Счастье пришло в дом вместе с детьми
Мама Надежда, дочь Наденька и папа Григорий
Жизнь хозяйки дома была нелегкой. Ей пришлось и в России пожить, и в Луганской области, а затем еще и в Козелецком районе, пока наконец не осела здесь, в Дроздовице. Первый ее брак оказался неудачным и очень быстро распался. О нем Надежда Викторовна вспоминает как об ошибке молодости (ведь вышла замуж в 18 лет). Правда, именно от первого мужа она родила сына Александра (ему сейчас 34) — это ее радость и гордость.
— Люди о нас говорят, что мы с Гришей не имеем общих детей. Но это не так, — считает Надежда Викторовна. — Во-первых, Сашу мы вырастили вместе с Григорием — как только поженились (мне тогда было 22 года, а Грише 19), он его усыновил. А во-вторых, эта детвора тоже наша общая.
Когда в нашем доме появились первые приемные дети (а это было в 2006 году), пришлось все здесь перестраивать. В этой комнате, — показывает, — разобрали печь, потому что она занимала много места, а теперь тут столовая, в которой мы все помещаемся. Муж даже небольшой телевизор сюда поставил. Также с появлением детей пришлось срочно сверлить скважину, зато теперь мы живем как в городе — со всеми удобствами: и душевая кабинка, и туалет в доме есть. Детям мы купили новую мебель — кровати, комоды, шкафы. Не обделены они и игрушками, те, что вы видите, — это лишь небольшая часть тех, что у нас есть. Мы и горные велосипеды им купили, и ролики, и теннисные ракетки, палатки, одним словом – все, чего только их душа желала.
Саша сначала не понимал, для чего нам дети, но очень скоро изменил свое мнение и теперь гордится нами. У него есть 14-летний сын Роман, который часто приезжает к нам в гости. Внук хорошо ладит с нашими детьми.
С Григорием я познакомилась в 1982 году в Чернигове, он родом из Красиловки Козелецкого района, а я приехала в областной центр к тете в гости. Начинали свою семейную жизнь в Красиловке - я была дояркой, а он трактористом. Поступили заочно учиться в Московский сельскохозяйственный институт, он — на инженера-механика, я — на зоотехника. В 1986-м, после аварий на Чернобыльской АЭС, председатель дроздовицкого колхоза приехал к нам в село искать молодых специалистов. И хотя к тому времени мы еще не доучились, он согласился нас забрать. Так мы и попали на Городнянщину.
Время шло, Богданы с распадом колхоза стали педагогами — Григорий Васильевич вел физкультуру и труд в школе, а Надежда Викторовна работала воспитателем в дроздовицком детском интернате. Желание иметь детей оставалось неизменным. Но Бог их не давал — Надежда Викторовна беременела, но не могла выносить ребенка. Когда сын Александр уже уехал из родительского дома, в 1998 году супруги попали в аварию — переходили дорогу и их обоих сбил КамАЗ. Тогда они чудом выжили.
— Думали, кому мы еще нужны, что Господь уберег нас от смерти? — продолжает Надежда Викторовна. — И только когда взяли детей в семью, поняли: вот ради них мы до сих пор и живем на свете.
Может, мы бы и раньше взяли приемных детей, но это стало возможно лишь после появления Программы усыновления и опеки от Ющенко. В 2006 году мы впервые пришли посмотреть на детей, которые жили в Городнянском интернате. Нам понравились 4-летний Андрюша (хотя ему и ставили диагноз «задержка развития», потому что он почти не разговаривал) и его 7-летняя сестричка Аленка.
— Знаете, я всегда хотел дочь Аленку, как на шоколадках, — присоединяется Тригорий Васильевич. — Какая-то такая мечта была. И она осуществилась.
— Пока мы оформляли документы, часто наведывались к детям в интернат, — продолжает Надежда Викторовна. — В один из таких приходов всегда молчаливый Андрей как закричит: «Моя мамочка пришла! Классно! Она у меня самая лучшая!» Я поняла, что это точно наш ребенок. И вскоре мы забрали их обоих домой. Тут Андрюша быстро стал догонять ровесников, а теперь такой парень вымахал!
Через два года нам позвонили из районного центра по делам детей, семьи и молодежи и предложили забрать еще одного мальчика из Бахмача - у него были проблемы со здоровьем, тоже задержка развития, а поэтому необходимо было семейное воспитание. На смотрины мы взяли с собой Андрея. Когда увидели Владика (ему было 3 года), Андрей испугался, потому что тот был лохматым, сопливым, короче, страшненьким. Но наш папа сказал, что нужно забирать ребенка, потому что в детдоме он может и умереть. Дома пришлось бороться с его дерматитами, и разговаривать я его учила. Мы все преодолели. Помню, идет он в туалети кричит мне: «Мама, я на горшок!» И столько радости!..
В тот же год нам предложили забрать 6-летнего Ваню из черниговского интерната. Ему незадолго до этого сделали операцию (вырезали аппендицит) и поэтому подыскивали для него семью. А в Чернигове выяснилось, что у Ивана есть старший брат — 9-летний Сергей. Забрали и его.
В районном центре детей, семьи и молодежи нас с Гришей уже хорошо знали. Поэтому обращались к нам, предлагали кого-то забрать. Предпоследней в нашей семье появилась 5-летняя Вика (это было в ноябре 2008 года). За ней мы ездили в Прилуки.
Тот год стал для нас особенным — мы с мужем почувствовали себя по-настоящему счастливыми, ведь всегда хотели много детей. Кстати, мы были первой в районе приемной семьей, а впоследствии стали детским домом семейного типа (это когда воспитываются больше 5 детей). А в 2010 году мы случайно узнали, что в родильном отделении Городнянской райбольницы мать оставила новорожденную девочку. Воспитывать малышку с первых дней жизни — о таком счастье мы могли только мечтать. Конечно, мы поскорее забрали ее к себе, назвали Надюшей.
— Сначала было тяжеловато, а теперь уже все, кроме Нади, помогают нам и на огороде, и по хозяйству, — добавляет Григорий Васильевич.
Слушая Надежду Викторовну, я не сдержалась и спросила:
— Ну а для себя у Вас хоть минутка есть?
Она рассмеялась:
— Я еще и стихи успеваю писать — о детях, о нашей семье. Я же детьми живу и без них уже себя не представляю.
Слева направо: Андрей, Сергей, Владик (самый младший из мальчиков), Ваня, Елена, Вика
НАДІЙКА
Ще слів не вміє вимовляти,
Та вже навчилась танцювати:
Затупотіли черевички
І рученята йдуть в прихлоп,
Під музику стае на ніжки
І танцювальний робить крок.
Танцюй, танцюй, моя дитино,
На радість мамі і собі.
Такі нам милі ці хвилини
Танка найпершого в житті.
Надежда Богдан
Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №26 (2571)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: судьбы людские, дети, «ГАРТ», Анна Самойленко