В Германии гречку ест только скот, а украинцев считают низшей расой
Сергей Атрощенко
Жил в вагончике, ангаре. Почти не отдыхал.
Сергей — студент факультета физического воспитания Черниговского педуниверситета. За это лето заработал около четырех тысяч евро.
— Поездка — хорошая школа выживания, — говорит Сергей. — Планирую поехать еще. Но свою девушку не отпустил бы.
Ягоды — стоя, огурцы — лежа
—Прошлым летом я сорок три дня жил в городе Фечау, неподалеку от Берлина Это типа нашей Городни. Этим летом — больше двух месяцев в Зендене возле Дортмунда,—рассказывает собеседник.
Первый работодатель специализировался на огурцах, занимался консервацией. Я собирал огурцы и клубнику. Нормы, которую нужно выполнить, нет. Оплата почасовая. Наверное, можно было сачковать. Второй работодатель занимался малиной, клубникой, черникой, ежевикой. Две недели я собирал ягоды. Потом был разнорабочим: возил на машине людей, трубы, ящики (хотя прав у меня не было).
Ягоды собирать легче. Потому что стоя. Огурцы выбираешь либо лежа, либо ходишь согнувшись.
Одевали все, что можно
Жили в евровагонах. Площадью пять на четыре метра. По три-пять человек. Кроме кроватей и окон — ничего. На улице — биотуалеты, вагончик с душевыми. Евровагоны хуже вагонов украинских поездов. Не отапливались, было холодно. Ездили в конце июня. Климат в Германии более сырой и холодный. На ночь одевали на себя все, что можно. В основном теплых вещей никто не брал. Покупали в магазинах пледы за 3-4 евро. Мерзли, болели. Но на работу старались выходить — не хотели терять деньги. Покупали в аптеках таблетки, порошки без рецепта.
Этим летом было лучше. Жили в большом ангаре. В нем пять квартир. В каждой две-три комнаты на 10-12 человек. Двухъярусные кровати. Телевизор. Кухня, стиральная машина, душ, туалет — все внутри ангара.
Девушки ныли и не выдерживали
Работа трудная. С шести утра до семи вечера. Вставали в пять. После завтрака нас везли на поля. Вместо дорог — щебенка. Ехать минут пятнадцать-двадцать. В кузовах, прицепленых к тракторам. Кузова комфортабельные, с навесом, лавочками для перевоза людей и товара.
Первая неделя — ад для всех. Встаешь рано, аклиматизация. Потом легче. Я привык к физическим нагрузкам —учусь на физо, помогаю на даче. Мне было более-менее. Сельские ребята говорили, что им было легко.
В целом женщин было больше. Девушки ныли. В том году две девчонки из нашего педа не выдержали. Через два-три дня оставили записку и уехали. Уехать можно было в любой момент, но заработать хотелось, поэтому почти все оставались.
Огурцы росли по полметра. На глазах
— Земля на полях ужасная. Песок и глина. Дождь прошел — вода стоит на поверхности.
Поля усеяны трубами, которые выкачивают воду, чтобы не застаивалась.
Сначала удивился, как там может что-то расти. Однако росло и быстро—льют много химии.
Огурцы вырастали до полуметра. Машина побрызгала, и через четыре часа огурец увеличивался на двадцать сантиметров. Через час-два — новая обработка.
Дождевик на голову — и работай
Можно было брать выходной, — но их почти никто не брал, ведь день тогда не оплачивался. Отдыхали в ливни —как-то два дня сидели дома. В обычный дождь работали. Нам давали дождевики, сапоги.
Я брал один выходной, ездил в Берлин. В конце поездки — в «Тропикал Айленд», самый большой крытый аквапарк Европы. Внутри — как тропики. Идешь—рядом таракан бежит или рептилия лезет. Ночевка (в аквапарке можно и спать) с аттракционами, бассейнами, джакузи, едой и питьем обошлась в 45 евро.
Гречка только для скота
Завтрак и ужин в столовой был одинаковый. Большая тарелка с пятью видами колбасы, масло, майонез. Делай бутербродов, сколько влезет.
