Вся жизнь – как день Татьянин. У них одно имя на двоих
Вся жизнь – как день Татьянин. У них одно имя на двоих
«Это тебе, мама», – протянул букет Олежка. «А этот – Танечке», – сказал Игорек.
Для своей младшей дочки Татьяна Филипповна выбрала другое имя – тоже красивое и светлое. Но «семейный совет» решил назвать девочку в честь матери.
Так они и идут по жизни – две Татьяны, мать и дочь, связанные еще одной тоненькой ниточкой душевного родства. Покровительствует им святая великомученица, образ которой украшает стену Троицкого собора в Чернигове. Изображена св. Татьяна здесь в полный рост – с мечом в правой руке, левая же прижата к сердцу – будто оберегает от жизненных невзгод она не только студенчество, но и эту семью
Есть у славян одна особенность. У каждого рода судьба такая, что хоть роман пиши.
Слободские – не исключение…
Через тернии – к многодетному счастью
В конце прошлого года Татьяне Филипповне Слободской было присвоено звание «Мать-героиня». Несмотря на его почетность, в наш прагматичный век отношение к многодетным семьям довольно неоднозначно. Почему-то считается, что женщина, родившая больше двух детей, совершает чуть ли не социальный суицид: вязнет в быту, поэтому никогда не сможет полностью отдаваться работе.
Этот общественный стереотип пришлось испытать на себе и Татьяне Филипповне. Хотя, она посвятила воспитанию подрастающего поколения не только личную, но и профессиональную жизнь. Педагогический стаж ее – тридцать лет, и в основном была школьным учителем математики. Хотя был период, когда работала и в районном методкабинете, вела группу продленного дня…
Сегодня найдется немало тех, кто позавидует Слободским. Ведь главное родительское счастье – это счастье в детях. А их сыновья и дочери получили высшее образование, окончили специализированные учебные заведения – по классу скрипки и фортепиано, увлекались танцами, а старший Олег с юных лет писал замечательные стихи. Как и родители, все они прошли через педагогический. Но творческое начало, присущее каждому из них, дало старт для будущей профессии.
Сегодня Татьяна Слободская-младшая – по мужу Кислица – руководит студией современного танца «Бродвей». Досталась она ей «в наследство» от старшей сестры Натальи, вдохнувшей жизнь в этот коллектив. Сама Наталья живет за границей, но дважды в год наведывается к родным.
– В шоу «Майдан’s», которое транслировалось по телеканалу Интер прошлой весной, пять человек из нашей семьи выступали, – не без гордости рассказывает Татьяна Филипповна.
А ее дочь о секрете семейного успеха говорит так:
– У нас очень хорошая модель семьи. Мы росли и видели, что родители никогда не жаловались на жизнь. Всего добивались трудом. Свою семью стараюсь строить по тому же принципу. И если мы сумели чего-то достичь, это не с неба нам упало. Мы с мужем шесть лет жили на съемной квартире, потом, чтобы обзавестись собственным жильем, оформили молодежный кредит. Отдавали его в течение нескольких лет. В декретном отпуске я не сидела, сложа руки, работала. У нас двое детей – дочка Настя и сын Ярослав, а всего у моих родителей – десять внуков. Я вот выросла и не знала, что такое бабушка и дедушка. А мои дети чувствуют их любовь и заботу. Какое это счастье…
Закаленное детство
Бабушек-дедушек у младшего поколения Слободских война отняла. Татьяне Филипповне было двенадцать, когда брат привез ее из восточного Казахстана в Украину. Их мать умерла в 43-м, отец вернулся с фронта практически недвижимым. Мало ей выпало в жизни материнской любви и отцовской заботы. Что говорить, если даже в школу девочка пошла на два года позже положенного: сначала болела, потом – нечего было надеть.
Первый и единственный человек, которому Татьяна решилась открыться – будущий супруг Анатолий Максимович. Познакомились они в Городнянской школе-интернате. Оказывается, такое чувство бывает не только в книгах – со школьной парты и на всю жизнь.
На выпускном вечере от Татьяны нельзя было глаз отвести – статная, с пышной русой косой, в белоснежном штапельном платье. Сама сшила: в интернате они не только среднее образование, но и профессию получили. Девушки – швеи, парни – столяра. Крепко запала Татьяна в душу Анатолию, но оба тогда понимали, что главное для них – получить образование. Он пообещал: «Через пять лет я тебя найду, и мы поженимся».
Прошло долгих семь лет, пока они обменялись кольцами. Сегодня о такой проверке временем и не услышишь. А у Слободских память о том времени хранит толстая стопка писем, в которых – робкие слова признаний и трогательная приписка: деньги, сэкономленные из солдатской зарплаты, он выслал, чтобы она смогла поехать в Казахстан – навестить сестру.
Чемодан да койка
После демобилизации Анатолий, как был – в военной форме и с чемоданом, так приехал прямо к Татьяне в общежитие. Посмотрел – и обомлел: от цветущей красавицы осталась ровно половина!
Девушка была студенткой Черниговского педагогического. Тогда в институте было только два факультета – педфак и физмат. Татьяна выбрала второй. Сначала ей удавалось совмещать работу пионервожатой в родном интернате с учебой заочно, но потом стало ясно: стать хорошим специалистом можно только обучаясь на стационаре. И она вновь поступила на первый курс.
– Стипендия была 220 рублей – это до денежной реформы, – рассказывает Татьяна Филипповна. – Удалось отложить и пошить зимнее пальто, а вот на сапожки денег не хватило. Так и проходила всю зиму в туфельках. Общежитие наше располагалось неподалеку от того места, где сейчас «Мегацентр». В институт бегали напрямую – вдоль Стрижня.
