Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Виктор Трубчанинов: Я никогда не ходил на работу

Виктор Трубчанинов: Я никогда не ходил на работу

Виктор Иванович Трубчанинов

Мало кто знает, что в Чернигове живет один из самых дорогих художников графиков в Украине. Это Виктор Иванович Трубчанинов. Некоторые из его работ для своей коллекции приобрел Джеймс Бонд, а точнее - голливудский артист Пирс Броснан, картины засветились даже в фильме «Афера Томаса Крауна».


Виктор Иванович – чрезвычайно интересный и проницательный собеседник, обаятельный и жизнерадостный человек! И вместе с тем – интеллектуал, эстет, гурман, любящий дедушка и, судя по всему, ценитель дамских прелестей. Ну, не без чудачеств, зато настоящая творческая личность, которая преображает пространство, подмечает красоту окружающего мира. Если судить по его подтянутой фигуре, молодому голосу и блеску любознательных глаз, живому интересу к жизни и не брать во внимание седину его волос, Виктору Ивановичу вряд ли можно было бы дать больше сорока пяти лет. 


- Как Вы сами определяете жанр своих работ?

- Это пейзаж с фигурами, но это не столь важно. Сейчас ведь в изобразительном искусстве нет чистых жанров. Современное искусство – это не формотворчество, а какие-то идеологемы, умотворчество. И, скорее всего, продается не само изображение, а подтекст. Когда ты находишься в определенном культурном пласте, он тебе о чем-то говорит. Когда я бывал в Европе, обратил внимание, что огромные залы современного искусства в галереях полупусты. Там висят замечательные картины, но зрители их не понимают.

- Как придумываются сюжеты Ваших картин?

- Вначале у тебя есть какой-то набор персонажей, прежде всего – герой. Понятно, что героем может быть только женщина, потому что на женское тело приятно смотреть и женщинам, и мужчинам. Потом ты начинаешь помещать героя в ситуации, которые он своим присутствием как бы оживляет. Но может быть и наоборот. Например, художники населяют прекрасные греческие пейзажи античными героями. Это агенты, которые погружают тебя в мифологию, и ты видишь потрясающую красоту природы. У нас есть черниговские пейзажи, к которым мы давно привыкли, но все, кто приезжает к нам впервые, просто шокированы. Ну, а какие у нас герои? Микки-Маус, Барби – их все знают. Делаем так: лежит прекрасная женщина, рядом с ней – Микки-Маус, они вместе выпивают и закусывают... Здесь все правда! И всем все понятно – и черниговская природа, и эти персонажи. Так я «поймал» целый круг людей, которые понимают контекст – и они в моих сетях. Это самый простой механизм.

- Ну, если бы все было так просто, все художники были бы богаты и знамениты!

- Много или мало зарабатывать – зависит не только от художника! Это продукт деятельности людей, которые занимаются продажами. Они делают художника имиджевым – и один почему-то считается хорошим, а другой – плохим. Это целое искусство пиара. Ты должен быть и хорошим художником, и публичной личностью, и ярким персонажем – когда все совпадает, приходит успех. Эта профессия потрясающе разоблачительна! Чтобы составить мнение о художнике, достаточно одного взгляда на его работу, чтобы сложить впечатление о писателе, надо прочитать целую книгу, о музыканте – послушать его игру. Мы можем долго говорить, но читателям лучше увидеть хотя бы одну работу – и все сразу станет понятно! Я бы хотел, чтобы мы поговорили о нашем городе. На данный момент меня волнует, почему он абсолютно не востребован! Ну почему же здесь ничего не рождается?! Вот появился бы герой – и к нам бы ездил весь мир. Но такого героя, которого бы знали буквально все, – писателя, поэта или общественного деятеля, да хоть юродивого, в конце-концов, – у нас пока нет! Наш город должен ожить персонажами, а он не оживает...

- Так уж ничего и не происходит? Писатели пишут, артисты играют, какие-то акции проходят. И художники, кстати, не бездельничают.

Уверен, что у нас нет писателей, написавших такую книгу, которая сможет иметь большой резонанс, стать культурным достоянием. Да, у нас есть Глибов, Коцюбинский. Но Коцюбинского на весь мир прославили “Тени забытых предков” Параджанова. А в театр я хожу регулярно, но то, что вижу – мне неинтересно! Известные люди не создают местного продукта, который стал бы вкладом в мировую культуру. Да, пейзажи пишут, церкви фотографируют с разных ракурсов, но ничего ведь не происходит! Обреченный провинциализм. Неужели у нас нет талантливых людей? Надо расколыхать эту фигню, чтобы Чернигов перестал быть местом обитания обывателей! Если бы мог, я создал бы за Десной музей, где поставил бы пирамиды, римские арки, большие песочные часы. Тогда было бы интересно здесь жить и сюда приезжать. Хотелось бы надеяться, что не один я так думаю!
 

