Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Рождество защищает от сжатия сердца...

Рождество защищает от сжатия сердца...

В Рождество все немного волхвы...
Ирина Песня — художественный руководитель театра интеграции «Дивосад». Артисты театра — люди удивительные. Умные, светящиеся. Люди с ограниченными возможностями? Пожалуй, талантом, искренностью, умением чувствовать прекрасное они одарены даже больше других. Ощутить это можно, побывав на любом из их спектаклей.

На днях в стенах музея Коцюбинского в исполнении «Дивосада» прозвучал «Рождественский цикл» Иосифа Бродского. И после спектакля мы говорим — о театре, о детях, о Рождестве. И о той самой способности «дальнего смешивать с ближним».

Над небольшой сценой склонились ангелы. На белом заднике — рисунки самого Бродского. А еще на сцене — комната, привычный домашний маленький мир: вязаные коврики, рыжий кот, мандарины и яблоки в авоське... Дети. Елка. Стихи. Артисты (некоторым не то что стоять — сидеть трудно!) читают их вдумчиво, проникновенно, с пониманием каждой строки.

— Ирина, что это за театр — «Дивосад»? Как он появился — и для чего?


— Театр появился при благотворительном фонде «Аратта» — и основной его целью была интеграция людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями — в мир. У истоков стояла Марина Каранда, она «вела» этот театр четыре года, работала очень интенсивно и творчески. Потом она, к сожалению, ушла, сменилось несколько режиссеров. И увы, вышло так, что почти весь 2010 год театр просто не работал.

Я же в «Аратте» преподавала детям парикмахерское мастерство. Но так как я по натуре человек творческий, то не просто преподавала — а старалась каждое мероприятие делать театрализованным. Мы проводили Парад цветов, Парад причесок — и все это делали очень красиво, со стихами, с музыкой. И, видимо, поэтому мне в конце концов предложили попробовать взяться за театр.

— Испугались?

— Конечно. Очень. Но меня взяли хитростью: «Придешь, посмотришь. Вдруг понравится?» Я пришла на репетицию — а ни одного актера не было. Все разбежались, один Олежка Полосьмак только остался из старого состава. И я сама заново собирала коллектив.

Они все делают чудо


— Для всех детей, которые здесь занимаются, театр — единственное и главное. Если приходят новенькие, стараемся не медлить, включать всех. Одна из девочек, читавших стихи, пришла в студию всего три дня назад. Она учится дома: у нее сильный сколиоз, посещать занятия она не может. Я дала ей текст, она за три дня его выучила и уже выступила! Она просто чудо сделала.

Они все делают чудо. То, что они совершают, как творят, - это просто уму непостижимо.

— Сколько у вас в труппе человек сегодня?

— С инвалидностью — тринадцать. Плюс шестеро здоровых детей и мамы — наши волонтеры, которые тоже принимают участие в спектаклях. И когда мы в июне поехали в Польшу, в Тщев, на Фестиваль прекрасных театров, организаторы сказали, что они впервые такое видят: на сцену вышли дети разного возраста, с разной степенью инвалидности, и их родители. И все они были заняты в спектакле. Обычно коллективы, которые приезжают на такие «особенные» фестивали, специализируются: это или детский дом какой-то, или интернат для детей с определенным типом заболевания. А у нас — все вместе.

Театр искренних


— Мне очень хочется работать с детьми с синдромом Дауна. Очень давно об этом мечтаю — с тех пор, как узнала, какие спектакли ставит в Москве «Театр простодушных»!

Мне безумно понравилась идея, и я все время об этом думала. Думала, думала. Кто-то пожимал плечами и спрашивал: «Зачем тебе эта морока?» А в «Аратте» мне подсказали , что у них есть такой опекаемый. И я нашла Петю. Позвонила его маме, Аллочке, — как она обрадовалась!

Но надо сказать, что Петя, который был тогда и который есть сейчас, — это совсем разные люди. По своему характеру, по открытости. Он ведь ни с кем не разговаривал, держался обособленно, был очень закрытым. И я, конечно, очень рискнула тогда, год назад. Мы ставили «Приключения Петрика в Новогоднюю ночь» — сказку ко дню Святого Николая — и я назначила Петю на главную роль. И я не ошиблась! Он так запоминал текст, что мы с его мамой сидели ошеломленные. Мы даже не ожидали — как он «сделал» роль, как хорошо сыграл! Кариночка была — Совесть, Лерочка — Любовь. Вообще это
было настолько символично и прекрасно. И я тогда поняла: все получается.

Через тернии

— На сцене большинство артистов сидело или полулежало...


— Да, наши девочки, которые в колясочках, не могут самостоятельно передвигаться. Могут стоять несколько секунд, Кариночка делает два шага.

— А вообще спектр диагнозов у ваших артистов какой? Извините за бесцеремонность, конечно, но мне кажется, это важно: знать, что именно эти дети преодолевают.

— Генетические заболевания, синдром Дауна, последствия родовых травм, аварий, проблемы со зрением, тяжелые формы ДЦП.

— Я беседовала с родителями: говорят, что часто на репетиции приезжают мамы, а дети остаются дома — потому что очень трудно им добираться.

— Добираться действительно нелегко, особенно тем, кто на колясках. Развозки нет — и конечно, мы были бы благодарны, если бы кто-то помог в этом плане. А больше всего нам нужно помещение для репетиций: сейчас репетируем на дому у одной из артисток, но это, конечно, очень неудобно и постоянно так продолжаться не может.

Один из наших артистов, Ваня, вообще живет в селе. Поэтому они с папой на репетиции редко приезжают. Но на фестиваль в Польшу они вместе с нами, конечно, ездили.

— С реквизитом и костюмами справляетесь сами?


— И я справляюсь, и родители помогают. Прекрасный художник Дима Зуганов к этому спектаклю сделал декорации, задник с набросками Бродского, деревянные фигуры Марии, Иосифа, Младенца. Больших ангелов над сценой соорудила я сама. А уютный рыжий кот найден в секонд-хенде.

Но это что — к «Маленькому принцу» декорации намного сложнее. Когда рассказала ребятам, что именно я задумала, они замахали руками: «Ира, это невозможно сделать!» Но сделали же! Огромная двухметровая планета, которая открывается, распахивается, как портал, и через него появляются все герои.

— Где еще выступают ваши артисты? Вообще — нужны ли вам площадки для выступлений?


— Да, очень нужны! Им надо выступать, это же самое главное. Пока что мы выступаем только в музее Коцюбинского, и крайне редко — где-то еще. Вот недавно, с «Маленьким принцем», нас приглашали как специальных гостей на конкурс «Мини-мисс Чернигов». А мы везде готовы выступать! Наш «Маленький принц» — спектакль очень хорошо выстроенный, с удивительной музыкой.

— Ваши артисты верят в Бога?

— Некоторые — да. Мы говорим о Боге. Конечно. Но я им говорю так: мы с вами надрелигиозны. Наше сознание может вместить в себя всю полноту мира, полноту всего и всех. Но главное — то, что происходит между людьми.

— На память о рождественском спектакле маленькие артисты раздали зрителям «пряники» — испеченные из соленого теста и прекрасно раскрашенные фигурки. Ирина, а кто эти «пряники» пек?

— Я слепила двух ангелов, принесла и показала ребятам. После этого мы намесили теста и все вместе лепили эти фигурки. Это все руками детей сделано. Расписывать помогали мамы — так что в итоге это получилась общая, теплая такая работа.

Сплошная любовь


— Ирина, если у вас в студии занимаются все вместе и больные и здоровые, как они интегрируются, срабатываются? Нет ли — ну, если не косых взглядов, то каких-то опасений? Настороженности? Дистанции между теми, кто болен и кто нет: «Ой, инвалиды, они не такие, как все»?


— .Первый раз, когда к нам приходит здоровый человек, он идет., и очень сильно боится. Но уходит он настроенным совершенно по-другому. Ну нет такого понятия: инвалид. Если уж так, то — в мире сейчас больше духовных инвалидов, чем физических!

Еще ни один ребенок и ни один взрослый, который пришел к нам — просто на репетицию, — ни один еще не сказал, что что-то не так! Все говорят: «Мы думали, это будет настолько тяжело. Что нам будет жалко. Мы понимаем, что нельзя жалеть, но ничего с собой не можем поделать...» Но, оказывается, начинается Театр — и всё забывается. Все — здоровые. Все — одинаковые.
Дело в том, что я не знаю здоровых людей, которые были бы такими же оптимистичными, такими юморными. И потом, это просто гениальные дети. Они ведь не живут прошлым. И не живут будущим. Сейчас у них жизнь: вот она! А наши пары, Юра и Юля, Алла с Владом? Как они любят друг друга, я такой любви в жизни не видела! Посмотришь со стороны, как они разговаривают, общаются — это просто сплошная любовь, многократная. Которая влияет на все вокруг — и какой бы человек к нам ни пришел, он это чувствует.

Мы постоянно смеемся — и на репетициях, и просто так. Ребята просят: «Ирина Михайловна, вы должны нам что-то сделать уже юморное!» Ну да, я даже когда в Молодежный театр только пришла, сразу организовала капустник. И была «наказана» — меня сразу назначили председателем профкома, — смеется Ирина. — Но я хочу поставить настоящую драму. .Я задумала грандиозное действо. Мы будем ставить «Хроники Нарнии» — и снова покажем в Польше. Задача непростая: уложиться нужно в двадцать минут (это требование фестиваля), при том что произведение очень глубокое и насыщенное.

— Кто Аслана сыграет?

— Петя. А Люси — Лерочка.

Главное

— Мы встречаемся — и каждый раз у нас Жизнь. Жизнь продолжается, вот и все. В этом театре.

ДОСЬЕ

Песня Ирина Михайловна, художественный руководитель театра «Дивосад».


Родилась 14 мая 1964 года. По профессии парикмахер. Восемь лет работала парикмахером и гримером в Молодежном театре — а спектакли в «домашнем театре» ставились всегда: семья очень творческая! Сегодня Ирина — режиссер театра интеграции «Дивосад», основная труппа которого состоит из людей с ограниченными возможностями. Поскольку «Дивосад» нужно взращивать, Ирина Песня думает о высшем образовании: собирается поступать на режиссуру либо культурологию.

Увлечения: декупаж, лепка, рукоделие. И — стихи. На которые даже пишут песни.

С давних пор Ирина сотрудничает с благотворительными фондами и организациями. А мечта - организовать свой собственный фонд. Семья: две дочери, Александра и Мария, сын Роман, зятья Николай и Александр, внуки — Олежка и Кирилл. Домашние животные: овчарка Рада.


Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", №52 (529)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", Песня Ирина, «Дивосад», театр

Добавить в: