Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Дмитрий Янчук: «В Чернигове невероятное количество творческих людей!»

Дмитрий Янчук: «В Чернигове невероятное количество творческих людей!»

Дмитрий Янчук: «В Чернигове невероятное количество творческих людей!»
Летом говорить хочется о легком и хорошем. О том, что где-то что-то начинается. Подходящий собеседник нашелся: один из создателей арт-цеха «Ремзавод» Дмитрий Янчук. Почему арт-цех «Ремзавод»? А потому что именно там это художественное пространство и расположилось, став дополнительным творческим цехом, где проходят выставки, акции, кинопоказы, чтения и мастер-классы. Интересно? Поговорим?

Здесь идет культурная жизнь

Мы беседуем в небольшой деревянной беседке, на свежем воздухе под еловыми кронами… Арт-цех «Ремзавод» – это не только выставочный зал, где на стенах – картины, плакаты и детские рисунки, а на полках шкафа – забавные поделки, но и очень симпатичный внутренний дворик, где тоже происходят интересные – и пока необычные для нашего города события. Какие именно?

– Здесь идет культурная жизнь, – просто объясняет Дмитрий. – Мы стараемся всё, что можем в этом плане, делать для Чернигова. Для начала открыли совместными усилиями группы творческих людей (и при поддержке руководства самого предприятия) наш «арт-цех».

– Именно при поддержке?

– Да, руководству завода интересно, чтобы на его территории и вообще в Чернигове происходили какие-то интересные мероприятия для детей и для взрослых. Да и просто чтобы люди сюда приходили, радовались, делали что-то хорошее и новое.
Несколько мероприятий мы уже провели: сегодня открывается третья по счету выставка (к моменту выхода газеты состоялась и четвертая! – Авт.), а были уже литературные чтения…

– Тоже для взрослых и детей?

– Да, конечно. Все вместе здесь, в дворике, выставили лавочки, заварили чайку – и каждый, кто пришел со своими книжками, читал вслух любимые детские стихи и сказки.

– Сегодня ведь тоже, кроме открытия выставки, еще и какая-то совместная акция должна пройти?
– Да, мы будем делать большой общий коллаж: все, кто пожелает, кто во что горазд, могут принести с собой материалы и детали, что-то, конечно, предоставим и мы – и все вместе из этого «творческого хлама» соорудим произведение искусства – которое потом выставим на общее обозрение.

– Это будет Город?

– Да, наш собственный Город. Он родится из бумаги, ткани, картона, железок, пружинок… Из всего, что попадется под руку. Это очень увлекательная и интересная практика, в которой особенно важен сам момент совместного творчества детей и взрослых, родителей с детьми – ведь не у многих не так часто такое объединение происходит…

Иначе – сложно


– Дима, кого вы имеете в виду, когда говорите «мы»?

– Скажем так, объединение творческих энтузиастов. Интересующихся творческой и культурной жизнью Чернигова людей. Сколько нас всего, сказать не возьмусь. А непосредственно организацией мероприятий вместе со мной занимаются журналист и художник Александра Синиченко – творческий вдохновитель и автор многих проектов, Артем Сиворакша – ювелир, художник и наш технический руководитель, художник и фотограф Николай Нечастный, рукодельницы Алена Марачевская и Екатерина Янчук, художница Елена Загребина, графический дизайнер Аркадий Симкин… «Руководим» все вместе: всё, что здесь происходит, обсуждется и решается на планерках, на худсовете. Это очень интересно и здорово: потому что одна голова – хорошо, а много голов, когда вместе работают, – это еще лучше.

– Этот район города вы выбрали намеренно или просто «так сложилось»?

– Так сложилось, и это хорошо. У нас есть замечательное место для проведения мероприятий, адекватно реагирующий арендодатель, который нас понимает, поддерживает и идет навстречу. Что же касается расстояний… Чернигов ведь – небольшой город, и дойти к нам из центра можно за 25 минут – не говоря уже о транспорте.

– Кто же приходит на мероприятия арт-цеха?

– Черниговцы. Приезжают люди из других районов города и, конечно, из окрестных дворов – чаще всего, чтобы посмотреть выставки. Приятно удивляются: «Неужели у нас, на ремзаводе, наконец-то что-то подобное происходит! Мы себе такого даже не могли представить». Дети заглядывают: хлопают дверями, бегают, смеются… Вот кого мы особенно рады видеть!
Развитие чувствуется, и это очень радует: ведь мы хотим наш «цех» превратить в пространство для общения. Место, куда можно прийти почитать книжку, попить чаю, посмотреть выставку. Планируем занятия с детьми: мастер-классы, воркшопы…

– Но проект «Ремзавод», наверное, заведомо неприбыльный?
– Да. Опыт показывает, что если хочешь в нашем городе заниматься какой-то творческой и культурной деятельностью, она должна быть на общественных началах. Иначе – сложно.
Если делать наши мероприятия платными, то сразу же какое-то количество потенциально потенциальных ? посетителей уйдет. Мы предлагаем людям сделать какой-то благотворительный взнос за посещение – но он не обязателен. Просто у входа есть ящичек для взносов, и тот, кто проходит мимо, может что-то положить. Наверное, какая-то коммерческая деятельность тоже нужна – иначе мы просто не сможем существовать – но пока что мы всё делаем на собственном энтузиазме и ресурсах – и финансовых, и трудовых.

Плакаты? Какая красота!


Рассматривать экспозиции в «цеху» можно, удобно усевшись на раскрашенных парковых скамейках. Они – тоже с территории ремзавода.

– Так ведь и должно быть в хорошем музее, – поясняет Дима, – в каждом зале должно быть место, куда можно присесть и посмотреть экспозицию. И когда мы свой зал оформляли (естественно, тоже своими силами – от идеи до воплощения), мимо скамеечек этих не смогли пройти мимо. Аккуратно перенесли в помещение, отремонтировали, подкрасили. Присаживайтесь!

– Плакаты для предыдущей экспозиции (выставки технических плакатов 70-80-х годов) были тоже собраны здесь, в цехах «Октябрьского молота»?
– Да, сотрудники завода нам устроили своеобразную экскурсию. Мы всё, что видели, фотографировали и ахали: «Какая красота! А вот это мы можем взять себе? А это? Мы хотим сделать выставку!» – «Хорошо, берите. Но только чтобы всё использовали!»
Провели одну выставку и думаю, на этом не закончим, потому что плакатов много и их хочется показывать. Производственные плакаты – это как музыка из советских мультфильмов. Мне кажется, счастливы были те музыканты, кто сотрудничал с «Союзмультфильмом» – цензура на них не особенно строго смотрела, и если послушать эту музыку, окажется это адекватная музыка того времени, как эстрадная, так и академическая.
То же и с плакатами. Цензура их не так пристально рассматривала и, соответственно, художник, работавший над техническим плакатом, мог проявить больше свободы.

– Вы там подтексты какие-то находите?
– Нет, скорее, мы там находим прекрасные художественные решения и видим в них произведения искусства.

– А после выставки они будут здесь храниться?

– Конечно. Как же можно их выбросить? Всё – в фонды!

Культпросвет

– Выставка технических плакатов продлилась две недели. Сейчас ее сменяет новая – детского рисунка. А дальше?

– А дальше, через две недели мы откроем еще одну выставку, чью – сейчас не стану говорить, пусть это будет небольшим сюрпризом.
В Чернигове невероятное количество творческих людей! Но мы, думаю, потихоньку будем выходить на междугородный уровень, приглашая и киевских художников – там ведь тоже очень много людей, которые хотели бы выехать куда-то со своей выставкой, представить свое творчество зрителю.

Планируем музыкальные вечера, в формате камерных концертов. Опыт уже есть и очень хороший: на открытии у нас играл квартет кларнетистов, и это было чудесно. Сначала музыканты расположились здесь, во дворике, под елками, потом разразился ливень – все быстренько перебежали вовнутрь, «сплотились», расселись на скамеечках… А музыканты продолжили играть. И хотя они говорили вначале, что у них программа «минут на 25», отыграли, наверное, часа полтора!

Устраиваем и кинопоказы, посмотрели уже два фильма, сегодня собираемся в третий раз. В прошлый раз смотрели французскую комедию-бурлеск «Фея», а вот перед 9 Мая – «Иди и смотри» Элема Климова. Серьезный, страшный и правдивый фильм, на мой взгляд – самый лучший из снятых о войне.

– А кто определяет репертуар для этих показов? У вас такой разброс – от «Иди и смотри» до «Приключений желтого чемоданчика»…
– Сами и определяем. Собираемся все вместе и составляем план мероприятий на ближайшее время. Долго думали, как всё, что проходит на «Ремзаводе», назвать одним словом. Мероприятия ведь разноплановые… Решили: будет «Культпросвет». Номер один, номер два… Нумеруем, чтобы ничего не забыть из того, что происходит. Это ведь очень интересно: отпраздновать сотое мероприятие – или вообще просто понять, куда и как мы движемся. Как дневничок, который можно перелистать: а что у нас было на первом мероприятии? О, интересно! А уже сотое? Здорово! Или наоборот – послушайте, первое-то было какое интересное, а сотое что-то не очень… Надо же что-то делать!

Главное тут – делать

– Дима, есть ли еще примеры такого объединения, полузамершего, скажем так, производства и художественного пространства? Мне на ум приходит разве что московский «Винзавод», где огромные площади отдаются под художественные галереи.

– Я не могу сказать, что мы конкретно на кого-то ориентируемся. Если говорить о «Винзаводе» – там задействованы большие финансы и все налажено очень серьезно. Есть завод с его большими территориями и есть объединения творческих деятелей, галереи, мастерские, центр детского развития. Когда это все вместе, это здорово и замечательно, но – для этого нужно очень много денег.
Как это все организовать в Чернигове и насколько это вообще здесь возможно, нужно и важно – это те вопросы, которые мы и пытаемся сейчас осторожной разведкой прощупать и протестировать. Чернигов географически очень выгодно расположен, и можно было бы думать о выходе на межрегиональный уровень, где-то внутри, амбициозно так, может быть, хотелось бы даже развернуть это все в большой творческий и культурный центр… Но мы ориентируемся на то, что возможно сейчас.

Главное тут – делать. Чем больше мы будем делать – здесь – тем больше можно будет потом строить каких-то планов.

Как попасть в арт-цех «Ремзавод»?


Вам нужно доехать до одноименной остановки, перейти на противоположную сторону улицы и пройти вдоль забора завода (просп. Мира, 194) несколько десятков метров: мимо деревянного городка и отделений двух банков. Нашли зеленое крылечко, вымощенное деревянными «пеньками»? Вам туда!
Сайт арт-цеха: http://remzavod.org/

Цитата
– Киев есть Киев, но хочется жить в Чернигове. Он очень родной, любимый, и хочется именно здесь что-то делать по-настоящему. Уехать можно: но что тогда? С творческой работой, конечно, в Чернигове положение не лучшее – но потому мы и стараемся город как-то расшевелить.

Досье

Дмитрий Янчук родился 4 февраля 1986 года в Чернигове.

Образование пока – неоконченное высшее. По окончании коллегиума №11 поступил в Институт экономики и управления на специальность «Социальная работа».
Первая запись в трудовой книжке – «почтальон». На почте пытались отговорить: «Ты что, с ума сошел, что ли? Зачем тебе это нужно?» – «Как, письма – это же романтика!» – «Какие письма, ты думаешь, сегодня кто-то кому-то пишет? Пенсии, мыло, чистящие средства, десять рулонов туалетной бумаги – и вперед… Никакой романтики, честно, мы тебя сразу предупреждаем!» – «Да? Ну я все-таки попробую…»

Дмитрий занимался и занимается предпринимательской деятельностью – стараясь максимально тесно соединять ее с творчеством. Поэтому и «Ремзавод», и закрывшаяся, увы, «Писана торба». Сейгодня есть интересная творческая работа, связанная с оформлением: витрин, залов, декораций для съемок рекламы и кино – но это в Киеве. Один из самых интересных проектов, в котором довелось принять участие – съемки французского фильма L'affaire Farewell («Прощальное дело»), где в главных ролях снялись Эмир Кустурица и Ингеборга Дапкунайте.

– В Киеве снималась Москва 80-х годов: на Крещатике, в Ботаническом саду… Повсюду – Брежнев, советская символика. Конечно же, все лайтбоксы, рекламные щиты и баннеры нужно было закрыть – и наоборот, повесить старые вывески, все подкрасить, вернуть на 30 лет назад… Может быть, когда смотришь фильм, это не очень заметно, но на самом деле работы для художников было очень много! Очень удивительный, интересный процесс.

Семья: жена Елена Загребина – известный в Чернигове художник, дочь Маша.
О хобби спрашивать нет смысла: это арт-цех «Ремзавод»!


Беседовала Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", №26 (555)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", Дмитрий Янчук, арт-цех, «Ремзавод»

Добавить в: