вообще – при любой возможности. Нравится же! Длится одно занятие около двух часов. Реквизит, с которым работают фаерщики, делится на тренировочный и, условно говоря, «боевой». На тренировках с «боевым» не работают, соответственно, ничего не поджигают. Отрабатывают технику, четкость и слаженность движений, изучают новые элементы.

Летом – на улице, на теннисных кортах на Валу, кроме того, арендовали зал, и с тех пор качество тренировок резко пошло вверх: есть возможность видеть в зеркале себя, партнера, свои и его ошибки.

– Страшно было в первый раз?
– Да, очень.

– Как преодолеть страх? Или его все-таки надо бояться?
– Надо помнить, что огонь – это опасно. Не думать, что ты – «владыка огня, покорил стихию»… Стихия этого не прощает.

Владимир вспоминает:

– Первый раз меня почти случайно товарищи взяли с собой на тренировку, я тогда не знал, что такое огненное шоу вообще. Увидел, мне понравилось, попросил попробовать… Мне дали в руки инвентарь, подожгли и сказали: «ну, крути чего-нибудь!». Семь секунд славы, волосы горят… Черный, чумазый. После этого минут на пять отошел. Снова круги в руки взял, снова эта эйфория, остановиться невозможно. Люди, которые тогда этим занимались, давно уже это дело забросили – а меня до сих пор не отпускает.

Константин о первом опыте работы с огнем тоже рассказывает с улыбкой:

– Первые фитиля сделал из пропитанного керосином поролона – они моментально сгорели! Позже начал спрашивать других, читать (очень помог Интернет, где много информации, форумов, видеоуроков), пробовать – и до какого-то уровня дошел.

Сегодня ребята стараются общаться с единомышленниками, больше ездить, посещать мастер-классы. Новый опыт – это всегда интересно.
И даже родители, которые поначалу переживали, привыкли к необычному хобби сыновей и бывают рады прийти посмотреть. Правда, до сих пор недовольны, что дома керосином пахнет… Но это мелочи жизни.

Что-то внутри?


Основной инвентарь фаерщика – это пои, цепочки с прикрепленными на концах фитилями. Атрибут ритуальных танцев племени маори. Говорят, когда выступаешь на фестивалях, на берегу, на пляже, ночью – когда вокруг горят факелы и звучит бой барабанов, внутри просыпается что-то первобытное: «И ты стоишь, крутишь пои – и чувствуешь себя аборигеном где-то далеко-далеко в прошлом!».
Но атрибутика фаерщика – это не только пои. Факелы, стаффы, веера, пиропои, цепи, диаболо…

– Мы не зарабатываем этим. У каждого из нас есть работа, огненное шоу для нас – это хобби. Но оно требует достаточно вложений. Деньги нужны, чтобы сшить интересные костюмы, приобрести новый инвентарь или материал для него – поскольку уже научились мастерить самостоятельно.

Например, эффектные кубы, впечатлившие зрителей на «ЧерниговЭкстримФесте», участники «Пульса» делали сами. Алюминиевые трубки, стальные уголки, керамический шнур в качестве фитиля… Замоченные кубы весят до 10 кг – один куб в себя впитывает три литра керосина.

Денег в выступления вкладывается прилично. Аренда зала – 600 грн в месяц, 10–12 литров керосина для выступления (по 15 грн за литр). Обмотка реквизита сгорает не за одно выступление, но тем не менее тоже изнашивается – срок ее службы не больше года. Выступления завершаются эффектно, с использованием пиротехники: эти фейерверки тоже обходятся по 15 грн штука.
А о самом инвентаре говорить бесполезно: его обновлять нужно постоянно, кроме того, изготавливаются и запасные элементы. Ведь при всей тщательности подготовки не исключено, что перед выступлением что-то сломается и потребуется срочная замена.

– Но это очень редкие случаи! Мы весь инвентарь проверяем до выступления, с этим все строго: если инвентарь неисправен, мы с ним не выступаем. Отказываемся выступать и в том случае, если помещение не соответствует требованиям техники безопасности. Обязательно предварительно оцениваем, можно ли там работать: интересуемся наличием вытяжек (ведь все равно идет небольшая копоть и минимальный запах есть), высотой потолков…

Такая осмотрительность более чем оправдана: пару лет назад в России сгорел ночной клуб «Хромая лошадь», в пожаре погибли 156 человек. Пожар был вызван неосторожным применением в клубе фейерверков из так называемого холодного огня: невысокие потолки (клуб был расположен в подвальном помещении) плюс пенопластовая обшивка стен и декор из лозы без специальной пропитки... В итоге косвенно пострадала репутация всех фаерщиков СНГ.