Обед плотный. Первое, второе. Украинцы в большинстве брали только второе. Кашу давали в основном одну. Так и не понял, какую. Точно не гречку. Ее немцы не признают. Кормят гречкой скот — свиней, поросят. Мясо каждый день: стейки, окорочка, вкусные длинные немецкие сосиски. Еда в Германии качественнее. Но по вкусу отличается от нашей. Мне украинская вкуснее.
Еда дешевле
Ферма работодателя на окраине. До магазина минут 15-20. Час Интернета — 2 евро. Бильярд — 2-4 евро. Пол-литра пива и немецкие сосиски с гарниром в кафе — 8-11 евро.
Цены на еду ниже наших. Килограмм отменного мяса — 28-30 гривен. Молоко — 5 гривен полторалитровая пачка.
Домашнее мясо и молоко из бабушкиного села намного круче мяса и молока из магазина в Германии. Если сравнить магазинные продукты в обеих странах, в Германии они лучше.
Бьют посуду и не любят украинцев
Немецкая нация, как компьютер. Для меня — идеальная. Дисциплинированные, пунктуальные.
Красиво выглядят. Наши парни и девчонки наряжаются во все самое красивое и идут в центр. Там такого нет. Немцы не следят за обувью. Одежда может быть идеальной, а на ногах — грязные потертые (но качественные) ботинки.
Миллионеры тоже могут ковыряться в земле, наровне с бедными. Мы прокладывали трубы, а работодатель, веселый тридцатилетний миллионер, приезжал, помогал.
Украинцев считают глупой низшей расой, но в лицо улыбаются. Говоришь слово «Кличко» — радуются. Еще говорят, что у нас классная земля.
Развит спорт. На работу на семь, а они встают в пять и бегают. Ездят на работу за 200 километров — дороги изумительные. На каждом светофоре — камеры. Нарушил — тебя найдут.
Вечерами после работы — все в кафе. Пьют пиво, едят мороженое. Бьют посуду. У них для этого в кафе даже есть специальный уголок: выпили-разбили, выпили-разбили. В выходные — гольф, ролики, шашлыки, велосипеды.
В клубы пускают с 21 года. Молодежь помладше выезжает на машинах, ведь права с 16 лет. Молодые парни собираются у каналов, пьют много пива. Но если пьют, то хорошие напитки, не паленку.
«Зачем едешь?»
Этим летом я заработал четыре тысячи евро. Прошлым — в несколько раз меньше. Час моей работы этим летом стоил 6,5 евро. Прошлым — 3,7.
На поездку ушло около четырех тысяч гривен.
Виза — 35 евро. Страховка — до четырехсот гривен. Билет в Германию на автобусе «Мерседес» на восемь мест — 110 евро. Плюс за посреднические услуги (в прошлом году) — 1350 гривен.
В том году в поездку брал 50 евро. В этом — 100. На питание. Зубная паста, щетка, мыло — из дома.
Для поездки нужен контракт между работником и работодателем. С работодателем можно связываться напрямую, найти его по Интернету. Можно через посредника. Первый контракт мне подобрал посредник из Германии. Посредника можно найти по Интернету. Они и в Чернигове есть. Со вторым работодателем связывался напрямую.
Нужно знать язык. Знаешь английский — хорошо. Без знания немецкого в Германии можно обойтись. Я учил немецкий с репетитором, преподавательницей из первой школы, два-два с половиной месяца. Два раза в неделю, по часу-полтора.
Немецкий нужен для оформления «бумажек» для поездки. Но их может помочь заполнить ваш знакомый переводчик.
Труднее всего было получить справку в универе. О том, что я студент. Давать ее не хотели. «Зачем туда едешь?». Ходил к декану, ректору...
Справка из универа — для посольства. Как доказательство того, что ты вернешься в Украину. В эмигрантах там не заинтересованы.
А так все элементарно, поехать может любой. Было бы желание.
Алина Сиренко, фото из личного архива Сергея Атрощенко, еженедельник «Весть», №45 (470)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.