Плохое питание и постоянное переохлаждение не могли не сказаться на здоровье. И к третьему курсу у Татьяны развились ревматоидный артрит и гастрит, которые мучили ее всю жизнь.
Анатолий, как мог, старался помочь. Устроился работать на «капрон», поселился в общежитии. У самого из имущества – чемодан да койка. Но помнит Татьяна Филипповна, как принес ей деньги с первой зарплаты. А она гордая – не взяла! С какой стати? Тогда он и предложил: «Давай поженимся не через два года, как планировали, а сейчас! Боюсь, что с таким питанием ты скоро сляжешь». И она приняла предложение.
«А вы знаете, что наша Татьяна – сирота?», –
обратился с вопросом парторг физико-математического факультета Яков Абрамович Ройтберг к ректору института Виктору Николаевичу Костарчуку. «Не может быть! Такая активистка, за всех студентов просит, а о себе – ни слова!» Диалог этот, состоявшийся почти полвека назад, конечно, не дословный. Но смысл передан верно. Состоялся он после того, как на факультете узнали, что всеми любимая Таня Польская выходит замуж, а свадьбу молодожены осилить не смогут. И руководство решило помочь: выделили деньги на продукты, договорились с институтской столовой и кинули клич студентам.
– Столы ломились, – Татьяна Филипповна до сих пор с благодарностью и восторгом говорит о своих преподавателях и сокурсниках. – Ребята принесли из дома салаты, холодец. Купили разливного вина, добавили немного сахара, но не столько пили, сколько веселились. Все, что осталось на столах, забрали в общежитие. Потом три дня доедали.
После свадьбы молодожены жили не вместе: она – в своем общежитии, он в своем. Но встречались ежедневно, и Анатолий всегда спрашивал у девчат – соседок по комнате, обедала ли сегодня его молодая жена.
Сына Бог им дал – в аршин!
Такое беспокойство оказалось не лишним. Все пережитое сказалось на здоровье девушки. Трудовые будни, которые начались в Ичнянском районе – в Крупичпольской, потом в Гужовской школах – только усугубили ситуацию. Татьяна Филипповна преподавала математику и физкультуру, была классным руководителем 9-го класса. И в то же время, мечтала о ребенке. Но прежде чем она подарила мужу первенца, пришлось пережить немало потерь и разочарований.
Малыш с богатырским весом в 4 кг 600 г появился на свет в Щорской райбольнице. Это он, их первенец Олег, напишет потом трогательное стихотворение «Дарите матерям улыбки», которое напечатают в местной газете. А Татьяна Филипповна вырежет и будет бережно хранить пожелтевший листик в блокноте…
…Жили тогда Слободские в селе Петровка. Анатолий Максимович тоже окончил институт, работал учителем физкультуры, потом тренером в спортшколе. Конечно же, он был счастлив! Как и Татьяна Филипповна. Но дорогой ценой им достался ребенок. Не только потому, что на осмотр к врачу приходилось добираться пешком – по четыре километра туда и обратно.
Пролетят годы, и точно так же пешком – через луг в пойме Десны – будет добираться на работу в Анисовскую школу их младшая Татьяна. И точно так же врач будет ругать ее – будущую маму – за излишний трудовой энтузиазм.
Помог «дорогой Леонид Ильич»
Это будет потом. А пока вернемся в семидесятые. Их семья из года в год увеличивалась. Кто-то косился – жилья-то своего не было, пятнадцать лет кочевали по квартирам. А они были счастливы: после стольких лет тревог и ожиданий – у них теперь была своя, большая и дружная, семья.
– Очень мне помогал муж, – хвалит наша героиня своего Анатолия Максимовича. – И готовил, и убирал – выполнял всю женскую работу. Вернее, работу он не делил.
Свое жилье у Слободских появилось благодаря случаю. Куда ни обращались, а добиться квартиры не могли. А в 75-м одна многодетная семья отказалась переезжать в выделенный для них дом потому, что там не было удобств и центрального отопления. А Татьяне Филипповне и Анатолию Максимовичу новострой показался сказочным. Но спустя время поняли, что недоделок в нем ой как много. Только до колонки надо было идти 200 метров. А ведь в доме – пятеро детей. Сколько хозяин воды ни принесет, – не хватает на вечную стирку-уборку и купание.
Местные власти опять стали глухи и слепы к просьбам, и Татьяна Филипповна решилась написать письмо в Москву – в Центральный Комитет Коммунистической партии. Людям старшего поколения не стоит объяснять, что это значит. Спустя две недели к ним пришла комиссия из одиннадцати человек, которая составила список всего, что требовалось сделать. И сделали!
Как они быстро летят…
– Когда в 91-м вышла на пенсию, школа долго снилась. Мне звонили, приглашали поработать. Но я не согласилась, – вспоминает Татьяна Филипповна. – Детям надо было дать образование, а тут Союз распался. Приходилось выживать. Муж занялся предпринимательством, тогда и пригодились мои навыки швеи, полученные когда-то в Городнянском интернате. Анатолий Максимович у нас вообще молодец! Каждый день зарядку делает. На месте ему трудно усидеть.
Несколько лет назад к 50-летнему юбилею окончания школы, мы с ним организовали встречу выпускников. Многие наши приехали…
Татьяна Филипповна достает аккуратный конверт и показывает фотографии с той встречи. Да!.. Годы мелкой сеточкой легли на ее лицо и посеребрили волосы. Куда делась пышная коса? А вот взгляд остался прежним – пронзительный и мудрый. И улыбка – добрая-добрая. Так улыбаться может только мама.
Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №4 (095)
Фото Виктора Кошмала из семейного архива семьи Слободски
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.