О важном – о безопасности

За время разговора к этой теме сами собеседники возвращались несколько раз. Участие в фаер-шоу – это действительно серьезное и травмоопасное занятие, требующее осторожности и высокой подготовки. Движение фаер-шоу стало очень популярным, этим занимаются многие люди – может быть, даже слишком многие. Те, кто не имеет должной подготовки и должного чувства ответственности.
«Огненное» выступление длится минут 20. А подготовка перед ним – часа полтора, а то и два. Необходимо тщательно подготовить реквизит, все проверить.

– Конечно же, у нас есть огнетушитель, мы работаем обязательно в перчатках и банданах, контролируем топливо… Есть перечень того, что мы должны проверить перед выступлением – и мы строго ему следуем. Но технику безопасности соблюдаем в первую очередь для окружающих: чтобы никто не пострадал.

– Но зрители-то все равно подходят ближе, сколько ни повторяй просьбу отойти. Что делать с людьми, которые не понимают, что они сами себя подставляют под угрозу?

– Во время выступления у нас всегда дежурит либо свободный техник, либо кто-то из выступающих. Следят за тем, чтобы успеть вовремя отвести в сторону слишком любопытного зрителя – чтобы его ничем не зацепило. Порой прямо за руку уводишь силой! А они ведь и сопротивляются! С пьяными сложнее всего: они ведь тоже себя пытаются «проявить», лезут в драку. К счастью, среди зрителей всегда есть здравомыслящие люди, такая добровольная дружина, которая нам помогает.

– Самим случалось обжигаться, конечно?

– И не раз. Но если обожжешься во время выступления, зрители этого не знают. Больно, но до конца выступления терпишь. Потом уже, когда никто не видит, можно… выговориться. Когда глотаешь керосин (чтобы «выдувать» затем красивые огненные свечи), самое опасное – что может загореться лицо. Именно поэтому нужна такая серьезная подготовка. А главное – не паниковать.
В Чернигове фаерщиков на улицах видеть пока не очень готовы. Хотя участники «Пульса» не против пройти необходимое обучение у профессионалов и получить все разрешения. Проболема в том, что самим ответственным органам не очень понятно, чему учить. На сегодняшний день можно только получить разрешение на единоразовое мероприятие и арендовать пожарную машину. Но это молодому коллективу не по карману.

Просто этим живем


– Где бы вы хотели выступить в Чернигове?

– Наверное, на Красной площади. Или на большой сцене: со свето- и звукооборудованием, чтобы сделать красивую постановку.

– И все-таки, что это такое? Трюкачество, профессия, искусство?

– Это можно сравнивать с цирковым искусством. Но мы себя циркачами не считаем.

– Я свою жизнь уже совсем не представляю без огня, – уточняет Владимир. – Бывает даже, что ночью не спится – выйду к воде, на берег Стрижня, «покручу», подумаю…

– То есть, это такой способ сосредоточиться?

– Да. Когда беру в руки огонь, все мои проблемы сгорают вместе с ним. И я себя чувствую как после контрастного душа: на душе легко и хорошо. Кто-то скажет, что это из-за испарений керосина, – смеется собеседник, – неправда! Просто действительно как-то успокаиваешься. Огонь ведь сам по себе завораживает.

– А ощущать себя внутри огня… – добавляет Константин, – это неописуемо. Это больше, чем хобби. Мы этим просто живем – и все.

Цитата

– Лучшее выступление, которое у нас было и которое мы повторяли бы еще десятки раз, – в детском доме в Сновянке. Ездим туда уже третье лето, дети нас помнят, ждут, радуются. Отдача от них невероятная! Они такие искренние…

Кстати

Намного больше информации об огненном коллективе «Пульс» – на страничке «Вконтакте» http://vk.com/club20149985


Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №31 (560)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Вера Едемская, еженедельник «Семь дней»,

Добавить в: