Дизель-мотоцикл от борзнянца
Иван Олифир на дизельном "Минске"
Об изобретениях Ивана Олифира уже писали. Тогда в его арсенале были дизельные ГАЗ-69, МТ-11 «Днепр», «Ява-350Д», «Таврия» и «Волга ГАЗ-21». В конце 2011 года Иван Борисович позвонил в нашу редакцию и сообщил: имеет новинку, да такую, которой не видели не то что в Украине, а, наверное, и в мире. Что же он придумал в этот раз? Оказалось, он переделал в дизельный мотоцикл «Минск» из класса легких.
Начинал с ГАЗ-69
— Вообще, начинал я с автомобилей, — вспоминает Иван Олифир. — Первая моя дизельная разработка - ГАЗ-69. Тогда, в 1988-м, немногие верили, что этот эксперимент закончится успешно, но... Я послал заявку на Горьковский автозавод, чтобы мне позволили реконструировать их изделие, приложил техническую документацию. Пришел ответ от главного конструктора легковых автомобилей Носакова, в котором отмечалось: «Автозавод не против реконструкции ГАЗ-69». Уже впоследствии переделал на дизель «Таврию» и «Волгу». Так идея машин с дизельными двигателями и прижилась, а теперь дает еще и реальные плоды. Ведь к дизелю я отношусь как к бюджетному силовому агрегату, который позволяет сэкономить. С чего начинает каждый водитель? С проверки содержания топливного бака. Энергоносители же отходят на второй план. У меня все наоборот.
Дизельные «Днепр» и «Ява»
Первым мотоциклом с дизельным двигателем, который в 1992 году появился в гараже Ивана Олифира, стал «Тайк» — в ходовую МТ-11 «Днепр» Иван Борисович установил чешский одноцилиндровый двухтактный дизельный двигатель прямого впрыска. И хоть двухтактные двигатели отличаются повышенной затратой горючего, обновленный МТ стал вдвое экономичнее — на 100 километров он тратит 3-3,5 литра дизтоплива (карбюраторный — до 8 литров бензина).
— На всякий случай я решил вмонтировать в мотоцикл дополнительный топливный бак, — рассказывает Иван Борисович. — Установил 4-литровый на коляске, потому что родной 19-литровый заменил 12-литровым. Запаса в этих двух баках хватает на 600-700 километров пробега.
Но на этом Иван Борисович не остановился. Если он смог заменить двигатель мотоцикла тяжелого класса на двухтактный дизельный, то почему не сможет приспособить на «железного коня» и четырехтактный? Ведь, во-первых, у четырехтактного лучше уравновешен кривошипно-шатунный механизм, поэтому двигатель будет работать мягче, во-вторых, этот двигатель работает с меньшей вибронагрузкой и меньше шумит, а в-третьих, потребляет меньше горючего. В 2003 году Иван Олифир принялся за дело. В чешскую «Яву-350Д» он установил одноцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель прямого впрыска. Хотя, чтобы он «прижился», пришлось реконструировать машину — поставить коробку передач, маятник, карданную передачу с мостом и задним колесом с МТ-10. Зато теперь этот мотоцикл среднего класса на 100 километров тратит всего 1,6-2,2 литра дизтоплива. А это втрое меньше расхода бензина обычного двигателя «Явы»!
— Разве это не хорошо? На одной заправке бака я могу проехать более тысячи километров! — говорит изобретатель.
Дизельный «Минск»
Дизельный «Минск»
С того времени самой заветной мечтой Ивана Олифира стало пополнение коллекции мотоциклов с дизельными двигателями. Тяжелого и среднего класса уже были, остался легкого.
Объектом эксперимента Иван Борисович избрал новенький «С-125», или, как мы его называем, «Минск». На него, как и на «Яву», он решил поставить одноцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель прямого впрыска.
— У дизельного двигателя должны быть четыре точки крепления, чтобы меньше была вибронагрузка. Поэтому я использовал именно «Минск» последней модели, ведь он укомплектован дуплексной рамой (рама трубчатой конструкции, которая охватывает двигатель с двух сторон. — Авт.), — показывает свою новую работу Иван Борисович. — База осталась той же — сцепление, генератор со штатным электрооборудованием, главную передачу и коробку переключения передач я не менял. Расстояние между колесами тоже. А вот верхнюю часть родного двигателя снял и вместо нее поставил дизельный «Янмар КМ 170». Коленчатый вал бензинового двигателя заменил на оригинальный прямой. Части заводского двигателя и КМ 170 я соединил клиноременной передачей и прикрыл ее защитным кожухом. Колено от дизеля соединил с основным глушителем через эластичную гофру. Она не позволяет дизельному двигателю передавать вибронагрузку на весь мотоцикл. Топливный бак переместил на багажник в кофр, а спереди оставил псевдобак. Таким образом, внешний вид мотоцикла почти не изменился, зато он стал более экономичным — на 100 километров тратит около 0,9 литров дизельного топлива (карбюраторный — 3,5-4 литра бензина).
Топливный бак «Минска» переместился
Дизельные машины – легальны!
Что самое интересное, все дизельные машины Ивана Олифира — легальны. На каждую из них он имеет разрешение. Недаром его изобретениями интересуются как в Украине (три года назад большое интервью с изобретателем показывали на двух каналах — Первом национальном и 1 +1), так и в соседних государствах (статьи о мотоциклах борзнянца не раз печатались в российских журналах «Сигнал» и «Мото»). Многократно Ивана Борисовича просили продать его дизельную технику, как-то даже предлагали поставить ее производство на поток.
— Но я всегда отказываюсь — делаю все это для себя, для души, — говорит он. — Рутинной же работы не люблю. Хочется не дублировать что-то, а творить.
Что собирается отчебучить в следующий раз — Иван Борисович не признался, хотя сказал, что задумки уже есть. Два года назад в разговоре с нашим корреспондентом он проговорился, что его самая большая мечта — дизельный аэроаппарат. Кто знает, возможно, именно на его испытание мы приедем в следующий раз.
Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №3 (2548)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: изобретатель, Иван Олифир, «ГАРТ», Екатерина Дроздова