Секреты черниговского художника Олега Синельника
Олег Синельник – единственный газетный иллюстратор города. В его устах слово «гоп» имеет только позитивную окраску. К тому же, единственный художник, работающий в стиле ГОП-АРТ на территории Украины. Художник, чьи картины боятся выставлять в большинстве выставочных залов Чернигова. Художник-аутсайдер. Мастер своего дела и человек, научивший огромное количество молодых людей не бояться оказаться вне мэйнстрима. Прошу любить и жаловать!
- Откуда вы родом?
- Я родился и всю жизнь прожил в Чернигове. Мне здесь очень нравится и я абсолютно легко и свободно чувствую себя в нашем городе. Другие города такого впечатления на меня не производили. Может быть, за исключением Праги.
- Когда Вы начали рисовать?
- Я рисовать начал еще раньше, чем ходить. Родители рассказывали такую историю: однажды, маленьким, ползал по полу, и в руки мне попалась какая-то ручка. С этой ручкой я забрался в шкаф. Обо мне забыли и я просидел там несколько часов. Но времени зря не терял – начал возюкать этой ручкой по стенам шкафа. Мне было забавно и совсем не страшно.
А вот первый осмысленный детский рисунок я помню хорошо. Его я нарисовал года в три. Тогда мама что-то готовила на кухне, а на столе раскрытой лежала поваренная книга. Как сейчас помню, раскрыта она была на странице с рецептами из курицы. Курочка на страничке показалась мне очень грустной, и я решил нарисовать ей носик, ротик, глазки. Родители очень смеялись. Еще бы! Ведь и носик, и ротик, и глазки я нарисовал курочке на заднице. Эта книга до сих пор хранится у меня дома.
- А дальше?
- Дальше было еще хуже.
Я очень рано научился читать, причем совершенно не помню, как я научился. В 5 лет я уже читал сам книжки на украинском языке и на русском. Первая книга, которую я прочел, была «Приключения Незнайки и его друзей». Мне она так понравилась, что я начал рисовать продолжение этих приключений. И в качестве главного друга Незнайки я рисовал себя. Но потом я решил, что надо рисовать свои приключения. И я рисовал. До 5 класса. Изрисовал 100 блокнотов всевозможными сюжетами. Потом эти сто томов мы сдали на макулатуру взамен на редкие детективные истории.
- Где Вы учились?
- Учился я в обыкновенной черниговской школе, окончил обыкновенный педагогический университет им.Т.Г.Шевченко, факультет педагогического образования с изобразительным искусством.
- Помогает ли высшее образование в творчестве?
- Институт мне абсолютно ничего не дал. Все, что я знал до института, то я знал и после. Мало того, там не поощрялось развитие творческих способностей. Зато я вовремя понял, как надо рисовать, чтоб нравилось преподавателям. Поэтому за эти рисунки я быстро стал получать одни пятерки, а вот для души рисовал дома. И никому не показывал своё настоящее творчество.
- Вообще никому? Даже друзьям?
- Друзьям - да, а вот преподавателям не демонстрировал практически ничего. Однажды попытался показать один рисунок, на что мне мой преподаватель сказал: «Олег, ну що це ти таке намалював?? Це ж дичина якась! Зробив би краще якийсь натюрморт» Объяснять этому человеку, что мои картины – тоже искусство, не стал. Подходы, принципы, концепци искусства очень изменились даже за последние лет 50, поэтому зацикливаться на академизме, я считаю, бесперспективно.
- Насколько я знаю, Вы для себя уже выбрали стиль в рисовании?
- Да, но я к этому пришел только после знакомства с моим учителем Николаем Небылицей, который был известным художником в городе. Он работал в газете «Деснянская правда», был художником-иллюстратором. Я собственно и продолжаю его дело, работаю в газете «Семь дней». По большому счету я могу сказать, что сейчас в городе у меня нет конкурентов в жанре газетной иллюстрации. Потому что большинство редакторов предпочитают брать картинки из Интернета, а не платить живому художнику. Лично я рисовать какие-то пейзажи и натюрморты не хочу и не буду. Мне это совсем не интересно. А вот создавать то, чего никогда не было, свой мир, гораздо увлекательнее.
- Так что же такое гоп-арт?
- Для себя я расшифровываю это так: Гопнический Оккультный Пафос плюс Абсурдная Рекреационная Тантра.
- А почему именно такая трактовка?
- Гопнический Оккультный Пафос, потому что в картинах присутствует не только городская тематика юмористического плана, но и загадка, тайна, неизвестность.
Абсурдная Рекреационная Тантра, потому что картины создаются по странным законам невидимого мира, и чем больше человек вглядывается в изображение, тем больше он для себя там находит, а чем больше он находит, тем более он обновляется, как личность, настраивается на пробуждение новых ритмов пульсации мысли, что способствует его самосовершенствованию.
- Откуда вы черпаете идеи?
- Да буквально на каждом шагу. Вот, например: стоит машина. Можно сделать ее центром композиции, нарисовать как какой-то «крутой» выходит из нее, а на встречу через дорогу бросается его любовница. А можно машину заполнить девушками, и вот вам уже сюжет для картины.
- Многие ли занимаются ГОП-АРТом?
- У меня на сегодняшний день нет учеников, которые стремились бы развивать ГОП-АРТ. На Украине кроме меня никто в этом стиле не работает. Может быть, со временем кто-то появится. Но это очень сложная, трудоемкая техника. Во-первых - это работа масляными красками в технике так называемого "гладкого письма" и для этого нужно очень тонко чувствовать цветовую гамму и виртуозно владеть кистью. Только тогда, когда я чувствую, что все линии на своих местах, я могу приступать к работе с цветом. И по большому счету я не авангардный художник, я художник-аутсайдер. Я тот, кто находится за пределами mainstream-а, того, что в Чернигове принято считать изобразительным искусством. Есть люди, которые занимаются гоп-артом в России. Но с моим ГОП-АРТом их творчество нельзя соотнести. У них боле брутальное направление - гоп-арт, искусство порождённое уличным граффити гопников, спонтанными рисунками на стенах. А у меня в каждой картине есть философская подоплека плюс кропотливое техническое исполнение.
- Были ли у Вас проблемы из-за вашего искусства?
- Наоборот, искусство мне всегда помогало. И умение рисовать в жизни выручало не раз. В армии был случай. Нас, молодых солдат, старослужащие завели в столовую и решили побить, чтоб мы знали, куда попали. Пока очередь дошла до меня, я успел нарисовать карикатуру на самого агрессивного из старослужащих. У того не было слов, он был в растерянности. И, естественно, меня никто не трогал. А потом даже просили рисовать рисунки в письмах для их девушек: розы, зайчиков и прочюю ерунду.
- Ваш стиль довольно необычен. Бывали ли случаи, когда его не понимали?
- В моих картинах очень много обнаженных тел, особенно женских. Ведь на женское тело смотреть всегда приятнее, чем на мужское. По этой причине была отменена моя выставка в Художественном музее в 2005 году. Выставка была разрекламирована в газетах, по радио, по ТВ, подключено очень много людей. Но за день до открытия мне позвонили и сказали, что она не состоится. На мой вопрос почему, мне ответили, что в моих картинах «переважає надмірна еротика та занадто яскравий політичній підтекст»
После запрета моей выставки в Художественном музее я решил доказать себе, что любой ценой проведу первую персональную выставку. У меня тогда было около 50 работ. И я пошел в одну нашу картинную галерею, где директор сказал, что выставка непременно будет. Когда через неделю я перезвонил, мне сказали, что мое творчество не совпадает с концепцией выставочной деятельности их галереи.
- Что Вы сделали после стольких отказов?
- Я пошел в молодежный театр к Касьянову Г.С. Предложил им организовать выставку моих картин, если конечно не побоятся. На что он мне ответил: «Сделаем на зависть всем!». Выставка должна была пройти зимой, а тогда было лето. И тут друзья предложили поехать в Литву на конференцию ученых атомщиков. Меня записали как работника Чернобыльской станции, и я поехал с ними. С собой я взял все свои работы. В Литве всем мои картины понравились. Мне сказали, что у них никто не работает в таком стиле. Так мне помогли организовать там выставку. А за неделю до Нового года открылась моя первая персональная выставка в молодежном театре. За что я очень благодарен ее директору.
- То есть политика на Ваше творчество очень влияет?
- Да, безусловно. Есть очень хорошая работа, которую, как мне сказали в художественном музее, ни при каких обстоятельствах не покажут. Она называется «Сало в шоколаде». В ванной полной шоколада, а может и не шоколада, плескается толстый мужик. Он желтоватый, как старое сало. В одной руке у него дудка, а в другой украинский флаг с надписью «Сало – героям».
- Сколько выставок у вас уже состоялось?
- У меня было 10 или 12 выставок.
- Планируются какие-то выставки в ближайшем будущем?
- Да. Но поскольку то, что я делаю нашему городу не интересно и не нужно, мы решили пойти другим путем. В прошлом году в библиотеке Политеха прошла выставка неформальных художников. Когда я начал собирать работы и искать ребят для этой выставки, оказалось, что все, кто занимается таким неформальным андеграундным искусством у нас в городе – мои ученики. Люди, которые в свое время прошли через мою студию. Многие из этих ребят покинули Чернигов и разлетелись буквально по всему миру. Работают сейчас дизайнерами, художниками, архитекторами, мультипликаторами. А в ближайшее время мы планируем выставку в гараже (возле женского монастыря). В этом гараже выступают всевозможные черниговские группы. Сейчас ребята готовят свои работы, и я думаю, что в июле мы покажем все это.
- А что это будет за выставка?
Мною придумана оригинальная концепция выставки. Она будет проходить не совсем в обычных условиях. Но все секреты заранее раскрывать не буду.
- Иллюстрации в газете это для Вас просто работа?
- Нет, мне в газете очень нравится. Я этим занимаюсь с 1995 года. Тогда я встретился с Небылицей, и он мне сделал протекцию, помог опубликовать пару картинок в «Деснянской правде». Вот с тех пор я пошел по этой дороге. Мне нравится, когда меня не ограничивают в выборе средств, сюжетов. Нравится, когда мне доверяют.
- Вы делаете какие-нибудь иллюстрации, кроме газетных?
- Да, ребята из группы «ШиZO» попросили меня нарисовать обложку и книжечку для диска. Хотя это был мой первый опыт подобной работы, я с удовольствием взялся за это дело. Мне очень понравилось. Кроме того, в июле в Киеве выходит книга Дмитрия Мамчура "Маргиналии" с моими иллюстрациями.
- Есть ли у вас любимый художник, чьи картины могут вдохновлять?
- Любой художник может вдохновить. Художников, на которых я бы четко фиксировался, нет. В разное время могут повлиять разные художники. Бывает, увижу какое-то интересное граффити с интересным сочетанием цветов, прихожу домой и быстро зарисовываю ассоциации, возникшие по поводу увиденного.
- Есть ли у вас любимая картина?
- Моя есть. Чужих любимых нет.
- А какая своя?
- «Ночное свидание». Я ее очень долго писал, мне хотелось каждый миллиметр довести до совершенства. И эта картина одна из самых любимых для меня. На втором месте - «Вестники Алкокалипсиса». Она стилизованна под икону, но вместо Бога на ней изображен мой учитель, внизу я и пару моих собутыльников, по бокам девушки легкого поведения, которые подают нам похметологические средства. Внизу череп с рогами и скрещенными бутылками, это образ Бодуна, который я придумал специально для своего ученика. Он очень хотел, чтобы я его там нарисовал.
- Есть ли у вас какие-то награды?
- Я выиграл Гран-при на областном конкурсе карикатуристов. В газете тогда написали, что я получил приз в 200$, а на самом деле я получил 50. А остальные деньги редактор замутил «на нужды газеты».
- Помогает ли ваша личная жизнь искусству?
- Да. И могу сказать, что личная жизнь у меня всегда устраивается очень хорошо. И я заметил странную закономерность: те девушки, с которыми у меня были серьезные отношения, все выходили замуж за иностранцев.
- Планы на будущее?
- Планов масса. Сейчас мне поступило несколько предложений из Киева работать художником некоторых сайтов. Интересно попробовать себя. Были предложения от издательства «Інша література», но пока мы обговариваем цены. Киевский писатель Олесь Ульяненко, лауреат Шевченковской премии, номинант на Нобелевскую премию в области литературы предлагает сотрудничество. Работаю над серией новых картин - это будет нечто совершенно непохожее на мои прежние работы. И к тому же, у меня есть любимая работа в газете. Вообще, если бы у меня была возможность работать газетным художником без всяких приработков, я был бы рад. А в свободное время я бы писал картины. Уезжать из Чернигова пока нет собираюсь, но, наверное, придется. Три человека - две ясновидящие и один астролог - в разное время предсказали мне одно и то же. Человек, который делал мой гороскоп, сказал, что меня ожидает счастье на чужбине и полная реализация в своей профессии. А полный успех в моей профессии будет только в том случае, если я оторвусь от корней. Ну а если останусь в Украине, то все будет довольно ровно и спокойно. Жаль, никто не назвал страну, в которой предстоит реализоваться. В гороскопе сказано, что все это должно случиться к 42 годам. Сейчас мне 38, значит, ждать осталось не долго.
Досье:
Дата рождения: 31.07.1970 г.
Любимый фильм: в свое время очень понравился фильм «Сердце ангела», но действительно любимого фильма нет.
Любимая книга: зависит от настроения.
Любимая музыка: под настроение: hardcore, классика, джаз, heavy metal и т.д.
Стиль одежды: та, о которой не думаешь. По принципу «одел и забыл»
Магазин одежды: абсолютно безразлично. Опять же под настроение.
Парфюм: Yves Rocher «Trimaran», "Higher energy" Christian Dior
Телефон: Nokia
Кредо: «Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что уйдет, то будет мило.» А.С.Пушкин
Или упрощенное кредо Синельника:
«Я совет бесценный дам:
Если хочешь долго жить,
Накати в себя сто грамм
И начни на всех ложить.»
Олег Синельник, во дворе школы №1. Граффити на бексайде рисовал ученик Олега
Картина Олега Синельника "Ночное свидание"
Картина Олега Синельника "Сало в шоколаде"
Картина Олега Синельника "Шут, который смеется"
Картина Олега Синельника "В городе неспокойно"
Картина Олега Синельника "Вестники АЛКОкалипсиса"
Беседовала Лидия Попова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.