Виктор Иванович Трубчанинов

О творчестве

Все мы, художники, устроены одинаково и занимаемся странным делом. Вот переверните холст – с обратной стороны это никому ненужная тряпка. Но благодаря каким-то действиям этот холст становится большой ценностью. Каким образом это делается, я не знаю, но меня это и не волнует. Художнику лучше об этом не задумываться. Вот прет тебя – делай! Все остальное неважно, всегда найдутся люди, которые объяснят, что ты нарисовал, зачем – и ты сам этому удивишься.
Искусство – это вторая реальность. Оно создает суррогаты. 


О свободе


Мне нравилось быть художником, потому что не надо было ходить на работу. Я никогда в жизни не ходил на работу! Меня просили преподавать в Художественной школе, но эпизодически.
В советские годы в каком-то смысле было больше свободы для творческого человека. Капитализм ведь страшно ограничивает свободу, потому как кушать хочется все время, а еду продают только за деньги. А спрос и то, за что платят, формируют другие люди. Ты как бы раб этого, хотя за горло тебя никто не душит. Но когда ты богат, появляется больше возможностей, больше свободы, потому все так и стремятся получить больше денег.

Для меня главное – сидеть в мастерской и ничего не делать. Это самое большое счастье, которое дают деньги, если они есть. 


Картина Виктора Ивановича Трубчанинова

О деньгах

Когда приехал в Чернигов, получил 200 рублей «подъемных». Семьи у меня еще не было, и на эти деньги спокойно можно было каждый день обедать в ресторане.

А когда мы были студентами, ездили на «халтуру» в колхозы, зарабатывали приличные деньги, некоторые – по тысяче за лето. А делать нужно было то же, что и в городе, – вешать лапшу на уши в виде наглядной агитации. Ведь в советское время художники должны были облуживать идеологию, создавать плакаты, образы героев. А Ленина назвали своим “кормильцем”.

Когда система рухнула, я предлагал собрать эти артефакты - наглядную агитацию, политические плакаты, это потрясающие вещи! Это было самое авангардное искусство. А та система, уникальная в своем роде, уже никогда не повторится.


О популярности

Самое интересное, что на определенные работы все всегда реагируют одинаково. Мотивация непонятна! И бывает так – ты сегодня не востребован, твои работы не покупают несколько лет, а потом раз – и всё смели! Общество меняется, люди по-другому начинают видеть.

Пирс Броснан сделал мне рекламу в Америке. Я сотрудничал с галереей, где продавали работы русских художников, в тои числе всем известного Шемякина. Тем не менее, я и при советской власти был известным художником в Украине, и даже более обеспеченным, чем сейчас. Я уже знаю: если не покупают – это временно, просто не нашелся человек, которому это нужно. Я ведь отвечаю за качество. Картина может кому-то нравиться, кому-то быть противной, а кто-то придет – и сразу купит.


Мелочи жизни

Хобби для художника – это «масло масляное». Когда человек становится коллекционером, это значит, он подхватил вирус.

Причуды у меня есть, но о них говорить не будем. Об этом надо писать для женского журнала или еще лучше – в “Плейбой”. Все страсти улеглись и переросли в искусство.

Жена давно не ревнует ни к натурщицам, ни к профессии. Она настолько самодостаточна, что этот вопрос даже нелепо звучит.


О людях

Всегда приятно общаться с людьми, которые состоялись в этой жизни, понимают, для чего живут. Они как бы разрешились от бремени, живут с легкостью. А если человек нереализован, это всегда какие-то ожидания, мучения. Хорошо женщине: родила ребенка – значит, реализовалась, и лучше этого уже ничего не придумаешь!

 

Имидж

Прическа: для него неважна. Иногда стрижет себя сам.
Одежда: лучшие наряды для него те, которые можно испачкать или выбросить без сожаления. Любит носить джинсы.
Марка часов: самозаводящиеся Seiko.
Мобильный: важно, чтобы телефон был маленьким и компактным. На даный момент это Samsung.
Парфюм: только французский и только дорогой!
Жилье: чаще всего находится в своей мастерской в центре города.
Автомобиль: не было и нет. Считает, что машина – это большая проблема.

Досье

Возраст: 58 лет.
Малая родина: Горловка Донецкой области.
Образование: вначале - Луганское художественное училище, потом – столичный институт (нынешняя Академия художеств).
Этапы творческого пути: служба в армии, в 1974 г. по распределению приехал в Чернигов, участник персональных выставок в Чернигове, Киеве, Славутиче, Нью-Йорке (США), Рубе (Франция), его картины – в частных собраниях России, Франции, США, Италии, Германии.
Семейное положение: жена Лия по профессии – музыкант. Дочь Ольга живет во Франции, там же окончила Высшую школу искусств. Внучка София учится в Чернигове во втором классе.
Жизненный принцип: любить друг друга и Божий мир!
Творческое кредо: всему удивляться!

 

Виктория Сидорова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Добавить в: